Неделя математики в сельской школе

Разделы: Внеклассная работа


В настоящее время перед учителями математики стоит задача не только дать определенную сумму знаний учащимся, но и вооружить их умениями самостоятельно добывать эти знания, воспитать интерес к самостоятельному изучению математики и ее прикладных приложений.

Внеклассная работа по математике является одним из средств выполнения этой задачи. Она способствует повышению уровня математической культуры и развитию познавательных способностей учащихся, расширяет их математический кругозор.

В нашей школе стало традицией проводить предметные недели. Это настоящий праздник.

В субботу на школьной линейке был объявлен план проведения математической недели.

Запланированные мероприятия все проводились согласно графику, за исключением вечера. Он проводился в субботу, для 8-11 классов. 

Школа маленькая, обучается в ней всего 62 человек. Мы, учителя математики (а нас двое), не остаемся в стороне и активно включаемся в подготовку математической недели. «Неделя математики» проводится в середине января. План проведения «Недели математики» вывешивается заранее на видном месте. Перед «Неделей математики» в коридоре и на стенах вывешиваются всевозможные высказывания о математике и математиках. Приведу примеры таких высказываний.

  • «Математика – гимнастика ума» (М.И. Калинин)
  • «Старайся дать уму как можно больше пищи» (Л.Н. Толстой)
  • «Математика – царица наук, арифметика – царица математики» (К. Гаусс)
  • «Математик должен быть поэтом в душе» (С.В. Ковалевская)
  • «Математика – это язык, на котором говорят все точные науки» (М.И. Лобачевский)
  • «Химия – правая рука физики, математика – глаз её» (М.В. Ломоносов)

Рядом с планом «недели» - красиво оформленное объявление:

«Тем, кто учит математику,
тем, кто учит математике,
тем, кто любит математику,
тем, кто ещё не знает,
что может любить математику,
неделя математики посвящается».

Я расскажу, как проходила сама «неделя» – шесть дней математического праздника, смотра математических талантов, состязаний в основательности своих математических знаний, смекалке, упорстве, воле и силе духа. Это было интересно и увлекательно!

Ход мероприятия

День первый. Понедельник. 

Проводится линейка, посвященная открытию «Недели математики». В этот день особенно было оживленно в школе. Библиотекарем была организована выставка книг по математике и о математиках.

Проводился конкурс «Смекалистых». Эпиграфом этому конкурсу были слова:

«Недаром ребятам смекалка дана,
Во всем и всегда помогает она».

Условия конкурса вывешены рядом с этими словами. А на большом стенде учащимся предлагалось решить 10 заданий с рисунками. Вот они:

1. Это задача-шутка. Посмотрите, внимательно на рисунок. Сумма чисел в левой колонке равна 19, а в правой 20. Напишите на отдельных бумажках эти цифры и подумайте, как переместить только две из них, чтобы суммы были равны. (Ответ: надо поменять местами таблички 8 и 9, но при этом 9 повернуть так, чтобы получилось 6).

2. Рисунок. На нашем рисунке – Коля, Олег, Миша, Гриша и Боря. Миша не самый высокий, но он выше Гриши, Олега и Коли. Олег стоит рядом с Колей и меньше его. Грише, чтобы дотянуться до выключателя, приходится подставлять скамеечку или просить помощи у своего старшего брата Олега. В каком порядке стоят мальчики? (Слева направо стояли Миша, Боря, Олег, Коля и Гриша).

3. На крючок рыбаку попалась одна-единственная рыбка, но как видите, улов неплохой. Определите вес рыбы, если хвост весит 1 кг, голова столько, сколько хвост и половина туловища, а туловище столько, сколько голова и хвост вместе взятые. (Голова 3 кг, туловище 4 кг, хвост 1 кг).

4. Попробуйте при помощи арифметических действий с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 изобразить число 100. Ответ: (1+2+3-6+7+8+9-4)*5=100

5. Четверо играли в шахматы. Каждый играл три раза. Сколько партий сыграл каждый? (Ответ: 6 партий).

6.Вспомните название городов земного шара, в которые входит слово «сто» и впишите их, используя нарисованное слово. (Ответ: Стокгольм, Ростов, Росток, Севастополь, Бостон, Чистополь, Белосток.)

7. Один старик прожил двадцать лет одних только пятниц. Сколько лет он прожил? (Ответ: 140 лет.)

8.Что ни пример – то ошибка! Наведите порядок и восстановите всюду равенства, переместив в каждом примере только по одной спичке.

ХХ| - |\/= ХХ\/
|Х - |Х=\/
ХХ+Х= |Х

Ответ: ХХХ-\/=ХХ\/ , Х -|\/=\/, ХХ-Х| =|Х).

9. Чтобы «забить» гол, надо подобрать к первому слову ещё три, каждое из которых отличается от предыдущего только одной буквой.

м я ч
     
     
     
г о л

(Ответ: меч, мел, мол.)

10. От куска материи в 20 м портной отрезает каждый день по 2 м. На какой день он отрежет последний кусок? (Ответ: на 9 день.)

Ответы учащихся в письменном виде опускались в специальный ящик. Победителей определяла специальная комиссия.

День второй. Вторник.

В фойе школы в ряд поставили столы. Над ними вывеска «Выставка наглядных пособий, изготовленных учащимися школы». Здесь были таблицы, модели различных геометрических фигур и тел.

В этот день проводились открытые «нестандартные» уроки по математике:

«Урок-путешествие», «Смотр знаний».

В 5-6 классах проводилась математическая викторина.

Вопросы викторины.

  1. Я живу на шестом этаже, а мой друг Терентий – подо мной на третьем этаже. Возвращаясь, домой, мне приходится пройти 60 ступенек. Сколько ступенек проходит Терентий, когда он возвращается домой?
  2. Первую половину пути мотоциклист проехал со скоростью 30 км в час, а вторую – со скоростью 60 км в час. Какова средняя скорость мотоциклиста?
  3. 5 рыбаков за 5 часов распотрошили 5 судаков. За сколько часов 100 рыбаков распотрошат 100 судаков?
  4. Какой знак нужно поставить между 6 и 5, чтобы получилось число, которое больше, чем 6, и меньше, чем 5? (Запятая)
  5. Какая разница между числом и цифрой?
  6. В одной книге указан такой год издания: MDCCXL|X. Когда издана книга?
  7. Пользуясь пятью двойками и знаками действий, запишите число 28.(22+2+2+2=28)
  8. Самая высокая гора на Земле – Джомолунгма. Её высота 8848 м. Сколько этажей имел бы дом высотой с эту гору, если считать, что расстояние между этажами 4 м? Ответ: 2212 этажей.
  9. Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей останется? (Свечи нигде не денутся. Их было 5, столько же и останется).
  10. Отгадайте ребус

День третий. Среда.

В этот день учащиеся старших классов проводили «Час весёлой математики» в 1-4 классах начальной школы.

Проводился конкурс на лучшую математическую газету, в котором участвовали все классы и конкурс на лучший математический кроссворд.

День четвертый. Четверг

Состоялся математический КВН. Командами соревнующихся был оформлен зал. Состязание проходило в таком порядке.

  1. Представление и приветствие команд.
  2. Разминка «Конкурс на внимательность»
  3. Конкурс капитанов.
  4. Отгадывание кроссворда.
  5. Составление слов из слова «Транспортир»
  6. Конкурс художников.
  7. Домашнее задание.
  8. Подведение итогов. Награждение команд.

Состязание содействовало сплочению коллектива учащихся, укреплению их дружбы. Появились в школе новые художники и поэты, стало больше весёлых, остроумных общительных людей.

КВН (разработка)

В состязании участвовало 2 команды.

Команда «Многогранники» (9-11кл. и команда «Восемь + один» (10 класс)

Примечание: в этом классе было 8 девочек и 1мальчик, поэтому такое название.

Учитель математики: Известный немецкий математик Карл Гаусс сказал: «Математика – царица всех наук». И как у каждой царицы, у неё есть государство, в котором бывают будни и праздники.

«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным» - писал Паскаль. И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьёзной, но и даже скучной наукой. Я считаю, что это неправда. Иногда и в ней проскальзывает озорная улыбка. Сегодня мы в этом убедимся.

Ведущий учитель:

Мы сегодня все мечтаем
Знать побольше обо всем,
Мы в мечты свои играем,
Мы мечтой своей живем.
И пусть мальчишки и девчонки
Вся озорная детвора
Сегодня скажут звонко, громко:

Все. Добро пожаловать, игра!

I. Выход команд. Представление команд (название, эмблема, форма, приветствие)

Представление команды «Многогранники»

Капитан.

Кто шагает дружно в ряд?
Все. КВНовский отряд.

Капитан.

Кто поёт задорно, звонко?
Все. Все мальчишки и девчонки.

Капитан.

Кто в портфеле нам несет
Много шуток и острот?
Все. Тот, кто больше всех кричит,
Только у доски молчит.
Выступает в первый раз
В КВНе сводный класс.
Почему нам не шутить,
Будем мы во всю стараться,
Чтоб жюри развеселить.
КВНщик постарался
Долго думал, ночь не спал,
Чтоб соперник улыбался,
Чтоб болельщик не дремал.
Вся команда поёт.
Мы начинаем КВН,
Для чего, для чего?
Чтоб не осталось в стороне,
Никого, никого.
Пусть не решить нам всех проблем
Не решить всех проблем,
Но станет радостнее всем
Веселей станет всем.

1 участник. Этот турнир ждали мы,

2 участник. По нему стосковались умы,

3 участник. Дружно будем задачи решать

4 участник. Мы хотим математику знать.

Капитан. Представляем нашу команду.

Я – правильный многогранник, капитан команды.

1 участник. Я – тетраэдр.

2 участник. Я – призма.

3 участник. Я – куб.

4 участник. Я – икосаэдр.

5участник. Я – додекаэдр.

6 участник. Я – октаэдр.

7 участник. Я – пирамида.

8 участник. Я – параллелепипед.

Все. Вместе мы – многогранники!

Капитан. Наш девиз!

Все:

Постарайся не ленись
И запомни наш девиз:
«На свете лучше нет подруги,
Чем математики науки!»

8 участник. Сегодняшний турнир мы выиграть хотим.

7 участник. И просто вам победу не дадим.

6 участник. Придётся попотеть и постараться.

5 участник. За каждое очко мы будем драться.

4 участник. Смекалку мы проявим и отвагу.

3 участник. А если вдруг не повезёт?

2 участник. Победа всех когда-нибудь найдет!

Все поют (На мотив песни из к/ф «Девчата»):

Сегодня будет КВН,
Сегодня будет жарко.
Команда «М» сейчас стоит,
Покрытая румянцем.
Пришли команды,
Стоят по флангам,
Мыслишки свои теребя,
Потому что и в нашей команде,
Много есть остроумных ребят!

II. Разминка. «Конкурс на внимательность»

Для решения большинства задач недостаточно одних знаний. Необходима ещё и внимательность. С чего начинается решение задачи? Конечно, с условия. Но условие можно читать по-разному: прочтёшь невнимательно – вот и утеряна главная ниточка. Проверим, умеют ли команды быстро улавливать условие задачи. Кто быстрее решит задачи?

  1. На березе 16 сучков, на каждом сучке по 10 веток, на каждой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Нисколько)
  2. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
  3. Из одной точки вылетели 3 ласточки. Когда они будут в одной плоскости? (Всегда)
  4. Разделить 100 на половину. (200)
  5. Величина угла 300. Чему она будет равна, если рассматривать угол в лупу с 2-кратным увеличением? (300)
  6. Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60 км/ч. В том же направлении – с востока на запад – дует ветер, но со скоростью 50 км/ч, в какую сторону отклоняется дым поезда? (Электропоезд бездымен)

III. Конкурс капитанов.

Капитаны задают друг другу по два вопроса.

Игра со зрителями «Не собьюсь»/ Слово жюри

IV. Конкурс «Отгадывание кроссворда»

Первая русская женщина-математик (Ковалевская)

  1. Плоская геометрическая фигура.
  2. Замкнутая кривая.
  3. Вид параллелограмма.
  4. Вид четырехугольника.
  5. Часть прямой.
  6. Вид прямой.
  7. Замкнутая, выпуклая плоская кривая.
  8. Прямая, пересекающая другие линии.
  9. Правильный многогранник.
  10. Основное геометрическое понятие.

ОТВЕТЫ: 1. Круг. 2. Окружность. 3. Квадрат. 4. Параллелограмм. 5. Луч. 6. Перпендикуляр. 7. Овал. 8. Секущая. 9. Куб. 10. Трапеция. 11. Прямая.

Ответ: КОВАЛЕВСКАЯ (по вертикали).

V. Задание обеим командам. Составить как можно больше слов из слова «Транспортир» (в течение одной минуты.) Листы со словами сдаются жюри.

Реклама. Танец «Современные ритмы». (Номер от болельщиков команды «Многогранники»

VI. «Конкурс художников». Задание командам. Изобразить с помощью геометрических фигур и математических символов человека. Проводиться в виде эстафеты.

Реклама. Частушки (на математическую тему). Номер от болельщиков команды «Восемь+один»

Я таблицу умноженья
Изучил без напряженья.
Ведь таблица умноженья
Вызывает уваженье.

Теоремою Виета
Очарован целый класс.
Только теорема эта
Не дойдёт никак до нас!

Знаю пушкинские рифмы
Пять стихов и шесть поэм,
А таблицу логарифмов
Я не выучу совсем!

Мы купали в ванной деда
По закону Архимеда,
Сколько весит старый дед,
Знает только Архимед!

Сел под яблоню Ньютон
И хотел открыть закон.
Яблоко он быстро скушал,
А закон открыл под грушей.

В нашем классе есть Сережа,
Он в уме считать не может.
И Сережа этот, кстати,
Носит счеты в дипломате.

Петя дома без проблем
Собирает ЭВМ.
Даст задание машине:
Написать стихи Марине!
Сколько будет дважды два?

Открывайте рот пошире:
Потому что дважды два –
Получается четыре!
Если кто-то скажет «пять»,
Мы кончаем выступать!

Слово жюри.

VII. Домашнее задание.

Привожу домашнее задание одной из команд, например, команды «Многогранники».

Инсценировка.

Митрофанушка: Привет! Я – Митрофанушка. Узнаёте меня?

Геометрия: Простите, но вы для меня, молодой человек, лицо постороннее, а с незнакомцами я не разговариваю. (Гордо уходит).

Алгебра: Похоже, что мы с вами, где-то встречались, так, примерно, 3 раза в неделю, но, вы, молодой человек, не слишком старались, ни одной моей формулы не запомнили. Поэтому, я вас плохо помню. (Уходит).

Арифметика: Привет! Привет! Хотя, лучше мне сказать «здравствуйте». Потому что, мне, даме, много тысяч лет от роду. А я вас вспоминаю. Помню, помню, как вы решали с Цыфиркиным задачки…

Госпожа Простакова: Сынок мой, Митрофанушка, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься.

Митрофан: Ну! А там что?

Госпожа Простакова: А там и женисся.

Митрофан: Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только, чтобы это был последний раз и чтоб сегодни быть сговору.

Госпожа Простакова: Придет час воли божией!

Митрофан: Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел.

Цыфиркин очинивает грифель.

Госпожа Простакова: А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денежки было бы куды класть.

Митрофан: Ну, Цыфиркин, давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать.

Цыфиркин: Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.

Госпожа Простакова (работая): Ах, господи, боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разневался!

Цыфиркин: За что разневаться, ваше благородие. У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.

Митрофан: Задавай же зады, поворачивайся!

Цыфиркин: Всё зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся.

Госпожа Простакова: Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави.

Цыфиркин: Задача. Слушай. Изволил ты, например, идти по дороге со мною. Ну, хоть, возьмём с собою Сидорыча. Нашли мы трое …

Митрофан (пишет): Трое.

Цыфиркин: На дороге, например, триста рублёв.

Митрофан (пишет): Триста.

Цыфиркин: Дошло дело до дележа. Смекни-ка, по сколько на брата?

Митрофан (вычисляя, шепчет): Единожды три – три . Единожды ноль – ноль.

Госпожа Простакова: Что, что до дележа?

Митрофан: Вишь, триста рублёв, что нашли, троим разделить.

Госпожа Простакова: Врёт он, друг мой, сердечный! Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка! Не учись этой дурацкой науке.

Митрофан: Слышь, Пафнутьич, задавай другую задачу.

Цыфиркин: Пиши, ваше благородие. За учение жалуете мне в год 10 рублёв.

Митрофан: Десять.

Цыфиркин: Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин,что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и ещё прибавить 10.

Митрофан (пишет): Ну, ну, десять.

Цыфиркин: Сколько бы за год?

Митрофан (вычисляя, шепчет): Нуль да нуль – нуль. Один да один … (Задумался).

Госпожа Простакова: Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за што. Наука не такая. Лишь тебе мученье, я все, вижу, пустота. Денег нет – что считать. Деньги есть – сочтём и без Пафнутьича хорошохонько!

Митрофан: Шабаш, Пафнутьич! Две задачи решены, хватит с меня.

Встаёт из-за стола лениво и обращается к арифметике.

А тебе уже давно пора на пенсию! С тобой мне одно мучение, а не учение.

Арифметика: Как это на пенсию?! Я служила людям тысячи лет, они и теперь без меня не обойдутся. Я же Арифметика!

Митрофанушка пожимает плечами.

Арифметика (возмущённо): Что же ты молчишь? Или ты не слышишь и не понимаешь меня? Я – А -риф-ме-ти-ка! Та самая, что изучают в школе.

Митрофан: Ну, я такого предмета не знаю, а может и знаю…

Появляются Алгебра и Геометрия в коронах и мантиях.

Алгебра: Эх, Митрофанушка! Говоришь, что нет такого предмета? А примеры на вычитание и деление? А умножение столбиком. Это что? Разве не арифметика?

Геометрия: Как забывчивы люди!? Будто не арифметика – основа всякого счётного дела.

Сестра, мы должны с тобой сделать из этого вывод, а то и нас такие, как Митрофанушка, бесцеремонно выживут из школьной программы.

Обе уходят. Гремит гром. Митрофан озирается. Звучит громовой голос.

Голос (за кулисами): Какой предмет ты изучаешь, Митрофанушка?

Митрофан (испуганно): Математику.

Голос: Перед тобой Арифметика – царица математики!

Митрофан (озираясь): Где, вы, Ваше Величество?

Арифметика появляется у него за спиной.

Митрофан: Извините, