Методическая разработка "Работа над афоризмом. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"

Разделы: Русский язык, Литература


Внимание к вопросу использования афоризмов при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения объясняется необходимостью развития у учащихся навыков анализа художественного текста, умения точно определять авторскую позицию, аргументированно отстаивать собственную точку зрения, используя различные источники информации, связанные как с искусством, так и с наукой. Работа с афоризмами расширяет кругозор учащихся, дает возможность применять для аргументации знания, полученные при изучении разных предметов школьного курса. Эти навыки, как показала практика, помогают учащимся успешно справиться с выполнением задания варианта С на Едином Государственном Экзамене по русскому языку в 11 классе.

Предложенные формы работы с афоризмами дают прекрасную возможность проводить системную подготовку учащихся 11 классов к написанию творческой работы.

Этапы работы при планировании изучения темы позволяют рассмотреть афоризм как литературный жанр с разных позиций:

  • на первом этапе рассматриваются особенности афористики как науки, изучается тематика афоризмов, которая охватывает все сферы человеческого бытия, что сближает афоризмы не только с литературными произведениями, но и с публицистикой;
  • на втором этапе изучаются композиционные особенности афоризма как литературного произведения. Полученные сведения помогают отрабатывать практические навыки составления сочинения-рассуждения;
  • на третьем этапе вырабатываются и закрепляются навыки по определению художественно-стилистических особенностей афоризмов, что помогает и точнее разобраться с определением авторской позиции, и с выполнением заданий части В.

Методическая разработка направлена на овладение практическими навыками творческой работы с текстом, способствует формированию умений интерпретировать отрывок текста, которым является афоризм, строить речевое высказывание в письменной форме, позволяет развивать у учащихся навыки практического использования языковых средств, позволяет осуществлять компетентностный подход.

В настоящее время особым интересом отмечен герменевтический подход в работе над художественным текстом. Герменевтика - наука о понимании и истолковании смысла текста, учение о принципах его интерпретации. Герменевтика учит рассматривать произведение с двух сторон: с точки зрения авторского замысла и с позиции читателя, воспринимающего произведение. В результате применения данной методики работы с афоризмами планируется приобретение обучающимися следующих умений и навыков:

  • уметь точно определять авторскую позицию;
  • аргументированно отстаивать собственную точку зрения;
  • строить речь в соответствии с языковыми нормами и коммуникативными качествами речи;
  • использовать различные источники информации для аргументирования собственной точки зрения;
  • привлекать лексические и стилистические средства языка при построении речи в целях максимально точного и полного изложения мысли;
  • грамотно и целесообразно строить высказывание.

Среди литературных жанров, наиболее четко отображающих авторскую точку зрения на актуальные проблемы человеческого общества и способствующих при работе с ними выработке навыков создания собственных творческих работ, можно выделить жанр афоризма.

Афоризмами принято называть краткие, глубокие по содержанию и законченные в смысловом отношении суждения, принадлежащие определенному автору и заключенные в образную, легко запоминающуюся форму. С самых древних времен афоризмы, именуемые ранее изречениями, постоянно сопутствовали всем цивилизациям мира, они синтетически обобщали мудрость народа, отображали его интересы и чаяния, являясь своеобразными сгустками общественного мнения.

Тематика афористики весьма разнообразна, и на ней лежит отпечаток породившей ее эпохи, отражается характер исторических условий, в которых она возникает и развивается: она освещает философские вопросы, имеет острое политическое содержание, трактует этические проблемы или касается жизненно бытовых ситуаций. Фактически афористика охватывает все сферы человеческого бытия и деятельности, существенно влияя на них. Афористика – поистине наука о жизни. Воспитательная роль афоризмов неоспорима: они расширяют мир духовных запросов людей и формируют их моральные убеждения. Еще Геродот указывал в свое время на то, что «издревле есть у людей мудрые и прекрасные изречения; от них следует нам поучаться». И поучение это происходит не механически: афоризмы в силу своей структурной особенности – лаконичности – побуждают читателя к собственному размышлению, являясь своеобразным катализатором мысли, ускорителем процесса возникновения ассоциаций и идей. Афоризмы учат мыслить и вместе с тем говорить. Предельная экономия слов, глубина семантики, яркая образность делают афоризмы стилистическими шедеврами, которые, обогащая искусство риторики, становятся действенным средством в борьбе с однообразием и серостью человеческой речи.

