Открытый урок по коррекционно-развивающему обучению "Дифференциация звуков и букв С-З"

Разделы: Логопедия


Логопедическая работа в общеобразовательной школе занимает важное место в процессе предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся, обусловленной имеющимися у них отклонениями в развитии речи, ведь именно речь является средством получения и выражения знаний.

Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах - в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу начальной школы, а в более тяжёлых случаях даже возникает вопрос о необходимости его обучения в массовой школе.

На сегодняшний день актуально рассмотрение тем, связанных с несформированностью фонематической системы и лексико - грамматического строя речи. Изучив методическую литературу авторов: Репиной З. А; Ефименковой Л.Н; Мазановой Е.В; Корнева А.Г, я пришла к выводу, что существует недостаточное количество методических разработок по данной теме.

Данная потребность обусловила тему моего открытого урока: "Дифференциация звуков и букв С - З".

Дифференциация звуков и букв С - З.

Цель: различение изолированных звуков и букв С -З в слогах , словах и предложениях.

Задачи:

  • Способствовать развитию фонематического слуха и восприятия, внимания, мышления и памяти.
  • Закрепить навык самостоятельного анализа и сравнения звуков.
  • Расширить и уточнить словарь учащихся, обучить навыкам словообразования.

Оборудование: конверт с приглашением; профили звуков [с]-[з]; жетоны; рисунок с изображением замка; схемы, картинки ; музыкальные инструменты.

Ход урока

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята! Сегодня у нас в гостях учителя нашей школы и школ города, а когда гости приходят, что нужно сделать в первую очередь? Представиться. Сейчас каждый из вас встанет и правильно разделит своё имя на слоги. Называйте имя и количество слогов в нём (Дети называют и по очереди садятся).

2. Введение в тему.

Логопед:

- Ребята, сегодня утром я пришла на работу и увидела пригласительную открытку. Послушайте, что в ней написано: " Дорогие ребята приглашаем вас на юбилей нашей школы. Ваши друзья Зоя и Саша. А на юбилей с чем ходят (с подарками). Послушайте, что попросила в подарок Зоя: газету, корзину, розы, звёздочки..

- Скажите, какой звук в этих словах повторяется чаще всего? (З)

- А вот, что просит на юбилей Саша: самовар, песню, салют, сказки.

- Какой звук повторяется в этих словах? (С).

-Молодцы! Как вы уже догадались темой нашего урока будет различение звуков и букв [С]- [З].

- Выставляются буквы [C] и [З]

- Ребята, скажите, а где мы можем взять подарки? (в магазине, или сделать своими руками).

- Но в магазине их просто так нам их никто не даст, нужно купить. Деньги вы на уроке можете заработать? (нет). А что вы можете на уроке заработать? (оценки).

- Или баллы. Вот и сегодня подарки можно приобрести за баллы или жетоны. А их я буду давать за правильный ответ.

Ребята, а что нужно для того чтобы чисто и грамотно говорить, произносить все звуки? Правильно и чётко отвечать на уроке (надо делать зарядку). А какую зарядку? (артикуляционную).

Улыбнулись дружно - раз
Губки потянули - два
Улыбнулись, потянули
Язычок пошёл гулять
И на солнце загорать
Держим 3 4 5
Отдохнул и опять.
На качелях покачался
Раскачался сей же миг
Чистить зубы он пошёл.
Молоточек вдруг нашёл.
Постучали, молодцы
Вы ребята удальцы.
(жетоны)

Ребята! Саша и Зоя хотят всё узнать о звуках [З] и[С] Почему? Как вы думаете. Потому, что Саша и Зоя начинаются с этих звуков.

3. Характеристика звуков.

- Для начала охарактеризуем звуки, которые помогут заработать жетоны.

-Как комарик звенит (з-з-з)

-Какие органы артикуляции участвуют в образовании этого звука (зубы, губы, язык, горлышко дрожит).

- Значит звук [З] - согласный, звонкий, твёрдый.

- А теперь, покажите мне, какой издаёт звук шарик, когда спускается (дети проговаривают с-с-с).

- Какие органы артикуляции участвуют в образовании этого звука (зубы, губы, язык, горлышко не работает).

Значит звук [С] - согласный, глухой, твёрдый. Давайте попробуем вместе С-С-С, теперь включаем голос З-З-З (выдаются жетоны).

Работа со слогами

- Согласные звуки [С и З] решили тоже попасть на юбилей. Но для того, чтобы они могли пойти на юбилей мы должны научиться их различать.

