Обобщающий урок по окружающему миру с использованием ИКТ

Разделы: Начальная школа


Тема: Обобщающий урок «Что мы узнали о растениях». «Удивительные растения».

Дидактическая цель: Повторение и обобщение учебного материала по теме: «Многообразие растений»

Задачи:

  • Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о многообразии растений, повторить отличительные признаки разных групп растений.
  • Развивающая: расширить представление учащихся о многообразии растений, дополнив его представлением о разнообразии удивительных растений.
  • Воспитательная: воспитывать интерес к изучению окружающего мира через использование ИТ.

Форма урока: занятие-игра с использованием презентации

Средства обучения:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация (Приложение 1)

Ход урока

1. Орг. момент

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся на прогулку.

А вот куда мы пойдем догадайтесь сами.

Весной одевается,
Осенью раздевается. Слайд 1.

2. Повторение изученного.

- Правильно, мы пойдем с вами в лес.

- А что растет в лесу? Что мы сможем увидеть гуляя по лесу?

- Чем различаются деревья, кустарники и травы?

- Гуляя по лесу я насобирала много разных листочков. Попробуйте угадать с каких растений эти листочки.

(Игра «Угадай, какое растение потеряло листок» Слайды 2, 6, 10, 14)

- Посмотрите, вот все растения, которые мы с вами вспомнили. (Слайд 18)

- А теперь поработайте в тетради. (с.56).Распределите эти растения по группам: деревья, кустарники, травы.

- Проверьте себя. (Слайд 19)

- Растения растут только в лесу? Где еще они могут расти?

- Для чего человеку эти растения?

- А сейчас я предлагаю вам проверить, как вы запомнили все растения о которых мы говорили на наших уроках.

(Игра «Четвёртый лишний» Слайды 20, 23, 26, 29, 32)

- Какое хвойное дерево интересное? (лиственница)

- А чем оно интересно?

- А вы знаете что на нашей планете очень много интересных растений? Сегодня я расскажу вам о некоторых из них.

(Рассказ об удивительных растениях. Слайды 35-44)

Лиственница. Удивительный город Венеция. Там вместо улиц — каналы. Вместо автомобилей — лодки. Мостов больше, чем в ином городе пешеходных дорожек. А мраморные дворцы, любующиеся своим отражением в воде, до того хороши, что привлекают туристов всего мира.

 Дорогой ценой заплатили венецианцы за красоту своего города. Чтобы укрепить грунт, венецианцам пришлось забить в землю, под фундаменты, четыреста тысяч деревянных свай. На их «плечах» и держится величавый город. Но ведь известно: дерево в сырой земле гниет. А Венеция стоит свыше тысячи лет. Откуда у венецианских свай такая прочность?

Венецианские строители, видно, хорошо разбирались в древесных породах: выбирали для свай, на которых стоит город, самое подходящее дерево — лиственницу. Богата она смолой, которая и придает ей удивительную прочность. В музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге можно увидеть колеса от древних повозок, сплетенные из корней лиственницы. Они были сделаны жителями Алтая и пролежали в земле 25 тысяч лет, а гниль так и не коснулась их.

Сказка

Жила-была Сейба, высокая красавица с гордой головой и стройным станом. Не захотела она подчиняться злому волшебнику, и он наслал на нее злые ветры, чтобы они погубили гордую красавицу. Обратилась прекрасная Сей ба к своим корням: «Помогите, добрые мои верные корни, не дайте злым чарам одержать верх>. долгая ночь прошла. А наутро гордая красавица опиралась на высокие (до б м) плоские корни, которые сделали ее более устойчивой. Так не покорилась Сейба злому волшебнику.

Баньян

Эвкалипт. Самые высокие деревья в мире — эвкалипты. В Австралии был найден эвкалипт высотой 155 м, а окружность дерева у земли — 50 м. Двадцать человек должны были взяться за руки, чтобы обхватить ствол этого гиганта. Тяжелая, плотная древесина эвкалипта необыкновенно прочна. В кораблестроении это самый ценный материал. Эвкалипт дает ценный материал для выработки лечебного эвкалиптового масла.

Бамбук. Чемпион среди злаковых культур бамбук вырастает в Тропиках с пятнадцатиэтажный дом. Растет он, что называется, прямо на глазах. Конусовидные побеги этого замечательного злака, пробившиеся из-под земли, уже через два дня достигают роста человека. Древесина его крепкая, ценная для построек и столярных работ. Бамбук идет на изготовление бумаги. Молодые ростки бамбука (как овощи) употребляют в пищу в вареном и маринованном виде.

Банан — самая высокая в мире трава, достигающая высоты 7 м. В этом растении проявились признаки и дерева, и кустарника, и травы. Поэтому называют его древообразный Травянистый кустарник.

Баобаб — мощное коренастое африканское дерево. Диаметр ствола достигает 4 м (правда, описаны случаи, когда он может достигать и 10 м, а в обхвате — 35 м). Во время сухого периода баобаб стоит без листьев. Но стоит начаться влажному периоду, как появляются листья, цветки, а затем и плоды, которыми любят лакомиться обезьяны. Негры считают баобаб священным деревом. Еще одна удивительная способность баобаба — это накапливать «про запас» до 120 000 л воды.

Деревья — хранители воды. Тяжко в полупустыне всему живому — людям, зверям, растениям. По полгода не бывает дождей. Что же помогает растениям выжить? Толстяк-баобаб на несколько месяцев освобождается от зеленого наряда. Бутылочное дерево имеет внутри два вместительных резервуара, наполненных живительной влагой. У пузатой пальмы ствол похож на удава, проглотившего козу, а эта «коза» и есть не что иное, как хранилище воды. Крупные кактусы создают очень большие запасы воды. Многим путешественникам, изнывающим от жажды в безводной пустыне, спасли жизнь эти удивительные растения.

3. Итог урока.

- Ребята, о чем мы разговаривали на нашем уроке? (О растениях.)

- Как вы думаете, надо ли беречь растения? Зачем?

- Что мы с вами можем делать для того, чтобы растениям жилось лучше?

4. Домашнее задание