Классный час "Герои Отечества в моей семье"

Разделы: Классное руководство


Цель: Воспитание чувства уважение к славному прошлому нашей страны, чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма, уважения к людям старшего поколения.

Оборудование: плакаты, посвященные Защитнику Отечества; компьютерная презентация; семейные альбомы.

Ход мероприятия

Первый ведущий:

Родина – мы говорим, волнуясь, Даль без края видим пред собой, Это наше детство, наша юность,
Это все, что мы зовем судьбой! Родина! Отечество святое! Перелески, рощи, берега,
Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера, Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.
Это позабудется едва ли
И навек останется святым…
Землю ту, что родиной назвали, Коль придется, сердцем защитим.

Второй ведущий:

С чего начинается Родина?

Как только родился человек, он впервые встречается с мамой и папой – это его семья. Слово это понятно всем, как слово «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это мама и папа, бабушка и дедушка, это любовь и забота, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.

Как появилось слово «семья»? Когда-то о нем не слыхала Земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам
Кто деток родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила – я
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила – я.
Кто пищу сготовит, о, радость моя? И Ева все та же ответила – я.
Кто платье сошьет, постирает белье?
Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопросы подруга моя
На все это Ева ответила – я. Сказала она знаменитых семь «Я» Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ.

Третий ведущий:

Все начинается с семьи.
Призывный крик ребенка в колыбели,
И мудрой старости докучливые стрелы.
Все начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Умение страдать и сложность жизни видеть.
Все начинается с семьи.
Опять вставать, идти и ошибаться
И так всю жизнь
И только не сдаваться!
Все начинается с семьи.

Четвертый ведущий:

Так уж вышло, что история России – это история воинского подвига. Ни одно государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России.

Во время военной кручины,
В полях, ковылях, на снегу
Мужчины, мужчины, мужчины,
Пути преграждали врагу.
А женщина?!
Все победила она:
Боль и разлуку, и смерть, и усталость,
Девушка, мать, и сестра, и жена –
Сколько ей горя и счастья досталось!

Диалог (ученики):

- Милая Родина, сколько седин у тебя?

-Сосчитайте сколько в степи ковылей.

-Сколько ты знала врагов?

-Спроси у мечей и штыков.

-Милая Родина, чем ты незыблема?

-Дружбою нашей семьи.

-Как широка ты! Не видно твоих берегов! Сколько тебе?

-Много веков.

Учитель: Наша встреча посвящена истории наших семей, внесших свой вклад в историю России.

Мы поговорим о тех семьях, чья судьба каким-то образом связана с защитой Отечества в разное время. Сегодня хочется от всей души поздравить каждого и всех с Днем Победы – 9 мая. Это день памяти о тех, кто пал смертью храбрых на полях брани.

Ученик:

Российский воин бережет
Родной страны покой и славу,
Он на посту, и наш народ
Гордится армией по праву
Спокойно дети пусть растут
В российской солнечной Отчизне,
Он охраняет мир и труд,
Прекрасный труд во имя жизни.

Ведущий: Вот уже 65 лет мы отмечаем этот знаменательный день – День Победы нашего советского народа над фашистской Германией. Этот день – день уважения всем героическим поколениям. 1418 суток отделяли 9 мая 1945 года от 22 июня 1941 года, когда началась та страшная война. (Презентация) Приложение 1

Песня «Ах, война»:

Ах, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы
Наши мальчики голову подняли
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики,
Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Учитель: Подвиг славных защитников столицы нашей Родины – Москвы, героев Бреста и Севастополя, Ленинграда и Сталинграда, Одессы, Киева и других городов навечно останется примером беззаветной отваги и мужества советских людей.

(Дети рассказывают о членах своей семьи – героях войны)

Блокадный Ленинград: Моя прабабушка Перфильева Анна Ивановна пережила блокаду Ленинграда. Для защиты города она вместе с жителями рыла окопы, убирала на улицах снег, строила баррикады, убирала трупы и молча стояла в очередях за хлебом. Жители Ленинграда не думали о том, что совершают, выживая в осажденном городе, подвиг.

Хлеб войны

У войны свой хлеб. Небогатый, отмеченный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но еще более необходимый, чем в мирное время. В музее Санкт-Петербурга хранится черствый, потемневший от времени сухой ломоть хлеба. Это суточная блокадная норма на одного человека – 125 грамм

«125 блокадных грамм, с огнем и кровью пополам».

В стихотворной строке трагизм и величие. Хлеб был желателен, как ничто и никогда. Представьте себе хлебную карточку – бумажный листочек, расчерченный на квадратики с цифрой 25. За пять таких кусочков бумаги, с ноготь каждый, давался скудный дневной паек. Это мера суровая, но необходимая, потому что город жестоко голодал, кольцо блокады сжималось. Трагизмом наполнены строки стихотворения Анны Пахмутовой:

«Как из недр его вопли:
«Хлеба!!!»
До седьмого доходят неба».

