Виды сил

Разделы: Физика


Задачи:

Образовательные

  • Обобщить знания о силах.
  • Способствовать приобретению умений работать в дополнительной литературой, Интернет-источниками;
  • готовить сообщения.

Развивающие

  • Развивать логическое мышление, устную речь.
  • Интеллектуальные умения: обобщение, систематизация, сравнение и т.п.

Воспитательные

  • Формировать уважение к народному творчеству.
  • Содействовать проявлению творческих способностей.
  • Воспитывать ответственное отношение к поручениям и чувства долга перед товарищами.

Оборудование: мультимедийная презентация (Приложение 1), индивидуальные карты.

Подготовительная работа

Класс перед уроком разделен на 3 группы, каждая готовит задания по одной из сил.

Представить силу.

Подобрать пословицы и поговорки о силе трения, силе тяжести, силе упругости.

Вступительное слово учителя: Сегодня мы с вами вновь отправимся в путешествие по Физическому океану и посетим архипелаг Сил. Мы сделаем остановки на о.Упругости, о.Трения, о.Тяжести. Перед путешествием сделаем разминку.

Повторение

  • Что называют силой?
  • Как обозначается сила?
  • В каких единицах измеряется сила?
  • Каким прибором измеряется сила?
  • Какие силы вы знаете?

Учитель: Итак, отправляемся в путешествие. На пути у нас остров Тяготения. Сделаем здесь остановку. Как вы думаете, почему остров так называется? Правильно. Здесь живет сила тяжести. Давайте вспомним, какую силу называют силой тяжести, как она действует, какие явления наблюдаются вследствие действия силы тяжести?

Сообщение учащегося "Сила тяжести". Приложение 2

Учитель: Народное творчество не обошло стороной влияние тех или иных сил на окружающие тела и выразилось в пословицах, поговорках и других сочинениях устного творчества.

Учащиеся называют пословицы, поговорки о силе тяжести и поясняют их смысл.

Обобщим: Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Она приложена ко всему телу, направлена вниз:.

Решим задачи:

1. Масса одного тела вдвое больше массы другого.

Сравните силы тяжести, действующие на эти тела.

2. Определите силу тяжести , действующую на тело массой 500 г.

 Продолжим наше путешествие. Остановка - остров "Упругости". Название острова говорит само за себя. Здесь правит Сила Упругости. Вспомним: какую силу называют силой упругости, как она действует, приведем примеры действия этой силы.

Сообщение учащегося "Сила упругости". Приложение 3

Учащиеся называют пословицы, поговорки о силе упругости и поясняют их смысл.

Обобщим: Сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение, называется силой упругости. Прилагается к телу и направлена противоположно. :..

Задачи:

1. Назовите силы, действующие на шарик, подвешенный к концу стальной пружины. Сделайте рисунок и изобразите а нем , куда направлены силы.

2. Найдите жесткость пружины, которая под действием силы 1- Н удлинилась на 10 см.

Продолжим путешествие. На пути у нас остров Веса, а значит, здесь живет сила, которую мы называем Вес тела. Дайте определение этой силы. Может ли быть такое, чтобы вес тела отсутствовал. Когда такое бывает? Может ли вес тела быть больше или меньше силы тяжести? Мы не будем делать остановки на этом острове и направимся к острову Трения.

Сообщение учащегося "Сила трения". Приложение 4

Учащиеся называют пословицы, поговорки о силе трения и поясняют их смысл.

Обобщим: Силой трения называется сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого. Она направлена противоположно движению тела. Причинами возникновения силы трения являются ::

Задачи:

1. Объясните, почему лыжник после спуска с горы катится дальше, если поверхность поля не бугристая, а горизонтально ровная?

2. Зачем делают протектор на автомобильных шинах?

3. Где течение реки быстрее: на поверхности или на дне? У берегов или на середине? Почему?

4. Почему шуруп, смазанный мылом, легче ввинчивается в дерево?

5. Зачем штангист пред выходом на помост натирает руки тальком?

Путешествие подошло к концу. Давайте подведем итоги. Перед вами индивидуальная карта. Вам необходимо ее заполнить.

Индивидуальная карта по теме: "Силы в природе".

_________________________________________________

Фамилия , имя

  Сила тяжести Сила упругости Сила трения
Определение      
Обозначение, единица измерения      
Формула      
Точка приложения, направление      
Прибор для измерения      
Примеры (схемой или рисунком)      

Подводятся итоги урока и выставляются оценки.