Декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании сельских школьников

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Каждый учитель старается привить учащимся любовь к своему предмету, сделать уроки интересными, увлечь предстоящей работой. Хорошим стимулом для школьников становится демонстрация красивых изделий, которые они могут сделать сами, получив на уроках технологии необходимые знания и навыки. Трудность заключается в подборе изделий, отвечающих эстетическим требованиям, посильных для учащихся, позволяющих закрепить на практике полученные, на уроках знания и, что особенно важно, проявить творческий подход в создании изделия. Кроме того, предлагаемое изделие должно быть эстетично и вызвать у детей желание украсить им свой дом или использовать в качестве подарка.

Чтобы вещь получилась красивой и полезной, процесс изготовления необходимо начинать с теоретических разработок: составление эскиза, определение размера, подбор материала. Только потом приступают учащиеся к работе. Причем внимание необходимо уделять также культуре труда, технологической грамотности, эстетике и логике.

Народное декоративно-прикладное искусство в силу своей близости детскому восприятию и творческим проявлениям - действенное средство развития художественно-творческих способностей учащихся, формирования таких важных личностных качеств, как уважение к труду и умение трудиться. Подтверждением этому могут служить высказывания психологов, педагогов, исследователей декоративно- прикладного искусства, справедливо утверждающих, что ребенок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, а когда он увлечен каким – то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. «В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». [1]

В декоративно-прикладном искусстве все основано на великолепнейших приемах и профессиональных навыках, выработанных на протяжении многих поколений и ставших от этого столь совершенными, что они позволяют достигать большой художественной выразительности простыми средствами: равномерно чередующихся переплетений ниток при изготовлении тканей, узоров при вязании крючком.

Знакомясь с образцами декоративно-прикладного искусства, учащиеся попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров орнамента, которые близки и созвучны их эстетическим чувствам и представлениям.

Знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства не только воспитывает художественный вкус детей, но и пробуждает в них желание самим заняться творчеством: осваивать приемы лоскутного шитья или вязание крючком.

Дети нетерпеливы. Глядя на образцы изделий, которые демонстрирует учитель, учащимся хочется быстрее сделать такие же вещи. Нужно объяснить, что сначала они должны достичь определенного уровня знаний, умений и навыков, а потом можно будет воплощать в жизнь свои творческие замыслы, выполнить действительно красивые с эстетической точки зрения изделия.

Известно, что мастерство в художественной деятельности проявляется в двух одинаково важных аспектах: художественном и технологическом. Однако на практике учащиеся на уроках трудового обучения чаще всего занимаются освоением технологических приемов по отдельным видам художественного ручного труда. Вероятно, есть основание говорить об освоении не просто технологий, а художественных технологий, органично сочетающих в себе художественно-эстетические и технико-технологические аспекты, и о приобретении в результате обучения художественно-технологических умений. Занятие народными ремеслами способствует сохранению промыслов и того бесценного культурного наследия, которое оставлено нам многими поколениями наших талантливых предков. Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим местным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора материала и кончая трактовкой изобразительных форм.

Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни. Потому и находит все это отражение в произведениях декоративно-прикладного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого народа.

Глубокое понимание мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. И сегодня художественные изделия, выполненные своими руками из разных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека. Они вошли в быт, как необходимые предметы, выполняющие определенные утилитарные функции. Это напольные ковры и тканые покрывала, вышитые скатерти и украшения женской одежды. Их продуманная форма и пропорции, рисунок орнамента и цвет самого материала характеризуют эстетику данных вещей, их художественное содержание, превращают утилитарный предмет в произведение искусства.

Организация прикладной художественно-творческой деятельности учащихся - одно из условий успешности формирования их технологической культуры.

Таким образом, использование декоративно-прикладного искусства в эстетическом и трудовом воспитании школьников способствует их гармоничному развитию, активизации в них творческого начала, способности нестандартно мыслить и продуктивно работать.

Можно выделить три уровня эстетического развития школьников.

