Дидактическая игра по химии на тему "Другого ничего в природе нет"

Разделы: Химия


Тип урока: Урок закрепления и обобщения материала.

Вид урока: Обобщающая игра-путешествие.

Цели урока:

  • формирование коммуникативных умений учащихся;
  • социализация личности (поддержка друг друга, взаимодействие, культура общения между учащимися и учителем);
  • развитие интеллектуальных способностей и умений;
  • овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития.

Основные принципы обучения:

  • Общность цели и задач (дается одно задание на группу).
  • Индивидуальная ответственность (одно поощрение на группу, зависящее от вклада каждого).
  • Равные возможности успеха для всех (распределение ролей капитаном согласно уровню знаний)

Учебные задачи урока:

  • Представить материал в нетрадиционной форме для усиления неформального запоминания ключевых аспектов темы.
  • Закрепить умения составления электронных и электронно-графических формул элементов, расчета относительной молекулярной массы вещества и доли каждого элемента.
  • Закрепить понятия химический элемент, изотоп, электрон, протон, нейтрон, относительная атомная масса.
  • Закрепить основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

Оборудование:

  • таблица "Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева";
  • карта-план урока
  • раздаточный материал
  • компьютеры, телевизор.

Используемые педагогические технологии: технология сотрудничества - обучение в малых группах, технология критического мышления, информационные технологии

Виды работы учащихся:

  • по дидактическим целям: самостоятельные работы для повторения опорных знаний, для систематизации знаний, для закреплений и умений путем применения их в новой ситуации;
  • по характеру познавательной деятельности: копирующего характера (репродуктивные), частично-поисковые (эвристические) и исследовательского характера;
  • по форме организации работы учащихся: групповые, индивидуальные;
  • по источнику знаний и средств обучения: работа с таблицами, раздаточным материалом, устное и письменное решение упражнений, работа с электронными тестами.

Организационные условия:

  • Столы сдвигаются попарно и располагаются так, чтобы учащимся было удобно слушать учителя и работать в группе.
  • Формируются стабильные разнородные по уровню обученности группы по 5-6 человек
  • Выбор членами команды капитана, который будет распределять роли внутри группы.
  • Каждый член команды должен защитить одно задание.
  • Каждая группа получает бланки с заданиями.
  • Оценки за индивидуальную работу суммируются в группе.

Содержательная часть

Стадия вызова, создание проблемной ситуации.

(Основная задача стадии вызова - пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. На этой стадии озвучиваются цели урока, происходит мотивация их дальнейшей деятельности).

1. Вступительное слово учителя:
- Завис, завис проклятый комп!
Знать, электроны в проводах присели
Чуть отдохнуть. Так электронный тромб
Мой комп оставил не при деле.
И я сижу: пустой экран
А мне писать свое творенье.
Меня же комп оставил без движенья.
Войдешь в знакомый кабинет,
А там - детей десятки, толпы.
На протяженье многих лет
Судьба учить. И виснут компы:

1. Игра "Верю - не верю?" (2 мин) .

Вопросы: Верите ли вы в то, что:

1. Электроны могут заставить компьютер зависнуть.

2. Только электроны входят в состав атома.

3. Электроны положительные частицы.

4. Количество нейтронов и электронов одинаковое.

5. Атомная масса равна количеству электронов

6. Все электроны имеют одинаковые электронные орбитали.

7. У всех элементов одинаковое строение атома.

Озвучивание целей урока:

- Сегодня на уроке мы с вами закрепим полученные знания по теме "Строение атома", повторим символы химических элементов, продолжим выполнять расчеты молекулярной массы веществ и доли элементов.

(Заранее, я по желанию ребят разделила класс на четыре равноценные группы. В каждой группе был выбран капитан.)

2. Химический диктант: (5 мин)

Проводится в виде игры "Поймай мяч". Учитель бросает мяч каждому учащемуся при этом называет химический элемент - учащийся ловит мяч и называет атомную массу. По одному учащемуся от группы выполняют индивидуальное задание по определению атомных масс элементов на компьютере - тест с выбором ответа. Учащиеся, по окончании работы на компьютере сразу получают оценки.

Стадия осмысления:

(На стадии осмысления учащиеся сталкиваются с новой информацией; они пытаются решить поставленную задачу, опираясь на сведения, полученные ранее).

3. Анализ знаний учащихся. (10 мин)

Учитель: Случилось это. Вчера вечером. Было уже поздно, на улице темно и неуютно. Дома все заснули, а я все готовлюсь к урокам. Устало опускаю голову и почти засыпаю. В короткий миг между сном и явью мне вдруг показалось, что слышу чьи-то голоса. Голоса все громче и громче спорят, прислушиваюсь и узнаю ведь это инопланетяне. Просыпаюсь, смотрю в окно и все забываю. Прихожу в школу, открываю кабинет и вижу их портреты и записку. Следы от их ног еще не смыла вода.

На карточках в форме следов детских ног написаны задания - "анаграммы" для каждого учащегося. Сначала учащиеся составляют название химического элемента, затем дают ему характеристику по плану. По одному человеку от группы составляют характеристику химического элемента у доски, еще по одному - проходят электронный тест на компьютере. Остальные учащиеся выполняют задания на местах в рабочих тетрадях.

Из оставшихся букв учащиеся в группах составляют слова.

"Скорее открой письмо "

4. Конкурс "Прятки с формулами" (10 минут) (Слайд 6)

В письме от инопланетян есть еще одна просьба:

- Дорогие ребята! В нашем инопланетном корабле есть склянки с некоторыми реактивами, но этикетки постарели и символы некоторых элементов не видны, но известна относительная молекулярная масса веществ в склянках. Вставьте недостающий элемент. Помогите нам!!!

Учащиеся работают в парах.

H2-O3 - NO3 - SO4 H3- O4
H -O3 Mg - O4 Al -O4 K-NO3
Cu -O4 Na -O3 Ca- O4 Na-H

Какой элемент есть во всех веществах? (Кислород).

Вычислите его процентное содержание в каждом веществе и выясните, в каком веществе его больше.

5. Повторение правил ТБ. (3 мин).

Ребята! При работе в химическом кабинете мы должны помнить правила техники безопасности:

Учащиеся по очереди вспоминают и анализируют шуточные стихи о правилах ТБ.

1. Вы спиртовку от спиртовки зажигайте очень смело.
Ведь фитиль у вас хороший, пламя яркое столбом.
И не страшно, если брюки вспыхнут быстро, незаметно.
Но зато соседка ваша не пойдет уж больше стричься-
Ерш волос на голове ей напомнит об огне.

2. Ну а если что-то хочешь ты в штативе закрепить,
Зажимай пробирку в лапке и не бойся, если треснет
И осколки острым краем вдруг вопьются прямо в глаз.
Пара глаз - ведь это роскошь.
Как Кутузов, одноглазый ты теперь и навсегда.

6. Физминутка. (3 мин).

Проверка "химического зрения".

Учащимся предлагается, как Кутузову закрыть один глаз и называть по очереди символы химических элементов.

H C S P

Cu O K Zn N Cl

H Al Na Fe Cu Ag

N Ca C Zn S Cl K P

Al P Na Cu H O Fe Cl N S

K N C Ag Fe H O S Ca Cu Al Cl Na

Стадия рефлексии.

(На стадии рефлексии происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими информации. Учащиеся высказывают свое мнение и аргументируют его).

7. Рефлексия.

На столах у учащихся лежат вырезанные из бумаги руки. На одной стороне руки ученики пишут, что им понравилось на уроке, на другой, что не понравилось.

8. Домашнее задание, подведение итогов урока, выставление оценок.