Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. Много лет я работаю над проблемой развития творческого мышления на уроках. Признаки одаренности ребенка – это особенности, которые выделяют его среди других, в чем-то поднимают над общим уровнем при прочих равных условиях.

Мои ученики – это юные таланты, которые отличаются не только высокими способностями по тем или иным предметам, но и уверенностью в себе, сильной волей, высокими моральными качествами. Я получаю удовлетворение от своей работы, когда вижу, что из просто одаренных ребят вырастают личности. Моя задача состоит в том, чтобы помочь ребенку раскрыть свои таланты.

Вот уже пять лет я занимаюсь проектно-исследовательской деятельностью в начальной школе. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который  получается при решении практической и теоретической проблемы. Проектно-исследовательская деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Включая младших школьников в проект, можно сформировать у них следующие умения:

– определить цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия;
– выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности;
– проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Использование элементов исследовательской деятельности позволяет мне не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С большим интересом мои ученики участвуют в самых разных видах исследовательской работы. Метод  проектов позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность.

Тема работы продумывается четко. Я учу своих детей выстраивать материал в соответствующей логической последовательности; учебно-познавательную деятельность проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

Проекты несут просвещенческую направленность, любой предмет интересен. При организации главное внимание уделяется мыслительному прогнозированию, составлению замысла в соответствии с поставленной целью. Авторы проектов учатся аргументировано формулировать и отстаивать свои проектные замыслы, гипотезы, идеи. В это же время остальные  школьники учатся быть внимательными зрителями и вдумчивыми оппонентами.

Я считаю, что  такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

Конечно, большая работа  проводится учителем. Необходимо заранее выбрать тему проекта, продумать цели и задачи, которые будут поставлены перед учениками. Необходимо заинтересовать ребят проектом.

Моя задача состоит в том, чтобы умело подвести ребят к поставленной цели, помочь выбрать нужные сведения из общего потока информации. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой продукт.

Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуется, по крайней мере, три различные классификации.

Начну с самой основной, которая определяет содержательную специфику каждого проекта.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до рекомендаций  по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикации в средствах массовой информации. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Разработка и реализация ролевого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат такого проекта остается открытым до самого окончания.

По комплектности выделяют два типа проектов.

1. Монопроекты. Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания. Но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2. Межпредметные проекты. Выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты различаются и по характеру контактов между участниками:

– внутриклассные;
– внутришкольные;
– региональные;
– межрегиональные;
– международные.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.

Я считаю, что требуется определенный полет фантазии. Важно сочетать интересы и способности проектантов – артистических, художественных, организационных, конструкторско-технических.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект. Важно учить детей аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. Целью проведения презентации является выработка, развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся:

– кратко, достаточно полно рассказать о постановке и решении задачи проекта;
– демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
– анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
– демонстрировать найденное решение;
– анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
– проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивается решение.

Защита работ проходит в форме выпуска школьной живой газеты, выступление на общешкольной конференции, на окружном и городском конкурсах.

Продукт (изделие), сделанное своими руками в результате проделанной работы (макет, рисунок, картина и т.д.) активизирует познавательную способность, имеет положительные отклики у ребят. Материал проектных работ используется на различных этапах урока. Авторы выходят в классы и сами проводят уроки.

Таким образом: использование проектно-исследовательского метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.