Низкий уровень эстетического развития характеризуется следующими показателями: отрицательное отношение к красивым изделиям; отсутствие желания заниматься созданием эстетических изделий. Показатели способности при этом следующие: учащиеся не различают красивых и некрасивых предметов, не выделяют понятие «красиво». У них слабо выражено умение мастерить. Они имеют понятие о красоте изделия, но не могут объяснить, почему красивы конкретные образцы, имеют слабо выраженное умение творить. Учащиеся имеют понятие о красоте предметов, могут показать какое изделие более красиво, но объясняют, путано, сбивчиво, у них недостаточно сформированы умения для создания красоты.

Для среднего уровня эстетического развития характерны следующие показатели: желание иметь яркие, броские изделия; интерес к красивым изделиям; интерес к эстетичным изделиям и желание сделать такой же предмет, каким является образец. На данном уровне показатели способности следующие: имеют понятие о красоте, в чем заключена красота изделия, но не могут объяснить, как это сделать, т.е. не владеют технологией изготовления изделия и создания красивого предмета; имеют понятие о красоте, могут объяснить, чем красив предмет, а также рассказать о технологии его изготовления, назвать инструменты, с помощью которых предмет изготавливается, могут сами его спроектировать и изготовить, но недостаточно красивым; имеют понятие о красоте, могут объяснить, в чем она заключена и какова технология изготовления, а также могут повторить, создать аналогичные изделия.

Высокий уровень эстетического развития характеризуется следующими показателями: наличие потребности создавать красивые изделия; потребность во все проявления прекрасного вносить свое, улучшая различные предметы, поиск красоты в жизни, действительности. На данном уровне показатели способности следующие: учащиеся могут объяснить, в чем выражена красота предмета и технологию изготовления, используемые материалы и инструменты, способы создавать на основе предложенного свои варианты; изучив предлагаемый образец, могут проанализировать его, предложить технологию, а также самостоятельно изготовить изделие лучше, чем было предложено; создают принципиально новые проекты изделия, основываясь на собственном представлении о красоте, и выбирают оптимальную технологию изготовления предметов.

Переход с одного уровня знаний на другой, более высокий происходит в результате активной деятельности, что приводит к развитию определенных качеств личности. Красота достигается учащимися как при достаточном умении точно выполнять трудовые операции, так и при способности получать качественный результат труда.

При оценке результата труда может быть использован критерий «эстетично». Данный критерий привлекается при рассмотрении как промежуточных, так и заключительных результатов деятельности. Не использование педагогом указанного критерия приводит к формированию у обучаемых неполного представления об окружающей действительности и уводит их от решения проблемы формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Результат труда или действия в процессе труда воспринимаются красивыми, если они соответствуют законом красоты. Они проявляются как принцип, который необходимо учитывать при создании материальных ценностей.

Декоративно-прикладное искусство помогает, прежде всего, заполнить тот вакуум в эстетическом воспитании, который образуется к моменту, когда учащиеся, неудовлетворенные качеством своих рисунков, практически перестают рисовать. Поэтому лучше всего не ждать этого момента, а начинать занятия с первых шагов ребят в школе, продолжив тем самым освоение приемов художественной обработки материалов, начатое в детском саду. Особенно важно это для тех ребят, которые «не умеют рисовать» и тем самым лишены воздействия такого эффективного средства эстетического воспитания, как занятие изобразительным искусством.

При обучении вязанию наряду с уроками применяю и другие формы работы, что повышает интерес учащихся к данному виду рукоделия. Организуем выставки:

  • «Бабушкин сундучок» - изделия, связанные родителями, бабушками;
  • «Волшебный клубок» - поделки учащихся с использованием пряжи;
  • «Вязание крючком и спицами» - итоговые работы учениц;
  • конкурсы рукодельниц;
  • демонстрация вязаной одежды.

Совместно со школьной библиотекой проводим обзор периодических изданий и книг по вязанию. Один раз в год в школе проходит «Неделя декоративно-прикладного искусства». Декоративно-прикладное искусство практически доступно всем учащимся, имеет широкий диапазон по сложности. Занятия декоративно-прикладным искусством в школе направлены в основном на эстетическое и трудовое воспитание учащихся.

