Урок музыки в 3-м классе "Повсюду музыка слышна"

Разделы: Музыка


Цель:

  1. Развивать у детей мыслительную деятельность, смекалку, сообразительность, находчивость, творческие способности.
  2. Активизировать художественную фантазию и воображение.

Задачи:

  1. Расширять музыкально- слуховой опыт учащихся и их представления о музыкальной культуре.
  2. Развивать слух, учиться определять звуковую окраску, узнавать звучание.
  3. Расширение кругозора, развитие интереса к музыке.
  4. Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину.
  5. Тип урока: усвоение новых знаний.
    Методы: беседа, наглядно- слуховой анализ, сравнение.

  6. Музыкальный материал:

П.И. Чайковский “Сентябрь” из цикла “Времена года” (аудиохрестоматия к учебнику Н.А. Царевой “Уроки госпожи мелодии” 3 класс.

Инструментальная музыка МП 3 “Звуки природы”, (диск -Лучшие мировые хиты).

“Шар огромный” муз. И. Космачева, сл. Н. Пономаренко.

“Мы эту землю Родиной зовем” - муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, презентация, баян, муз. запись,

Подготовительный период: дети разучивают стихи о природе, маркеры, рисуют и вырезают скрипичный ключ.

Литература:

  • Алтарева С.Г., Хромова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.А. Календарные, фольклорные, тематические праздники 1-4 кл. Москва 2006 г.
  • Бердникова Н.В.- “Веселая ярмарка” Народные и календарные праздники для детей 3-10 лет. Ярославль 2005 г.
  • Музыка 3 класс Изместьевой Ю.Д., Волгоград 2003г .
  • Лучшие музыкальные игры для детей И. А. Агаповой, М.А. Давыдовой Москва 2006 г.

Под музыку П.И. Чайковского “Сентябрь” из цикла “Времена года”, дети заходят в класс.

Учитель и дети приветствуют друг друга.

Учитель:

Рада вас ребята видеть,
И приветствовать сейчас!

Дети:

И мы рады, очень рады!
Здравствуйте учитель наш!

Сегодня мы отправимся в музыкальное путешествие. У каждого из вас, лежит на парте скрипичный ключик, когда вы будете готовы дать ответ, можете этим ключом показать свою готовность, предлагать свои варианты ответов, версии).

Но сначала давайте порассуждаем, откуда, и как появилась музыка, музыкальные инструменты и музыкальная грамота. Как вы думаете, когда люди начали петь?

Правильно, давным-давно говорить и петь люди начали одновременно. Потом люди научились извлекать звуки из разных предметов, которые были у них под руками. Так и появились первые, еще очень примитивные музыкальные инструменты.

А как вы думаете, где еще можно услышать музыку?..

Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. Почему мы говорим, что есть музыка дождя или музыка ветра? Какая еще есть музыка в природе?

Да, музыка живет везде вокруг нас, мы слышим ее в разных звуках. Это заметили поэты и написали чудесные стихи. Давайте послушаем ребят, которые выучили одно из них стихотворений В. Семерина “Только прислушаться надо”.

1 уч:

Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живет-
В шелесте трав, в шуме дубрав
Только прислушаться надо.

2 уч:

Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода-
Это мелодией вечно своей
Мир наполняет природа!
Тихие слезы свои, ива роняет у брода…
Трелью приветствуют ночь соловьи.
Звоном ветвей, песней дождей
Мир наполняет природа.

3 уч:

Птицы встречают восход
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет,-
Только прислушаться надо.

Неправда ли, как точно описал поэт мелодию вокруг нас? А вы умеете узнавать, что это за звуки? Давайте послушаем запись и проверим!

Слушание: (инструментальная музыка МП 3 “ Звуки природы”, (диск -Лучшие мировые хиты). Во время слушания музыки проходит показ презентации о природе.

Слайд №1 (картины природы)

Что вы услышали в записи “Звуки природы?”

Менялась ли интонация, характер звучания:- силы воды, ветра, птичьих трелей, крики зверей?

Послушайте строки из сборника “Стихи о музыке” Геннадия Серебрякова

Ты откуда, русская, зародилась музыка?
Толи а поле чистом, толи в лесе мглистом?
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась с самого начала?
Как ты появилась, как ты зазвучала?

