Разработка урока по математике по теме: "Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель:

  • формировать у учащихся навыки решения задач, раскрывающих смысл действий сложения и вычитания;
  • развивать логическое мышление, навыки счета,
  • математическую смекалку, внимание, интерес к предмету;
  • воспитывать навыки культурного поведения.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • сигнальные карточки (зелёного и красного цвета) для проверки устного счета, табличка СТОЛЬКО ЖЕ;
  • карточки с числами, раздаточный материал (кружки и морковки);
  • корзина с гостинцами.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Улыбнитесь друг другу.
Все ль на месте? Всё в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
А девиз у нас какой?
- Всё, что нужно, под рукой!

Слушаем внимательно, работаем старательно!

1. Сообщение темы урока.

– Итак, у нас урок математики, на котором вы познакомитесь с задачами на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

2. УПЗ.

Слайд 2.

Сегодня у нас необычный урок.

– Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились. Давайте поможем ребятам найти дорожку к сторожке дедушки. В пути мы научимся решать задачи, повторим приёмы сложения и вычитания +1,2 ,-1,2.

Выполнить все задания нам поможет дружба и взаимовыручка. Итак, в путь! Слайд 3.

- Вспомните и назовите правила поведения в лесу.

Слайд 4.

Вот Белка прыгает. С дерева на дерево. С дерева на дерево. Ребята спросили у неё:

- Белка, Белка, расскажи,
Белка, Белка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?

- Очень просто, - отвечает Белка, выполните моё задание, тогда скажу.

II. Устный счет.

1. Дифференцированная работа (у доски).

Вставь пропущенные числа. (3 человека)

…+1=10;     …+1=9;     …-2=6

…-2=8;     5+…=7;     7-1-…=5

6-…=4;     6+…=6;     …+1+1=2

…-2=7;     …-2=5;     6+…=8

2.Остальные:

Слайд 5.

Игра “ Зоопарк”

“Счёт цепочкой”.

Присчитывание по 2, начиная с любого числа, затем отсчитывание по 2.

На доске:

2… (присчитывают)

10 …(отсчитывают)

7… (отсчитывают)

5… (присчитывают)

1… (присчитывают)

– Скажите, как называются числа при сложении? (Слагаемое, слагаемое, сумма) Проверка ответов примеров учеников, работавших у доски. Использование сигнальных карточек (зелёная – решено правильно, красная – решено неверно).

Молодцы, выполнили задание!

- Прыгайте с этой ёлки вот на ту, с той - на кривую берёзку. С кривой берёзки виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы? Прыгайте!

- Спасибо, Белка! - говорят ребята. - Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

III. Знакомство с новым материалом.

1. Решение задач.

Слайд 6.

Скачет Заяц. Ребята и ему спели свою песенку:

- Зайка, Зайка, расскажи,
Зайка, Зайка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?

- В сторожку? - переспросил Заяц. - Нет ничего проще. Решите мою задачу.

Давайте поможем ребятам.

- На одной грядке росло 3 морковки, а на второй столько же. (На верхней полке наборного полотна выставляется 3 морковки).

– Сколько надо поставить на вторую полку? (3)

(Табличка СТОЛЬКО ЖЕ убирается, под табличкой 3 морковки)

– Что нужно сделать, чтобы морковок на второй грядке стало на 2 больше? (Нужно добавить 2 морковки)

– Сравните, где морковок стало больше? (На 2 грядке)

– На сколько больше? (На 2 больше)

– Что значит, на 2 морковки больше на второй грядке? (На второй грядке столько же морковок, сколько на первой, но еще 2)

– Если 3 морковки на первой грядке, а на второй на 2 морковки больше, сколько всего морковок на второй грядке? (5)

– Как узнали? Составьте запись с помощь разрезных цифр. (3 + 2 = 5)

- Молодцы, справились с задачей, скажу вам, как пройти. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом - заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так?

Обскочите этот запах справа или слева. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.

- Спасибо, Зайка, - говорят ребята. - Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придётся ещё кого-нибудь спросить.

Слайд 7.

Видят, ползёт Улитка.
- Эй, Улитка, расскажи,
Эй, Улитка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?

- Хоо-роо-шоо. Сосчитайте моих сестриц, тогда покажу. Слайд 8.

(1 ученик у доски, а остальные работают на месте).

– Положите столько синих кружков, сколько улиток в воде.

– Сколько положили? (4)

– Ниже положите столько желтых кружков, сколько улиток в траве.

– Сколько желтых кружков положили? (4)

– Сделайте так, чтобы улиток в траве стало на 1 меньше. Что нужно сделать? (Нужно 1 желтый кружок убрать)

(Учитель убирает 1 улитку в траве).

– Сравните, где улиток меньше? (Улиток в траве меньше)

– На сколько меньше? (На 1 .)

– Что значит, на одну меньше? (Улиток в траве столько же, сколько в воде, но без 1)

– Если улиток в воде 4, а в траве на 1 меньше, сколько улиток в траве? (3)

– Как узнали? Составьте запись. (4 – 1 = 3) Слайд 9.

- Молодцы, правильно, - обрадовалась Улитка. Рассказывать до-о-олго, лу-у-учше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.

- Спасибо, Улитка! - говорят ребята. - Нам некогда ползать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

Физкультминутка.

Устали ребята, решили отдохнуть. Давайте и мы с ребятами отдохнём.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп.
(Присели.)
Немного отдохнем
И домой потом пойдем.

(Ходьба, руки в стороны, вверх, вниз, выдох, вдох, сели).

IV. Закрепление нового материала.

Слайд 10.

На цветке сидят Пчелки. Ребята к ним:

- Пчёлки, Пчёлки, расскажите,
Пчёлки, Пчёлки, покажите,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?

- Ж-ж-ж, - говорят пчелы. – Покаж-ж-жем, если выполните наши задания.

Работа по учебнику (стр. 88-89).

1.Решение примеров с опорой на ряд чисел, записанный на линейке (№4)- устно по “цепочке”.

2.Заполни пропуски (№5).

- Сколько кружков вы видите? (7)

- Сколько треугольников? (8)

- Чего больше кружков или треугольников? (Больше треугольников)

- Как это записали? (8>7)

- На сколько больше треугольников? (На 1)

- Что значит, что треугольников на 1 больше? (Это значит, что треугольников столько же, сколько кружков, да ещё 1)

- Как это записать? (8=7+1)

- Чего меньше треугольников или кружков? (Кружков меньше)

- На сколько кружков меньше, чем треугольников? (на 1)

- Что значит, что кружков на 1 меньше? (Это значит, что кружков столько же, сколько треугольников, но без 1)

- Как это записать? (7=8-1)

- Прочитайте верхнюю запись в соседнем столбике. (10>9)

- На сколько 10 больше 9? (на 1)

- Что значит, 10 больше 9 на 1? (Это значит, что 10 – это 9 и ещё 1)

- Как восстановим запись? (10=9+1)

- Что меньше, 9 или 10?На сколько? (9 меньше 10 на 1)

- Что значит, 9 меньше 10 на 1? (Это значит, что 9 – это 10 без 1)

- Как восстановим запись? (9=10-1)

3. Выполни задание разными способами (№6, стр.89) – устно.

- Какие монеты вы видите? Сколько монет достоинством в 5 рублей? Достоинством в 2 рубля? Достоинством в 1 рубль?

- Как можно набрать такими монетами 8 рублей? 9 рублей? 10 рублей?

V. Самостоятельная работа.

Работа в тетради (стр. 24).

– Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал.

Откройте тетрадь на странице 24.

Взаимопроверка.

Молодцы, справились со всеми заданиями.

- Смотрите, куда мы летим. Идите следом. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ну, до свидания! Мы уж-ж-жасно торопимся. Ж-ж-ж...

И улетели. Ребята пошли туда, куда летели пчёлы, и быстро нашли сторожку. Слайд 11. Вот была радость! А потом дедушка их чаем с мёдом угостил.

VI. Итог урока.

- На уроке вы работали дружно, организованно. Слайд 12.

-Чему научились на уроке?

Рефлексия

-Понравился урок?

-Что понравилось?

- Какое отношение к уроку, нарисуйте. Слайд 13.