Кружок – это добровольное объединение учащихся, проявляющих интерес к практической работе в той или иной области художественной обработки материалов. В нем может быть организовано несколько возрастных групп детей, выделены начинающие. Занятия в кружках характеризуется наличием программы, регулярностью, длительностью сроков и определенным профилем работы. Внеклассная работа с учащимися строится на добровольных началах, не терпит скуки и заорганизованности. Она призвана дать простор для развития их творческой инициативы и фантазии, пробудить у них живой интерес к изучаемому и стремление полнее овладеть знаниями и умениями.

Уют в квартире во многом зависит от таких мелочей, как диванные подушки, декоративные грелки на чайник, игольницы. Все эти вещи можно сделать своими руками, это совсем несложно и материальные затраты незначительны.

Самым приятным моментом для виновника торжества и для гостей является дарение и получение подарков. Очень важно, чтобы подарок отражал ваше расположение к тому человеку, кому вы его дарите. И если вы действительно хотите порадовать близкого вам человека, подарок должен быть сюрпризом (на французском языке подарок – неожиданность). Ну а вязаная игрушка очень неожиданный подарок.

Вязать игрушки можно из любых ниток: тонких или толстых, новых или старых, даже по цвету, они могут быть разными.

Лучшим материалом для набивки игрушек является синтетический материал - синтепон. Игрушки, набитые синтепоном, очень мягкие и легкие, хорошо стираются и чистятся. Кроме того, игрушки можно набить разрезанными на части старыми капроновыми чулками или ватой.

При сборке игрушек, изображающих животных, первыми на мордочке размещают накладку (выступающая часть мордочки) и нос. Располагают нос чуть ниже центра мордочки. Накладку вяжут из ниток более светлых тонов, чем сама игрушка.

Глаза придают игрушке особую индивидуальность, делают ее живой. Поэтому глаза должны быть выполнены с особой тщательностью. Особенно распространенным материалом для их изготовления является разноцветная клеенка – старые обложки учебников. Если глаза состоят из нескольких деталей, то сначала их склеивают между собой, а потом примеряют на изделии. Перед тем как приклеить накладку, нос, глаза и уши к голове игрушки, можно сначала прикрепить с помощью булавки. Подвигать их, поискать наиболее удачное расположение.

Подбирая пряжу для вязания, необходимо знать, как влияют друг на друга различные цвета. За основу гармоничного подбора берется цветовой круг, состоящий из тех же цветов, что и радуга.

При выборе цвета пряжи для поделок надо помнить о том, что цвет может зрительно менять форму и величину предмета. Светлые и теплые тона кажутся ближе, чем темные и холодные. Поэтому теплые тона как будто увеличивают предмет, а холодные уменьшают его. Выбор пряжи зависит от персонажа, от назначения поделки, размера. В то же время цвета в игрушках очень условны – хорошо выглядят розовый заяц и полосатый лягушонок.

Эстетическое воспитание имеет комплексный характер и осуществляется под влиянием всей окружающей действительности, сложившейся в обществе и в семье системы эстетических ценностей.

Таким образом, использование декоративно-прикладного искусства в эстетическом и трудовом воспитании школьников призвано способствовать их гармоническому развитию, активизации в них творческого начала, способности нестандартно мыслить и продуктивно работать. Подтверждением этому служат выставки детского художественного творчества, значительное место в экспозиции которых отводится работам декоративно-прикладного характера.

Следует особо подчеркнуть, что наиболее интересные в художественном отношении работы, представленные на выставках, отмечены выразительностью цветовых, пластических, композиционных решений, созданы под несомненным влиянием произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства осуществляется посредством ознакомления их с художественными произведениями, особое место среди которых занимают музыка, литература, театр, хореография, фольклор, изобразительное искусство, народно-прикладное творчество. Подростки в отличие от детей, имеют большой запас знаний. Они могут воспринимать и теоретические положения эстетики, вопросы теории и истории искусства. Поэтому эстетическое воспитание невозможно без приобщения их к мировой сокровищнице художественной культуры.

Литература

  1. Бухвалов В.А. – Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества, центр «Педагогический поиск», 2000 г
  2. Быстров В.М. - Методическая система эстетического воспитания на уроках технологии. Череповец, 2006.
  3. Медведь Э.И. – Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН» - 2002 г.
  4. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М., 1987.