Особенности создания образа Иуды Искариота в рассказе Леонида Андреева "Иуда Искариот"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Образовательная: обобщение и систематизация изученного (роль художественной детали в создании художественного образа в рассказе Леонида Андреева "Иуда Искариот"); обучение учащихся необходимым навыкам использования средств ИКТ в литературе; создание учебных материалов по произведению с помощью иллюстративной графики: презентации, алгоритмы (Мicrosoft PowerPoint, Adobe Photoshop, MoveMaker)
  • Развивающая: Развитие ключевых компетенций и творческого потенциала учащихся, необходимого для самообучения в условиях совершенствования средств ИКТ; совершенствование работы в творческих группах.
  • Воспитательная: формировать у учащихся потребность отстаивать свои убеждения и толерантное отношение к чужому мнению.

Форма организации познавательной деятельности - групповая.

Форма организации учебного занятия: интегрированный урок (литература и информатика).

Методы обучения:

  • Самостоятельная работа (по степени взаимодействия учителя и учащихся);
  • Обобщение и систематизация изученного (в зависимости от конкретных дидактических задач);
  • Частично - поисковый (по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе).

Подготовительный этап:

Предварительно класс делится на группы по 5 человек. Учащимся предлагается подготовить материал о персонажах рассказа Леонида Андреева "Иуда Искариот".

Планируется использование групповой формы организации учебной деятельности.

Предполагается развитие творческих способностей и информационно-технологических навыков при взаимосвязи изучения литературы и информатики (для выступления использовались новые информационные технологии МS PowerPoint)

Ход урока

I. Организационный момент.

Постановка целей и задач урока.

Учитель. Для работы на уроке каждая группа получила индивидуальное задание: создание презентации, музыкального сопровождения. Урок мы проведем в виде семинара с использованием информационных и коммуникативных технологий. Выводы по выступлению каждой группы предлагаю конспектировать в тетради.

Сегодня мы работаем по рассказу Леонида Андреева "Иуда Искариот". Попытки по-своему интерпретировать образ Иуды предпринимались как в художественной литературе, так и в религиозных текстах и учениях, в частности, в Евангелиях. Например, Марк не называет предателя по имени. Ни Марк, ни Лука не сообщают, что произошло с Иудой после предательства. Сообщение Матфея о самоубийстве Иуды не согласуется с Деяниями апостолов.

В связи с этим образ Иуды представляется не столь однозначным и этим можно объяснить постоянное обращение авторов к этому евангельскому персонажу, ставшему своего рода знаковой фигурой, вечным образом мировой художественной культуры, а имя Искариота стало нарицательным в веках.

Имя Иу?да - Иеhуда? - переводится с древнееврейского как "хвала Господу". Этимология прозвища Иуды "Искариот" неясна. Некоторые видят в нем указание на то, что Иуда или его семья были родом из города Кериота; другие считают, что Искариот - это искаженное греч. sikarios ("сикарий"; "вооруженный кинжалом", "убийца"), как иногда называли зелотов - участников освободительной борьбы против римского владычества в Палестине; третьи полагают, что это прозвище характеризует его как "лживого человека" ( через арамейское "ишкарья").

Интерес русских писателей к Вечному образу Ю. В. Бабичева отнесла ко времени столыпинской реакции, "когда социально-психологическая проблема предательства стала злободневной в связи с массовым ренегатством в рядах вчерашних приверженцев революционной мечты. На какое-то время библейский персонаж стал чем-то вроде героя дня". Обозначилась новая тенденция - прослеживать психологические мотивации поступка Иуды. Бабичева связывает трактовки евангельской темы этого периода с мудростью: "Понять - значит простить". Именно в этом ключе она рассматривает рассказ Л. Андреева "Иуда Искариот", в котором автор не оправдывает предательство, но выставляет "напоказ иные, не столь явные, но типичные его формы".

Сколько читателей - столько и мнений. Каждая группа исследователей представляет свою версию прочтения рассказа.

II. Актуализация учебного материала семинара.

1 группа: "Особенности портрета Иуды Искариота. Роль детали ".

2 группа: "Хтоническое начало в образе Иуды Искариота".

3 группа: "Роль "зрительного кода" в создании образа Иуды Искариота".

4 группа: "Соединение прекрасного и безобразного в рассказе Леонида Андреева".

5 группа: "Маргинальность Иуды Искариота в рассказе Леонида Андреева".

Учитель: Одна из ярких попыток по-своему переосмыслить отношения между Иисусом и Предателем предпринята Леонидом Андреевым в рассказе "Иуда Искариот". Образ Иуды в христианской традиции тесно связан с темой предательства, он олицетворяет самые низменные качества человеческой натуры. ХХ век, насыщенный кризисами, социально-политическими проблемами, является периодом, когда эта тема становится особенно актуальной.

Мы исследовали особенности создания образа Иуды Искариота в рассказе Леонида Андреева "Иуда Искариот". Автор наделяет Иуду страшной, противоречивой внешностью и через внешний облик передает внутреннюю суть героя, подчеркивая раздвоение в облике и хтоническое (животное) начало в образе Иуде. По мнению Леонида Андреева, красота Спасителя и безобразие Предателя - две составляющие единого целого.

Нельзя не согласиться, что одной из главных особенностей создания образа Иуды Искариота в рассказе Леонида Андреева "Иуда Искариот" явилось активное использование противопоставления как в обрисовке характера героя, так и в его взаимодействии с другими персонажами. Следовательно, можно сделать вывод, что образ Иуды основан на внутренней и внешней антитезе.

III. Заключительный этап.

Выводы.

Нам кажется, что использование средств ИКТ позволяет расширить представление о герое рассказа, более глубоко оценить его духовный мир, его взаимоотношение с другими персонажами рассказа.

Спасибо всем участникам семинара.

Приложения.