Урок литературного чтения в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Автор учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова

Тема: И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

Вид урока: изучение нового произведения

Цель урока: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с творчеством И.А.Крылова и басней «Ворона и  Лисица»
  • формировать представления об особенностях жанра басни                      
  • выделять мораль в басне

Развивающие:

  • развивать и обогащать речь, образное мышление, память, воображение учащихся
  • развивать умения анализировать произведение в жанре басни
  • навык выразительного чтения басни

Воспитательные:

  • воспитание познавательной активности, позитивных межличностных отношений учащихся в групповой работе
  • воспитывать интерес к классической литературе, к поэзии XIX века

Оборудование:

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо-влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.

 2. Этап актуализации знаний.

     Игра «Определи литературный жанр».

Учитель. Кто может определить, к какому жанру литературы относятся данные отрывки?

СЛАЙД № 2

«… Ты всё пела? Это дело:
Так поди же попляши!»

  • Как называется эта басня ? ( «Стрекоза и Муравей»)
  • Назовите героев произведения.

СЛАЙД №3

« …Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на Слона?»

  • Как называется эта басня?( «Слон и Моська»)
  • Когда мы используем эти слова?
  • Так что же такое басня ? (ответы детей)

3. Работа с толковыми словарями Ожегова и Даля. ( работа  в 3 группах)

Учитель.  Найдите в толковых словарях, какое определение дает Ожегов и Даль.

Басня (по Ожегову) - краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.

Басня (по Далю) - вымышленное происшествие, выдумка для прикрас, иносказательное, повествовательное, где принято выводить животных и даже вещи словесными

Сравните эти два определения.

  • Что общего?
  • Чем отличаются?
  • Составим из двух значений свое определение басни.
    (ответы детей)

Басня – это краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, которые обладают человеческими качествами. Они обычно умеют говорить. СЛАЙД № 4 Такой литературный прием называется аллегорией.

Учитель: Что такое аллегория? (Иносказание)
Учитель: Кто первым начал писать басни? (выслушиваются мнения детей)
Считается , что первым придумал Эзоп, живший около 3 тысяч лет назад в Древней Греции. Эзоп был рабом, и не мог открыто смеяться над людьми, обладающими властью. Он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он высмеивает неприглядные поступки определенного человека. До сих пор иносказательную речь называют эзоповым языком.
Читая басню, мы с вами будем учиться понимать эзопов язык. В каждой стране есть свои баснописцы.
Учитель. Кто из вас знает, чем басня отличается от стихотворения ? (Ответы учащихся)
Да, басня – это насмешливое стихотворение, которое имеет 3 части (заглавие, рассказ и мораль). СЛАЙД №4

4. Сообщение темы и цели урока

Учитель. Как вы думаете с произведением  какого автора мы познакомимся сегодня на уроке? (ответы учащихся)
Поэт М.Исаковский посвятил замечательные стихотворные строки этому замечательному человеку (читает подготовленный ученик)

Ученик:

- Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

В России лучшим баснописцем считается И.А. Крылов. СЛАЙД №5

Учитель. Сегодня мы познакомимся с вами с одной из самых известных басен И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Разберем ее смысл.
Учитель. Прочитайте высказывание И.А.Крылова. СЛАЙД №6

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать»

  • Как вы понимаете, что такое порок? (ответы детей опираясь на словари)

Порок - предосудительный недостаток, позорящее свойство.

  • Как вы понимаете это высказывание?
  • Как вы думаете, на какой вопрос нам придется ответить, поработав над басней И. А. Крылова «Ворона и Лисица»?

5. Сообщение биографических сведений об И.А.Крылове

Ученик 1. Баснописец и драматург И. А. Крылов родился в семье бедного армейского капитана Андрея Прохоровича Крылова. Мать писателя - Мария Алексеевна, навсегда осталась родным человеком, он считал, что «она была простая женщина без  всякого образования, но умная от природы….». Мальчику было 10 лет, когда умер его отец. Детские годы будущего баснописца прошли в Твери. Этот период жизни(1774-1782) во многом определил его судьбу и творчество. Крылов не получил систематического образования, тем не менее, в Твери он научился читать и писать. Множество раз перечитывал мальчик книги, оставленные в наследство отцом, в том числе сборник басен Эзопа, произведший на него огромное впечатление. Крылов вынужден был начать службу с девятилетнего возраста в Калязинском нижнем земском суде, затем в Тверском магистрате. СЛАЙД №7

Ученик 2.  Опыт работы в губернском магистрате давал ему возможность наблюдать жизнь всех сословий. Здесь Крылов усваивал русскую народную речь, ставшую для него источником многочисленных ярких образов. Отдельные пословицы, поговорки и просторечия, как считают некоторые исследователи, подслушаны писателем на улицах Твери. Красоту народной речи помогла почувствовать мальчику и тверская бабушка Матрена Ивановна Крылова, принимавшая активное участие в воспитании внука. Басни Крылов стал писать, когда ему было уже 37 лет. За свою жизнь Крылов написал около 200 басен. Басни его не стареют. Они переведены больше, чем на 50 языков. И.А.Крылов скончался в возрасте 75 лет. В 1944 г. именем Крылова была названа улица города Калинина (бывшая улица Вольная, ранее Секретарская), на которой он когда-то жил. В 1959 г. в городе воздвигнут памятник писателю. СЛАЙД № 7

6. Работа по теме урока

Прослушивание басни в исполнении И.Ильинского. СЛАЙД №8

  • Какие мысли у вас возникли, чем бы вы хотели поделиться с друзьями? (Ответы детей)
  • Какая история приключилась с Вороной?