- Посмотрите , какой замок . Кто , же здесь живёт.(дети угадывают). Здесь живут гласные звуки. Давайте назовём их. (А,О,У,И,Э,ы). А теперь давайте их подружим (З+ А= ЗА; какой первый звук в слоге [ЗА], а в слоге [СА] и т.д.). Давайте произнесём их с удивлением, а затем сердито, как здороваются.

4. Дифференциация звуков в слогах, словах.

Саша и Зоя очень любят играть игру " Радисты". Я буду называть вам слоги а вы будете мне их выстукивать на парте по очереди. (за-са-за; со- зо-со; су - зу- су; зы- зы- сы). Если я называю слог за, то вы выстукиваете его громко, потому, что он звонкий. А если слог са то тихо, потому, что он глухой.

- А сейчас, я буду произносить вам слоги , слова со звуком [С] , а вы в ответ будете мне называть слоги и слова со звуком [З].(СА-ЗА,СО- ЗО,СУ-ЗУ,АС-АЗ, ОСО-ОЗО,СОЯ -ЗОЯ, СУП -ЗУБ, КОСА -КОЗА, САЙКА -ЗАЙКА).

- Саша и Зоя прислали нам вот такие схемки и картинки. Помогите мне разобраться, что это за схемки и что они хотят, чтобы мы с вами сделали? (Логопед показывает схемки, и дети называют: звук находится в начале слова, в середине или в конце).

Картинки: слон, заяц, мост, усы, ананас, санки, замок, роза, паровоз, арбуз., ваза (отобрать картинки со звуком З -С в начале, в середине, и в конце). (ВЫДАЮТСЯ ЖЕТОНЫ)

- А сейчас слушайте внимательно, я буду называть вам слог, а вы добавьте к нему слог СА или ЗА и скажите, какое слово получится:

Ли:, ва:., ко:, кра:, ро:.,мимо:.;

-А теперь слог Сы или Зы:

Но:, ко:, моро:, берё:.; (Деление на слоги)

(выдаются жетоны)

Знакомство с буквой

- А сейчас откройте тетрадки и запишите под числом тему.

С - З с - з

- Ребята, а почему я написала четыре буквы (Имена , Фамилии, Отчества, начало предложения, клички животных, название городов, рек - пишутся с большой буквы).

- Давайте нарисуем в подарок нашей школе рисунки.

С правой стороны солнышко.

С левой - звёздочку.

Назовите гласные звуки в слове коза, обозначьте их красным цветом, звук [З]- синим цветом (согласный твёрдый).

Назовите гласные звуки, обозначьте. Обозначьте согласный звук[С]- синим цветом.

Чем отличаются слова коза - коса. (звуками [з]-[с] и смыслом).

Выдаются жетоны.

Также проводится работа над словами: заносы - занозы, роза - роса (запись в тетрадях).

Физ. минутка:

Все захлопали в ладоши,
Вместе веселей.
Ножкой, ножкой постучали,
Дружнее и бодрей.
По коленочкам ударим тише, тише, тише,
Руки к верху поднимаем выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились, покружились,
Покружились и остановились.

Мы с вами сделали схему слова - коса. У кого коса? У Зои. (выставляются картинка: девочка с заплетённой косой .

Логопед: Девочку зовут Зоя. У кого коса?. Дети: У Зои.

Давайте составим предложение - У Зои коса.

_____ ______ ______.

(запишите в тетрадки). Сколько слов в предложении (три; почему ,мы Зина написали с большой буквы?) Обозначьте буквы С - З.

-Давайте составим предложение со словом коза.

У Саши коза. _____ ______ ____. Сколько слов в предложении (три; назовите - первое, второе, третье; обозначьте звуки З-С).

- Ребята! А сейчас мы приготовим музыкальный подарок нашей школе . Я буду задавать вам ритмический рисунок , а вы будете повторять.

(Музыкальная пауза. Логопед задаёт ритмический рисунок, а дети повторяют).

Работа с предложением

Ребята! Но на юбилее не только поздравляют, но и танцуют, поют , проводят игры. Я приготовила вам небольшую игру на внимание. Если вам понравиться мы сможем её провести.

Прослушайте предложение и скажите, правильно ли я произнесла его:

Зайка спрятался : куст (какое маленькое слово здесь пропущено - под)

Козы пасутся : домом (за)

Лиса выскочила :норы (из)

Рысь спустилась :.дерева (с)

Собака выглядывает : будки (из).

Работа с разрезной азбукой:

Дети собирают слова: косы - козы, заносы - занозы, роса - роза.

- С какими звуками мы сегодня работали, дайте характеристику этим звукам.

Что подарим нашей любимой школе: сувенир, газету, розы, сказку.

Выберите подарки (логопед каждому даёт выбрать подарок).

Спасибо, вы все очень хорошо работали.