Афоризмы всегда привлекали внимание людей, но в настоящее время, в эпоху научно-технического прогресса, их значение особенно выросло: не случайно сейчас в ряде стран афористика получила высокое развитие, а кое-где достигла своего расцвета. Такой интерес к афористике возник потому, что в силу своей универсальности афоризмы соответствуют духу эпохи, они одинаково близки как к науке, так и к искусству, в них органично взаимодействуют принципы научного и художественного творчества. Афоризмы, конечно, нужно считать литературным жанром, но они близки науке, и это способствует их популярности в наше время, характерное расцветом науки.

Немаловажным является и тот факт, что в нашу динамическую эпоху с ее высоким жизненным темпом и огромным количеством литературной и информационной продукции, нарастающей лавинообразно, люди все менее располагают временем и поэтому охотнее обращаются к самому емкому жанру литературы – к афоризмам.

Афоризмы – литературного происхождения и имеют определенного автора, пословицы – продукт народнопоэтического творчества. Важным свойством пословиц является многозначность их применения. Афоризмы не обладают способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии, и для них не характерна массовая воспроизводимость; происхождение придает им сугубо личностный, индивидуальный характер.

На наш взгляд, работа над афоризмами в рамках подготовки учащихся к написанию варианта С на экзамене по русскому языку - это, в первую очередь, работа по развитию навыков написания сочинения-размышления, эссе.

Эссе – это размышления писателя по ряду проблем, не обязательно общеактуальных, а, главное, волнующих самого автора; мысли автора, а не отдельные факты и события, составляют ценность эссе. Этот жанр очень близок афористическому, поэтому мы уделили ему внимание.

Близость этих двух жанров несомненна, и не случайно в литературе можно встретить сравнение эссе с развернутыми афоризмами – сведение различия между ними лишь к объемному признаку. Это, конечно, не совсем так. Сходство эссе с афоризмами в краткости, образности, глубокомысленности содержания, в недоговоренности, стимулирующей читателя к размышлению, в субъективной окраске материала. Эссе – это раздумья, афоризмы – итоги раздумий. Термин «эссеист» нередко соответствует понятию «мастер афоризма».

Афористическая тематика

С течением времени афористическая тематика стала чрезвычайно широкой и разнообразной, в связи с чем классифицировать ее в данное время можно только в общих чертах. Можно различать афоризмы общественно-политические, этические, философские, педагогические, жизненно-бытовые, литературоведческие, изречения сатирического и юмористического содержания и другие. Каждое из этих направлений может распадаться на множество более конкретных тем. Современные сборники афоризмов, например В.В.Воронцова, С.Д.Игнатьева, содержат каждый до 80-ти тематических заголовков.

Композиционные особенности афоризмов

Афоризмы, как правило, строятся из двух частей: конкретной мысли и итогового заключения. Иногда эти компоненты нерасчленимы, но они всегда присутствуют. В заключении обычно содержится «соль» афоризма – авторская оценка первой части. Афоризм имеет как бы два аспекта, часто находящихся между собой в конфликте. Приведем примеры, возьмем афоризм Л.Толстого: «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься». Друг – он же враг – это противоречие, но во второй половине афоризма оно снимается пояснением. А вот в афоризме А.Франса: «Когда нации угрожают пушки, милосердие – тягчайшее преступление» - разъяснение предшествует противоречию. Иногда же оно совсем отсутствует и лишь подразумевается. Например, афоризм О.Уайльда: «Недовольство – первый шаг к прогрессу как у человека, так и у нации» - не имеет пояснения, но его легко домыслить: «так как недовольство побуждает к деятельности». Противоречия, присутствуя в афоризмах, не превращают их в парадоксы. Парадоксы всегда противостоят общественному мнению, тогда как противоречия афоризмов гасятся в них самих.

Афоризмы всегда двухаспектны, но противоречия в них присутствуют не всегда. Возьмем афоризмы: «Знание – сила» (Ф.Бэкон), «Человеколюбие – первейшая добродетель (Вовенарг). В таких афоризмах нет противоречий, их двухаспектность однонаправленна.

Художественно-стилистические особенности афоризмов

Для афоризмов не обязательна новизна мыслей, но очень важным является их словесное обличье, достигаемое умелым использованием стилистических и эмоциональных средств. Эти средства придают некогда или только что возникшим истинам своеобразие и оригинальность, которые усиливают их действенность.

Красота – важнейший признак афоризма, и достигается она применением таких художественных средств, как тропы и стилистические фигуры.

Рассмотрим художественно-стилистические средства, чаще всего применяемые в настоящее время при создании афоризмов, а именно: определение, парадоксальность и некоторые стилистические фигуры.

Афоризм, построенный на определении, имеет четко выраженную двучленную форму. В первой части названо какое-либо явление или понятие, во второй раскрывается его суть: «В верности истине – верность отечеству» (С.Цвейг).

