Интегрированный урок (математика + краеведение) по теме "Устные приемы вычисления в пределах 100. Экскурсия в Троице-Сергиеву лавру"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать умения учащихся в проведении действий с двузначными числами в пределах 100;
  • формировать умение организовывать групповую и самостоятельную деятельность при проведении действий с двузначными числами, решении задач изученных видов, неравенств;
  • развивать мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать;
  • пробуждать интерес к истории, воспитывать бережное отношение к архитектурным памятникам.

Тип урока: закрепление изученного; урок решения конкретно - практических задач, целью которых является формирование навыка, отработка способа действия.

Оборудование: презентация, сигнальные карточки, математические веера, карточки для работы в группе, самостоятельной работы.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Устный счёт.

1) Математический диктант.

  • какое число состоит из 1 дес. и 9 ед.? (19)
  • чему равна разность чисел 44 и 40; (4)
  • число, последующее 59;(60)
  • число, предыдущее 25;(24)
  • число 56 увеличить на 30;(86)
  • из 20 вычесть 13;(7)
  • чему равна сумма чисел 25 и 15?(40)

На какие группы мы можем разделить эти числа?

Однозначные и двузначные, чётные и нечётные, круглые и остальные.

- Составьте примеры с этими числами и решите их.

- Над какой темой мы сейчас работаем на уроке математики? (тему урока формулируют учащиеся).

Тема: "Устные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 100".

- Итак, сегодня мы закрепляем полученные знания путём решения конкретно - практических задач.

- Какие трудности у вас возникли?

- Что надо знать при решении примеров с переходом через десяток? (состав чисел)

2) Игра " Домики" (ребята вспоминают состав чисел: 8,9,10)

- Объясните приём вычисления вида: 36+7, 36 - 7

3) Решение примеров с комментированием.

47 + 7, 65 + 9, 43 - 8, 34 - 6.

5) Расположи числа в порядке убывания.

74 - а, 63 - в, 95 - л, 31 - а, 52 - р.

- Какое слово получилось? (Лавра)

- Сегодня мы с вами побываем в Троице- Сергиевой лавре.(Слайд)

- Кто основал монастырь? (преподобный Сергий Радонежский)

- Какой главный собор в лавре?

Троицкий собор (1422)

Троицкий собор - главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном "в честь и похвалу" основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (┼1392). В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия - главная святыня обители.

Храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов (1476)

Расположен к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь) Церковь была построена псковскими мастерами в 1476 г. и представляет собой уникальный для московской архитектуры XV в. пример церкви с подкупольной звонницей (церкви "иже под колоколы"). Висевший на звоннице церкви особый - "всполошной" - колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608-1610 гг. возвещал защитникам обители об опасносности.

- Обойдём храм вокруг и посчитаем шаги.

- Что нам для этого нужно знать? (периметр территории вокруг собора)

- Как вычислить периметр? (надо сложить длины сторон)

- Длина - 17 м, ширина - 13 м. Вычислите периметр . А теперь посчитайте, сколько примерно шагов надо сделать ребёнку, чтобы обойти вокруг .

Обелиск (1792)

Памятный обелиск был установлен в 1792 г. по распоряжению митрополита Платона (Левшина) посреди соборной площади. Сужающийся кверху четырехгранник обелиска поднят на высокий постамент, украшенный четырьмя овальными досками с памятными надписями, прославляющими исторические заслуги обители перед Отечеством. На южной, западной и восточной сторонах обелиска размещены солнечные часы, а его вершина увенчана позолоченным шаром. Одна из досок рассказывает о событиях, связанных с борьбой с татарами, 2 доски посвящены осаде монастыря во время польско - литовско - шведской интервенции, четвёртая плита посвящена событиям конца 17 века(Пётр 1 во время мятежа находил убежище в лавре).

10 м = * дм (перевести в дм его высоту)

Успенский собор (1585)

Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559-1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря.

-Сколько куполов у Успенского собора?

-Найдите ответ, не вычисляя.

5 + 78 - 69 + 54 - 78 + 69 + 78 = 5

3. Решение задач.

Колокольня (1741 - 1768)

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Окончательный архитектурный облик, благодаря которому лаврская колокольня получила заслуженную славу красивейшей на Руси, придал ей замечательный русский архитектор Д. В. Ухтомский. Пятиярусная колокольня, отличающаяся исключительной стройностью и изяществом, изысканностью убранства, является одним из лучших памятников русской архитектуры XVIII в.

Высота нижнего яруса колокольни - 20 м, а высота от нижнего яруса до купола - на 48 м больше. Найдите высоту всей колокольни.

(схема, решение выражением, ответ)

Высота колокольни лавры 88 м, а колокольня Ивана Великого в Московском Кремле на 6 м ниже. Какая высота колокольни Ивана Великого в Москве? (устно)

4. Решение примеров. Работа по карточкам в паре.

-Найдите лишнее число и вы узнаете - сколько башен в крепости монастыря: 16,11,38,24,12. (11 - нечётное число)

Работа по карточкам. Решение примеров в паре.