Многие композиторы и музыканты жили очень давно. Но мы до сих пор исполняем их произведения. Как же музыка путешествует сквозь время и от человека к человеку?

Музыку можно записать?

Посредством чего? (нот)

Ребята, вчера мне пришел конвертик я его открыла, а там интересные задания: нужно выделить желтым, зеленым маркером ноты в словах:

Помидор, время, минор, домик, коляска, спасибо, фасоль, река, сирень, лягушка минутка премия.

Молодцы, вы с заданием легко справились.

А теперь послушайте загадку:

Я ваша подруга,
Я ваша попутчица.
В пути без меня ничего не получится.
Со мною друзья, вам всегда интересно. Узнали кто я?
Ну конечно же (песня).

Где бы человек не находился, в каком настроении он не был , он поет песни. Ведь песня помогает человеку в трудную минуту и в радостный час.

Чтобы наш голос хорошо звучал, что нужно для этого?...

Под баян дети исполняют певческо- ритмические упражнения. (Физкульт минутка)

Становись скорей в кружок,
Потанцуй со мной дружок!
Шаг назад, шаг вперед,
И на месте поворот!
Мы летим с тобой вдвоем,
Мы ни чуть не устаем.
Шаг назад, шаг вперед
И на месте поворот
Эй, давай, не отставай,
Снова танец начинай!
Шаг назад, шаг вперед,
И на месте поворот!

(Эту песенку- танец можно повторить несколько раз ускоряя темп).

Молодцы, вы хорошо распелись и размялись можете садиться.

Если вы по настоящему полюбите музыку, то именно она делает окружающий мир прекрасней и добрей.

(Послушаем стихи которые для нас подготовили ребята, и посмотрим следующую презентацию. Слайд №2). (тема: счастливое детство)

4 ученик:

Давайте друзья в хоровод соберемся,
Узнаем друг друга поближе,
Чтоб запел голубой небосвод,
А танцы и смех становились все выше!

5 ученик:

Песня- друг наш и товарищ,
С нею в жизни веселей
С песней спорится работа,
Отдых ярче и светлей.

6 ученик:

Лейся, лейся песня звонко,
Помогай дружить
Всем ребятам очень нужно
В мирном мире жить!

Да, всем хочется жить в мире, без войн. Люди сочинили много песен об этом. И сейчас предлагаю исполнить песню “Шар огромный”. муз. И. Космачева, сл. Н. Пономаренко.

Спасибо за исполнение, вы очень постарались, исполняя эту песню, а теперь скажите:

- Как эта песня передает настроение?

- Какой лад? (мажор)

- Чем отличается 1, 2, 3 куплеты?

Ребята, хочет ли кто- то из вас исполнить эту песню соло или дуэтом? \ работа над дикцией\

Продолжим слушать заданные на дом стихи. Слайд №3 (просторы России, Якутии, березы)

7 ученик:

Песня русская в березах,
Песня русская в хлебах
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах…

8 ученик:

На ветру шумят рябины
Каждый слушать их готов!
Сколько песен у России
Сколько во поле цветов.

9 ученик:

А слова ее простые
Душу трогают до слез..
Сколько песен у России,
Сколько в рощицах берез.
Словно музыка степная,
Золотая рожь встает,
В полный голос слышен колос-
Это Родина поет!

10 ученик:

Песни Русские такие,
Что охота подпевать…
Сколько песен у России,
Никому не сосчитать.

Мы живем в Якутии и это - наша Родина. Мы все ее очень любим.

Скажите ребята, что вам дорого больше всего на нашей прекрасной Якутской земле?

А что такое Родина, как вы думаете?

Где бы ни был, человек его всегда тянет, в те места, где он родился, где бывал, с кем дружил.

Исполнение песни “Мы эту землю Родиной зовем” - муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского.

Вот и подошел к концу наш урок. А музыкальные путешествия у нас продолжатся еще, где будет “Повсюду музыка слышна”.

Что больше всего вам запомнилось, понравилось на уроке? Спасибо всем. Досвидания.

(Данный урок можно провести и как внеклассное мероприятие).