Нередко встречаются афоризмы, основанные на парадоксальности, которая придает им оригинальность и новизну и лишь на первый взгляд воспринимается в качестве противоречия общепринятым мнениям: «Есть мертвые, которых надо убивать» (Л.Денуайе).

Из стилистических фигур в афоризмах чаще всего используются антитеза, параллелизм и хиазм. Употребляются также эллипсис, риторический вопрос, градация, анафора и некоторые другие.

Антитеза – сопоставление контрастных понятий и образов, усиливающее впечатление: «Человек должен быть властелином своей воли и рабом своей совести» (М.Эбнер-Эшенбах); «Сомнения украшают философов, но губят солдат» (Н.Грибачев).

Параллелизм – две разных мысли, создающие единый, выразительный образ: «Жизнь прекраснее смерти, и надежда лучше отчаяния» (Б.Шоу); «В этом мире только одна вещь, перед которой должно преклоняться, - это гений, и только одна вещь, перед которой должно пасть на колени, - это доброта» (В.Гюго).

Хиазм – противоположение основных элементов двух однородных словосочетаний (в математическом выражении параллелизм можно представить формулой А:В = С:Д, а хиазм А:В = В:А): «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет сознание» (К.Маркс); «Живые не могут ничему научить мертвых, зато мертвые учат живых» (Шатобриан).

Эллипсис – пропуск легко восстановимых слов, способствующий лаконизму и динамичности афоризмов: «Ничего слишком» (Солон); «Войну – к позорному столбу» (В.Гюго).

Риторический вопрос – вопрос, поставленный не для ответа, а как утверждение, он придает приподнятость и патетичность выражению: «Если сила соединяется со справедливостью, то что может быть сильнее этого союза?» (Эсхил); «Многим ли станет лучше мир, когда в нем останутся только знания и не останется милосердия?» (Б.Шоу)

Градация – расположение однородных слов, последующие из которых усиливают (реже понижают) смысловое значение суждения: «Главное в человеке – его чудесная способность искать истину, любить ее, видеть ее и жертвовать собой во имя ее» (Р.Роллан); «Мы помним все. Ничто не позабыто. Но мы за мир. Всерьез! Для всех! Навек!» (К.Симонов).

Анафора – повторы начальных слов, увеличивающие силу эмоционального впечатления: «Ведь если я гореть не буду, и если ты гореть не будешь, и если мы гореть не будем, так кто же здесь развеет тьму?» (Назым Хикмет).

Чаще всего афоризмы имеют сложную структуру, где встречаются две, а то и три стилистические фигуры и другие художественные средства. Так, градация иногда усиливается анафорой: «Хочешь мира – готовь его, готовь, не щадя своих сил, каждый день твоей жизни, каждый час твоих дней» (А.Цвейг). Определение нередко сочетается с хиазмом: «Душа культуры – это культура души» (И.Гофмиллер). А, например, в таком афоризме: «Когда вы заимствуете у одного писателя, это называется плагиатом, когда у многих – это уже исследование» (У.Мизнер), - можно обнаружить антитезу, определение и парадоксальность.

Использование художественно-стилистических средств в афоризмах предопределяет их неоспоримую принадлежность к художественной литературе.

Формы работы с афоризмами

В работе над афоризмами нами применялись как индивидуальные, так и коллективные формы работы учащихся. Итогом работы над каждой из предложенных форм является написание сочинения-размышления. Данные формы работы могут использоваться как на уроках русского языка по развитию речи, так и как отдельный этап урока при изучении литературы в 10 и 11 классах.

1. Работа над предложенным афоризмом.

Для работы предлагается афоризм выдающегося деятеля науки, искусства, литературы. Дается краткая характеристика заслуг автора афоризма перед обществом, его личных человеческих качеств. Определяется авторская позиция. Определяется степень актуальности афоризма. Определяются стилистические приемы, применяемые в данном произведении. Аргументировано доказывается собственное отношение к поднятой проблеме.

Примерный вариант задания:

Каждый из нас должен отдать необычный долг: за жизнь заплатить жизнью. Альберт Швейцер

Швейцер Альберт (1875 – 1965 гг.)