6.1  Работа над новыми словами (по возможности учащиеся пользуются словарями Ожегова и Даля для объяснения слов) СЛАЙД №9

Как вы понимаете значение следующих слов? Придумайте с ними словосочетания.

Лесть – угодливое восхваление
Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо, на верху чего-либо
Пленить – покорить чем-либо, очаровать
Ангельский (голосок) – отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью
Вещуньина (голова) – от слова "вещунья", предсказательница
Царь птица – лучшая из всех птиц
Бог послал – так раньше говорили о чем-либо, случайно добытом или полученном
Все не впрок – не на пользу

Физкультминутка ("Стрекоза и Муравей”)

Нес однажды Муравей
Две травинки для дверей.
На полянке под кустом
Муравьишка строит дом,
Лишь снежок запорошит,
Стрекоза к нему спешит.
- Ты, Кума, не торопись,
А за дело-ка возьмись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем приседать!

6 .2 Самостоятельное повторное чтение басни учащимися на стр. 137-138

Прочитайте басню еще раз и попробуйте  разделить басню, исключая мораль, на три части. Озаглавьте каждую часть. (По группам: 1 группе – озаглавить 1 часть; 2 группе – 2 часть, 3 группе – 3 часть) 

Проверка СЛАЙД №10

  1. Находка 
  2. Льстец
  3. Простофиля

6.3 Работа с текстом басни и над выразительностью чтения

  • Назовите главных героев басни.
    (Ворона и Лисица – главные герои басни. Но наряду с ними важное значение приобретает и объект, на который направлены все усилия и действия героев. Какой? (сыр) С незапамятных времен сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее для Вороны оказалась ее диковинная находка)
  • Что произошло с Вороной? Найдите в тексте. Какую интонацию используете при чтении отрывков? (Чтение отрывка учащимися).
  • Откуда взялась Лисица? Найдите в тексте слова.
  • Как вы думаете, почему автор говорит, что Лисица бежала «на ту беду»?
  • Что остановило Лисицу?
  • Как далее автор называет Лисицу? Найдите в тексте. (Плутовка)
  • А кого так называют?
  • Как подходит Лисица к дереву? Прочитайте отрывок друг другу.
  • Какую выбрать интонацию при чтении?
  • Сладкий голос говорит правду или неправду?
  • Как автор передает радость Вороны от льстивых слов? Найдите подтверждения в тексте. Как вы думаете, Ворона поверит Лисице и запоет?
  • Как вы считаете, слова еще какого персонажа, звучат в басне? Найдите строчки и прочитайте их.
  • Можно ли сказать, что эта часть басни содержит поучительный вывод?

6.4 Выразительное чтение басни

  • Прочитайте басню друг другу.
  • Проведем конкурс чтецов.
    (предлагается трем ученикам участие в конкурсе. По впечатлениям учеников выбирается лучший чтец)


6.5 Восприятие прочитанного текста

Учитель. Замените слова и словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст.

Проверка СЛАЙД № 11

Хитрит, лукавит, заискивает – вертит хвостом
Смотрит пристально, не отрываясь – глаз не сводит
Подходит тихо, осторожно – на цыпочках подходит
Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова
Каркнула очень громко – во все горло
Исчезла, скрылась – была такова
Трудно дышать – дыхание сперло


Минутка отдыха для глаз

  • Закройте глаза и представьте себе живыми Крыловских Ворону и Лисицу.
  • Нет ли среди ваших знакомых похожих на них. Подумайте, но мне говорить не надо. Отдыхаем.    
    (Принять любую устойчивую позу. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать).
  • Вращение глаз, голову держать прямо. Повороты глаз вверх, влево, вправо  и т.д.)


6.6  Работа над моралью басни

  • Вспомните вопрос, который вы задали себе в начале урока.
  • Какой порок человека высмеивает И.А. Крылов?
  • Найдите  мораль басни. Как вы понимаете смысл первых трех строк? А что означают слова: «И в сердце льстец отыщет уголок»?
  • Скажите, о чем предупреждает своих читателей И.А.Крылов?
  • О чем он советует помнить постоянно?
  • Какие пороки людей осуждаются?
  • Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?
  • Какие строки из басни «Ворона и Лисица» стали крылатыми, т.е. употребляются как пословицы? (в сердце льстец всегда отыщет уголок)

7.Рефлексия

  • Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям?
  • Продолжите предложения. СЛАЙД №12

Мне пришлось по душе…..
Меня удивило……
Меня поразило……..
Мне кажется, что…..

8. Домашнее задание (дается по выбору) СЛАЙД № 13

  • Выразительное чтение басни
  • Чтение по ролям
  • Инсценировка басни

Список использованной литературы

  1. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение.  Учебник для 3 класса начальной школы. В 2 ч. М.: Просвещение, 2009.
  2. С.В. Кутявина « Поурочные разработки по литературному чтению»
  3. В.А. Лазарева. Уроки литературного чтения в современной школе. Москва. Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
  4. Г.О.Аствацатуров «Дизайн мультимедийного урока. Методика, технологические приёмы, фрагменты уроков» 2009г.
  5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (на дисках) – 2007г.