Ленинград думал о хлебе и жизни.

«В дыму Ленинградское небо.
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба, блокадного хлеба, сто двадцать пять грамм».

Ученик:

Для трижды ненавистного врага
С какой бы он сюда не рвался силой,
Со времени Петра вот эти берега
Холодной раскрываются могилой.
Пусть время мчится и гудит в ушах,
И крошится кремневая порода,
По-прежнему тяжел упругий шаг
Воинственного русского народа!
Сквозь смерть и голод, через дым и гром
Сквозь розовое медленное пламя,
Над проклятым поверженным врагом
Мы пронесли солдатской славы знамя.
России сын, столицы первой брат,
Перетерпевший все земные муки,
По-прежнему сегодня Ленинград
Свободные протягивает руки.

Дети войны

Учитель: Лето 1941 года началось замечательно для многих девчонок и мальчишек. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах, ласково плескались волны в Черном море, на берегу которого расположился большой и шумный лагерь «Артек», ждавший отдыхающих детей. Судьбы детей войны похожи: судьба смоленского и белорусского мальчика, судьба украинской и литовской девочки. Война была общей биографией детей той поры. Даже если они находились в тылу, все равно были военные дети. Их рассказы порой длиной в целую войну. Наша школьная семья – это учителя и ученики и в этой семье есть люди, пережившие военное лихолетье в детском возрасте. Это Шугай М.М., Гапоненко А.Ф., Прокофьев И.С.(к сожалению, ушедший от нас). Но с нами его внучка Лиля. Она нам расскажет о своем дедушке. (Презентация) Приложение 2

Мой дедушка Прокофьев Игорь Степанович родился 9 апреля 1934 года. Семью моего дедушки война застала в городе Старый Оскол, ему тогда было 7 лет.

Отца забрали на фронт, а мать с детьми переехала в город Новохоперск. Школьная жизнь для моего дедушки началась в 8 лет. Шел второй год войны. В магазинах в городе ничего не было, а на рынке можно было купить одежду и учебники. Для того, чтобы собрать дедушку в школу мама придумала вот что. Рядом с их домом формировались воинские части. Новобранцы из окрестных сел приезжали в штатской одежде и уже здесь им выдавали воинское обмундирование. Так вот мама покупала на рынке кислое молоко и пекла картофельные лепешки, на которые выменивала у солдат их домашние вещи, отстирывала, перекрашивала и шила детскую одежду. На нее на рынке она сумела выменять одну тетрадь в линейку, букварь и книгу для чтения – вот так собрали моего дедушку в первый класс.

В 1952 году Игорь Степанович закончил 10 классов Новохоперской средней школы им. М.Горького и поступил в Борисоглебский педагогический институт на физический факультет. И всю свою жизнь посвятил работе в школе. Он работал учителем физики, руководил духовым оркестром. У него были золотые руки, дедушка много изготовил своими руками красивых вещей.

Ученик:

Выбежала девочка из дома,
Маленькая, в мамином платке,
Старенькие валенки знакомо
Весело блестели вдалеке.
Топала по тропке возле дома,
Щечки на морозе расцвели…
Вдруг, хрустя по снегу незнакомо
Злые люди к дому подошли
Разбросали карточки по дому,
Снимки, что в альбомах берегли,
И потом зажженную солому
Равнодушно к двери поднесли
Черным дымом крыша вся покрылась,
Вспыхнул клен, что рос в недалеке.
Губки задрожали, покатились
Крошечные слезки по щеке.
Кулачонки маленькие сжала –
Сердце быстро прыгало в груди
К рыжему фашисту подбежала
И сказала звонко – Уходи!
Волосенки ветром растрепало,
Слезы стыли возле самых век
Треснул выстрел – девочка упала
Личиком курносым прямо в снег.

Ученик:

Поседели виски ветеранов
Будто снегом покрылись они
Не спешите нас списывать. Рано.
Мы – в строю. Мы – солдаты войны.
Где-то там, за неведанной далью
Наша юность осталась в бою
Там – победа, там радость с печалью,
Жизни павших за землю свою.
Вот и нынче, как в грозные годы,
Непреемля домашний уют
Ветеранские взводы и роты
С молодежью в походы идут
И горят ордена и медали,
Освещая победный свой путь
Много трудных дорог прошагали
Чтоб на мирную землю взглянуть.
Ветераны гордятся судьбою
Только так можно жить и любить
Опаленную юность войною
Не забыть! Не забыть! Не забыть!

Рассказ об участнике Великой Отечественной войны Сиднивец И.А (Презентация) Приложение 3

Брат моего дедушки Сиднивец Иван Анисимович родился 12 сентября 1923 года. После окончания педагогического училища в 1941 году был направлен в Верхне-Карачанский район учителем начальных классов в Верхне-Карачанскую начальную школу, где проработал с 15 августа до 10 октября. В октябре был призван в Советскую Армию. Это была война.