Немецкий теолог, философ, музыкант и врач. Родился в Кайзерсберге (Верхний Эльзас, в те годы территория Германии) в семье бедного лютеранского пастора. С раннего возраста учился игре на органе. В 1883 г. Поступил в Страсбургский университет. По окончании университета защитил диссертации на соискание степеней доктора философии и лиценциата теологии. Во время учебы регулярно наезжал в Париж, где брал уроки игры на органе и фортепиано. Увлекался музыкой И.С.Баха и Р.Вагнера. Играл на органах в Берлине, Париже и других европейских городах. В 1902 г. был назначен помощником приходского пастора в Страсбурге, возглавил фонд св. Фомы. Занимался преподавательской деятельностью, читал лекции о Шопенгауэре, Гартмане, Гете, Ницше и других мыслителях. Опубликовал на французском языке труд «И.С.Бах – музыкант и поэт».

Когда Швейцер достиг 30-летнего возраста, он был известным теологом, педагогом и проповедником, признанным знатоком И.С.Баха и органостроения. Тем не менее, он оставил свои любимые занятия и приступил к изучению медицины. На долгие годы его лозунгом стало: «Сначала я должен вылечить людей, а уж затем нести им слово Божье». Окончив курс на медицинском факультете Страсбургского университета (1905-1912 гг.), Швейцер получил степень доктора медицины и, собрав минимальные средства на организацию санитарной станции, отправился в Африку. В 1913 г. ему удалось создать больницу в селении Ламбарене на реке Огове во французской колонии Габон.

В 1918 г. – после перехода Эльзаса и Лотарингии в состав французского государства – Швейцер принял французское гражданство. В 1923 г. вышла начатая еще в Габоне книга «Культура и этика».

Среди других трудов – «Упадок и возрождение культуры», «Философия культуры», автобиография Швейцера «Из моей жизни и моих мыслей», «Мировоззрение индийских мыслителей», «Мистика и этика».

В феврале 1924 г. мыслитель вновь отправился в Африку. Полностью разрушенную больницу пришлось строить заново и в другом месте, однако на этот раз у Швейцера было больше добровольных помощников. К 1927 г. была выстроена новая больница, которая могла принять гораздо большее количество больных.

В 50-х годах мыслитель начал пользоваться поистине мировой известностью – его именем называли учебные заведения, улицы и даже корабли. В 1953г. Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира, на полученные средства построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных. В 1957 г. выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия, и в дальнейшем не прекращал напоминать об атомной угрозе. После того как Швейцер в 1959 г. навсегда уехал в Ламбарене, больничный городок стал местом паломничества множества людей со всего мира. Умер в 1965 году.

  • Какую проблему поднимает в своем афоризме автор?
  • Определите, насколько точка зрения автора афоризма согласуется с фактами личной жизни А. Швейцера. Можно ли считать данный афоризм своеобразной жизненной программой?
  • Насколько актуальна, на ваш взгляд, проблема, поднятая в тексте?
  • Какие стилистические приемы применяются в данном афоризме?
  • Согласны ли вы с автором данного афоризма? Аргументируйте свой ответ.

2. Выбор наиболее актуального, по мнению учащегося, для современного общества афоризма из нескольких, предложенных учителем.

Для анализа учителем предлагаются несколько афоризмов, разных по тематике. Учащимся предлагается выбрать из предложенных афоризмов наиболее актуальный, по их мнению, объяснить свою точку зрения, приводя аргументы из литературных произведений и на основе личного опыта.

Примерный вариант задания:

Газета – это печатный орган, не видящий разницы между падением с велосипеда и крушением цивилизации. Бернард Шоу

Сильные имеют право быть оптимистами. Генрих Манн

«Это не нравится мне». – Почему? – «Я не дорос до этого». – Ответил ли так когда-нибудь хоть один человек? Фридрих Ницше

  1. Определите, какие проблемы поднимаются в данных афоризмах.
  2. Насколько актуальны проблемы, поднимаемые в текстах?
  3. Выберите афоризм, наиболее актуальный в настоящее время.
  4. Согласны ли вы с автором данного афоризма? Аргументируйте свой ответ примерами из литературных произведений и на основе личного опыта.

3. Самостоятельно подобранный афоризм.

Учащимся предлагается самостоятельно подобрать афоризм на одну из наиболее актуальных для современного общества тем, определив в работе авторскую позицию и обосновав выбор афоризма, используя аргументы из литературных произведений и личного опыта.

4. Сравнительный анализ двух предложенных афоризмов.

Для анализа учителем предлагаются два афоризма, схожих по тематике, но отражающих разные взгляды авторов на проблему. Определяется авторская позиция, степень актуальности афоризмов. Определяются стилистические приемы, применяемые в данных произведениях. Учащимся предлагается выбрать наиболее близкую для них точку зрения и аргументировано доказать собственное отношение к поднятой проблеме.

Примерный вариант задания:

Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает. Василий Ключевский

Что касается всех вообще, не касается никого. Томас Маколей

  1. Какую проблему поднимают в своих афоризмах авторы?
  2. Определите, совпадают ли точки зрения авторов афоризмов.
  3. Какой из приведенных афоризмов наиболее актуален, на ваш взгляд?
  4. Какие стилистические приемы применяются в данных афоризмах?
  5. Выберите афоризм, отражающий наиболее близкую для вас точку зрения. В чем вы согласны с автором данного афоризма? Аргументируйте свой ответ, основываясь на литературном материале.

5. Подбор афоризма для доказательства авторской точки зрения.

Учителем для анализа предлагается текст публицистического характера. Учащимся дается задание определить авторскую позицию, определить степень актуальности поднятой в тексте проблемы и подобрать для доказательства собственной точки зрения афоризм или афоризмы. Афоризмы для аргументации могут быть предложены учителем или подобраны учащимися самостоятельно.

Примерный вариант задания:

Юноши и девушки, задумайтесь над тем, что придет время, когда вы, отцы и матери своих сыновей и дочерей, станете слабыми, бессильными, дряхлыми. И вам самим, и детям вашим будет ясно, что вы доживаете свой век. Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, - это искренняя, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По-настоящему счастлив и мудр тот, кто всю свою жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Хранилище этого богатства – души ваших детей. Имя ему – ваша ответственность перед детьми. Заботьтесь об этом богатстве, оно возвратиться к вам. Знайте, что придет время, когда дети ваши станут сильнее и мудрее вас, отцов, - это неизбежная и очень мудрая закономерность жизни. И единственным источником вашего счастья будет сознание того, что вы сами в духовной жизни своих детей стали огромной, ни с чем не сравнимой ценностью, потому что в вашем разуме, в вашем сердце, в каждом вашем побуждении и устремлении дети будут видеть прежде всего ваш долг и вашу ответственность. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно.
В.А.Сухомлинский

  • Какую проблему поднимает в тексте автор? Какова его позиция?
  • Насколько проблема, поднятая автором, актуальна? Можно ли считать данный текст своеобразной жизненной программой?
  • Согласны ли вы с автором данного текста? Аргументируйте свой ответ, используя в качестве доказательств афоризмы, предложенные учителем, или подберите свой.

Афоризмы для аргументации:

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Л.Н.Толстой

Лишь тот что-то значит, кто что-то любит. Не быть ничем и ничего не любить – одно и то же. Людвиг Фейербах

6. Объяснение точки зрения автора литературного произведения с использованием афоризмов.

При изучении литературного произведения учащиеся определяют главные проблемы, поднятые в произведении. Для подтверждения авторской позиции учащимся предлагается найти в изучаемом произведении или подобрать из других источников афоризм или несколько афоризмов, определить степень актуальности данной проблемы в обществе. Назвать стилистические приемы, применяемые в подобранных афоризмах. Аргументированно доказать собственное отношение к поднятой проблеме.

Примерный вариант задания:

А.И.Солженицын «Матренин двор»

Тема урока: «Изображение русского национального характера в рассказе. Образ русской женщины».

  1. Определите главные проблемы, поднятые в произведении. Определите степень их актуальности.
  2. Выпишите наиболее характерные высказывания Матрены. Обратите внимание на народный язык героини. Могли бы они стать афоризмами?
  3. Вспомните, у какого русского писателя XIX века главная героиня носила такое же имя. Попробуйте найти между ними общее. Докажите свою точку зрения цитатами из текста или из критической литературы.
  4. Как вы думаете, почему автор хотел назвать рассказ «Не стоит село без праведника»?
  5. Для подтверждения авторской позиции подберите из других источников афоризм или несколько афоризмов. Назовите стилистические приемы, применяемые в подобранных афоризмах.
  6.  Можно ли аргументированно доказать свою точку зрения, используя следующие афоризмы:

Самый великий человек в истории был самым бедным. Ралф Эмерсон

Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит. Л.Н.Толстой

Люди наказываются сильнее всего за свои добродетели. Ф.Ницше

Патриотизм не должен ослеплять нас; любовь к отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть. Н.М.Карамзин

7. Афоризм месяца.

Ежемесячно учащиеся всего класса получают творческое задание: подобрать афоризм, наиболее актуальный для сегодняшнего общества, по их мнению, поднимающий волнующие молодежь темы и проблемы и написать сочинение-рассуждение, доказав актуальность выбранного текста. Среди работ, проверенных и отобранных учителем, после обсуждения в классе учащиеся выбирают «Афоризм месяца», который затем помещается на стенд с одноименным названием, на котором находится в течение месяца. Подобных работ может быть несколько, если они признаны учащимися лучшими.