Красная башня Сушильная башня Уточья башня Звонковая башня
Высота

30 - 16 =

Высота

7 + 8 =

Высота

31 - 9 =

Высота

22 - 6 =

Количество бойниц

68 - 10 =

Количество бойниц

30 + 20 =

Количество бойниц

69 + 8 =

Количество бойниц

47 + 4 =

Водяная башня Луковая башня Пятницкая башня Красная башня
Высота

35 - 10 =

Высота

10 + 9 =

Высота

31 - 9 =

Высота

30 - 16 =

Количество бойниц

83 - 6 =

Количество бойниц

30 + 20 =

Количество бойниц

69 + 8 =

Количество бойниц

68 - 10 =

Каличья башня Плотничья башня Келарская башня Пивная башня
Высота

30 - 10 =

Высота

17 + 9 =

Высота

29 - 9 =

Высота

32 - 6 =

Бойниц нет Количество бойниц

30 + 47 =

Количество бойниц

52 + 8 =

Количество бойниц

100 + 81 =

Вычислите и вы узнаете высоту башен и количество бойниц в них.

1. Святые ворота (XVI - XIX вв.) Красная башня.

Святые ворота - главный вход в монастырь - расположены в восточной его стене. Башня над вратами называется Красной и построена в середине XVI в. Внутри Святые врата украшены фресковой росписью на темы Жития преподобного Сергия. У Святых врат братия обители встречает Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, а также почетных гостей во время их посещения Троице-Сергиевой Лавры.

2. Сушильная башня (XVI - XVII вв.)

Сушильная башня находится в восточной монастырской стене, между Успенскими воротами и угловой Уточьей башней. Сооруженная в середине XVI в., башня дошла до нас почти без изменений. Свое название башня получила от располагавшегося в ней хозяйственного помещения - сушила.

3. Уточья башня (XVII в.)

Уточья (Житничная) башня - угловая северо-восточная башня монастырской стены. Современный вид она получила в конце XVII в. при перестройке ее верха. Своим ажурным четырехъярусным завершением - с высоким шпилем, увенчанным каменной "утицей", богато декорированными стенами с бойницами сложной фигурной формы Уточья башня выделяется среди остальных монастырских башен и является замечательным украшением архитектурного ансамбля монастыря.

4. Звонковая башня (XVI - XVII вв.)

Звонковая (Кузничная) башня находится в северной монастырской стене, между Каличьей и угловой Уточьей башнями. Она была выстроена в середине XVI в. Название Звонковой башня получила в середине XVIII в. от висевшего здесь колокола, оповещавшего семинаристов Троицкой семинариио начале и окончании занятий.

5. Каличья башня (1759 - 1772)

Каличья башня находится в северной монастырской стене, между угловой Плотничной и Звонковой башнями. Башня была сооружена заново в 1759-1772 гг. по плану архитектора И. Яковлева. Возводившаяся одновременно с колокольней, башня имеет много общего с ней в архитектурных формах и особенностях отделки ярусов. Шатровое завершение покрыто зеленой глазурованной черепицей, по примеру Троицкой башни Кремля, в 1793 г. Башня возведена над северными, Каличьими, воротами. Проезд, находящийся в воротах башни, в плане имеет глаголеобразную форму.

6. Плотничья башня (XVII в.)

Плотничья башня - угловая северо-западная башня монастырской стены, сооруженная в первой половине XVII в. Сферическая кровля, вместо первоначального шатрового завершения, появилась в конце XVIII в. Свое название башня получила от располагавшегося поблизости плотничьего двора.

7. Келарская башня (1643)

Келарская башня расположена на западной стороне монастыря, между Пивной и угловой Плотничьей башнями. Башня построена после осады Лавры, в 1643 г.

8. Пивная башня (XVI - XVII вв.)

Пивная башня расположена в западной стене монастыря, между угловой Водяной и Келарской башнями. Сильно пострадавшая во время польско-литовской осады 1608-1610 гг., башня была капитально перестроена до 1641 г. Свое название башня получила по находившейся в ней пивной монастырской палате.

9. Водяная башня (XVII в.)

Водяной башней называется сейчас юго-западная угловая башня монастырской стены. Сооружение этой восьмигранной башни относится к первой половине XVII в. Свое название башня получила по расположенным вблизи нее Водяным воротам. В настоящее время в башне располагается Издательский отдел Троице-Сергиевой Лавры.

10. Луковая башня (XVI - XVIII вв.)

Прямоугольная Луковая башня находится в южной монастырской стене, между Пятницкой и Водяной угловыми башнями. Она была возведена вместе с крепостными стенами в сер. XVI в. Свое название она получила от лукового огорода, находившегося возле нее за стеной. Современный вид с верхом в виде беседки башня приобрела в XVIII в. В настоящее время в башне располагается монастырская мастерская по реставрации икон.

11. Пятницкая башня (1640)

Пятницкая башня - угловая юго-восточная башня монастырской стены. Она была выстроена в 1640 г. Ее предшественница была разрушена взрывом во время польско-литовской осады 1608-1610 гг. Свое название башня получила по располагающейся перед ней у подножия монастырского холма Пятницкой церкви.

5. Самостоятельная работа.(Взаимопроверка)

Решение неравенств.

1 вариант.

75 - 5 * 75 - 70 26 + 8 * 35 - 7
15 + 10 * 10 + 15 37 + 6 * 52 - 5

2 вариант.

94 - 4 * 94 - 90 39 + 4 * 41 - 7
23 + 20 * 20 + 23 48 + 5 * 63 - 6

6. Рефлексия.

-Чем занимались на уроке?

- Какие задачи мы ставили перед собой?

- Как справились? Над чем ещё следует поработать?

- Что понравилось на уроке?

- Как вы оцените свой труд? (Дерево знаний. Дети вешают яблоки: зелёные, жёлтые и красные)

7. Домашнее задание.

Приложение.