Воевал минометчиком на Калининском фронте, потом на Украинском, прошел боевой путь от Воронежа до Бухареста. Участвовал в крупных сражениях при форсировании Днепра, воевал на первом Белорусском фронте. В этих боях был ранен и дважды контужен. После госпиталя получил благодарности за отличное выполнение боевых заданий от Верховного главнокомандующего товарища Сталина, трижды награжден медалями – «За храбрость, стойкость и мужество»,« За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».Всю послевоенную жизнь до 2007 года Иван Анисимович посвятил работе в школе.

Ученик:

Не обожженные сороковыми,
Сердцами, вросшими в тишину,-
Конечно, мы смотрим глазами иными
На вашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым рассказам трудным
О вехах вашего пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страдания пройти,
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес
Конечно, мы смотрим иными глазами
Но все-таки полными слез.

Учитель: В истории России в двадцатом веке был Афганистан и Дагестан, Таджикистан и Чечня.

«И снова приказы: «Ни шагу назад»
Солдаты в «горячие точки» спешат».

Рассказ учащихся об участниках войны в Афганистане. (Презентация) Приложение 4

Мой дядя, Саликов Владимир Михайлович, родился 3 февраля 1946 года в г. Новохопёрске. В 1960 году окончил 7 класс, а в 1963 году 10 класс и поступил в индустриальный техникум. Но затаившаяся мечта стать военным не давала покоя. Он поступает в Ульяновское высшее военное танковое училище. После его окончания уезжает на службу в Казахстан на Байконур.

В 1979 году Владимир Михайлович был направлен в Афганистан. 1 октября 1985 года скончался от раны не совместимой с жизнью. 19 октября был похоронен на кладбище г. Новохопёрска.

Капитан Саликов Владимир Михайлович посмертно награждён Орденом Красной Звезды и медалью «Воину – интернационалисту от благодарного народа» от 21 марта 1986 года.

На здании МОУ Новохопёрской средней общеобразовательной школы № 2, в которой учился герой, была установлена мемориальная доска.

Решением исполкома городского Совета народных депутатов от 19 февраля 1988 года присвоено звание «Почётный гражданин г. Новохопёрска».

Ученик:

По ночам ноют души и раны…
Смерти нам не пристало бояться
В двадцать лет мы уже ветераны
И успели в раю прописаться
Да чего там! И хуже бывало!
И не нам от бессилия стреляться!
Наши души закрыты забралом
Хоть успели в раю прописаться
Не нужны нам ни слезы, ни жалость
И не сметь перед жизнью ломаться!
Пусть прожили мы самую малость
Но успели в раю прописаться.

Учитель: Славную традицию ветеранов войны продолжают сегодняшние защитники Отечества.

Рассказ учащихся о военнослужащих, проходящих службу в наши дни. (Презентация) Приложение 5

Мой брат Рябоконь Евгений был призван в армию 23 июня 2007 года Новохоперским военным комиссариатом Воронежской области. Попал служить в автомобильные войска. Полгода служил в учебке в г. Острогожске в автомобильном полку. Во время службы у него были поощрения: за хорошую внутреннюю службу, за отличное выполнение упражнений по стрельбе из автомата Калашникова. 25 декабря был переведен в Московский гвардейский полк Военно Воздушных Сил Противовоздушной обороны, это была территория второго кольца обороны Москвы. Служил водителем- оператором на установке С-300. Награжден нагрудным значком «Гвардия» и грамотами за отличное несение службы. Уволился в запас 3 декабря 2008 года.

Уходят дни, как будто люди…
Утихла в сердце боль утрат,
Пока ты жив – Россия будет
Твое величество – СОЛДАТ.

Ведущий:

У песен есть счастливая черта
Они добры, и, так ли иначе,
Ты, слыша их, становишься богаче
В твоих очах и свет и доброта

(Звучат песни военных лет)

Ведущий: Люди, помните, что рядом с нами живут люди, которые выстрадали для нас победу и те, которые охраняют нас сейчас. Так будем же достойны чести находиться с ними рядом.

Ученик:

Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив и кто отнят войной…
Я – связная.
Пусть грохот сражения стих
Из котлов окружений
Пропастей поражений
И с великих плацдармов
Победных сражений
Я – связная.
Бреду в партизанском лесу,
От живых
Донесенья погибшим несу:
«Нет, ничто не забыто,
Нет, никто не забыт,
Даже тот, кто в безвестной могиле лежит».

Список литературы:

  1. Газета « Последний звонок» изд. №9 2006г.,№5 2007г. изд. «Московская правда»
  2. Методическая разработка «Калейдоскоп школьных дел» 2-е издание –Москва, Псков ТЦ «Сфера», ПОИПКРО 2001г.
  3. «Молодежные праздники» Г.Гевкодимов, Г. Тихоновская , изд. ЗАО РИФМЭ 2001г.