Урок русского языка в 9-м классе по теме: "Придаточное места"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Формирование умений.
  2. Распознавать СПП с придаточными места, отличие их от СПП с придаточными определительными и изъяснительными.
  3. Умение правильно ставить знаки препинания в СПП указанных типов.

ХОД УРОКА

1. На доске написаны вопросы, на которые учащиеся должны ответить, познакомившись с параграфом учебника (параграф № 14 учебника М.М. Разумовской) и используя таблицу упражнения № 81.

2. На какие вопросы отвечают придаточные места

3. Как располагаются придаточные места по отношению к главному

4. С помощью чего присоединяются придаточные места к главному

5. Работа с упражением № 128 учебника. Найти СПП с придаточными места, которые располагаются:

- перед главным

- после главного

- в середине главного

6. Сопоставление придаточных места с уточняющими обстоятельствами места.

Задание: заменить уточняющие обстоятельства места придаточными места

Образец: Там, в конце сада, росла береза. Там, где кончается сад, росла береза.

1. Далеко, почти у самого горизонта, темнели горы. 2. На окраине города, за новыми домами, строится стадион. 3. На дороге, у поворота к пристани, встретились друзья. 4. На центральной площади города, у Вечного огня, стояли ветераны.

7. Сопоставление придаточных места с придаточными определительными и изъяснительными.

Правило-подсказка:

В придаточных определительных любое из союзных слов где, куда, откуда можно заменить словом который.

Задание: Сопоставить предложения, указать вид придаточных.

1. Я поехал туда, где прошло мое детство. Я побывал в городе, где прошло мое детство. Я рассказывал друзьям, где прошло мое детство. 2. Это и была школа, куда меня направили. Я приехал туда, куда меня направили. Я знал, куда меня направили. 3. Он пришел в дом, где бывал во время войны. Он приехал туда, где бывал во время войны. Он рассказывал, где бывал во время войны. 4. Я спросил, откуда он приехал. Закончилось строительство электростанции, откуда наш завод будет получать электроэнергию. Я поеду туда, откуда приехал мой брат.

8. Закрепление материала. Графический диктант (учитель диктует предложение - ученик чертит схему, определяет грамматическую основу и тип простых предложений в составе сложного).

1. Где трудно дышится, будь первым там. 2. А мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит. 3. Он бежал туда, куда вела санная дорога, которую из деревни уже не было видно. 4. Потом она вытерла слезы концом платка, и там, где по щекам пробежали слезы, на коже остались светлые бороздки. 5. Небо там было пурпурное, теплое и ласковое и манило туда, где оно казалось краем темной зелени лугов. 6. Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печет, летают и пляшут стрекозы, веселый ведут хоровод. 7. Я не мог поверить, что Пушкин бывал в этих местах и что я могу находиться там, где бывал он.

9. Проверочный тест.

1. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы.

А. Куда не обращаю взор, кругом синее мрачный бор.

Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.

В. Я не знаю, где граница между товарищем и другом.

Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.

Д. В том месте, где зашло солнце небо рдело багряными полосами.

2. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

3. Найдите СПП, в которых придаточное стоит в середине главного.

4. Укажите СПП с придаточным места.

5. Укажите СПП с придаточным изъяснительным.

6. Найдите СПП с придаточным определительным.

10. Выпишите номера тех предложений, в состав которых входят придаточные места.

1. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.

2. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.

3. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.

4. Не знаю, где он нашел этот экземпляр.

5. Я смотрел туда, где толпились люди.

Используемая литература

  1. Г.А. Богданова. Рабочая тетрадь для 9-го класса.
  2. А.С. Хазанова, Л.В. Цвайг. “Русский язык. Практическое руководство”.