Имя прилагательное. Наблюдение над значением имен прилагательных (цвет, вкус, форма, состояние природы, качества личности человека, время суток)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Продолжить наблюдение за значением прилагательных; продолжить поиск лексико-симантической группы имён прилагательных, обозначающих цвет, форму, вкус,…
  2. Развивать орфографическую зоркость.
  3. Обогащать словарный запас учащихся.
  4. Формировать представление об эстетической категории-красивое.

Ход урока

Психологический настрой учащихся на урок.

-Покажите своё настроение с помощью цвета.

-Откройте тетради и оформите её для начала работы.

Целеполагание.

-Скажите, о чём мы говорили на предыдущих уроках?

-Что нового узнали?

-Кому было легко, трудно, кто затруднялся?

Поэтическая минутка.

-Хотелось бы начать урок с небольшого стихотворения Ивана Захаровича Сурикова

(читает ученик):

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь-цветы вокруг,
Да по колено травы.

Зелёный луг,как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.

-Какими впечатлениями поделился с нами автор?

-В какое время суток описан луг?

-Какие слова помогают нам представить красоту луга и почувствовать льющийся запах утренней прохлады и луговых цветов?

Запись под диктовку 2-го четверостишия.

-Я предлагаю вам записать чудесные строки этого стихотворения.(Письмо под диктовку 2 четверостишия). Самоконтроль-прверка с доской.

-Какие цветы можно встретить на лугу?

-Какой частью речи являются слова-названия цветов?

-А какой частью речи являются слова, обозначающие признак цветов?

-Какого цвета могли быть луговые цветы?

-Запишите три любимых цвета.

Итог - какую работу выполняют слова, которые вы записали?(Указывают на признак предмета, обозначает цвет).

Игра «Найди лишнее слово».

-А сейчас поиграем. Прочитайте слова и запишите лишнее.

Фиолетовый, оранжевый, зелёный, трусливый, белый.

-Какое слово вы записали?

-К какой части речи относится это слово?

-Докажите.

-Когда мы употребляем это слово в речи?(Когда говорим о человеке).

-Какое слово противоположное этому слову по значению?(Смелый)

-К какой части речи принадлежит это слово?

-Составьте предложение с одним из этих слов.

Чтение рассказа В. Осеевой «Трусиха».

-Как думали все об этой девочке?

-А как это оказалось?

Итог - какую работу выполняют такие слова? (Обозначают качество личности человека)

-Подумайте и скажите, что определяют прилагательные в следующем отрывке.

Настала долгожданная весна. Солнечные дни согнали снег с полей. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие листочки. Появились первые цветы.

-Назовите прилагательные.

-О чём говорят прилагательные?

Итог - О состоянии природы весной.

-Понаблюдаем, что что определяют слова из отрывка рассказа Соколова-Микитова »Рассвет в лесу».

Кончилась ночь. Туман стоит над лесом. Утренняя роса покрыла листву на деревьях. Хорошо гулять ранним утром по лесу.

Итог - что определяют прилагательные в этом отрывке? (Время суток).

-Запишите имена прилагательные, определяющие время суток.

Загадка.

-Думаю, что все вы любите отгадывать загадки? Вот сейчас послушайте, и непросто отгадйте, а назовите слова, которые описывают отгадку.

Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,с полосатой кожей гладкой.
А разрежешь-посмотри:
Красный, красный он внутри.

-Что определяют слова круглый и сладкий?

-Запишите слова, которые говорят нам о вкусе и форме.

Итог - что определяют слова круглый, сладкий?

Вывод: какая часть речи помогла представить радужные краски цветов, качество личности человека, состояние природы, форму, вкус.

-Сможете ли вы завтра определить значение прилагательных?

-Кто повысил уровень своих знаний?

-Вспомните, с чего мы начали наш урок? (Цвет, настроение).

-Поделитесь своим настроением в заключении урока.

Презентация.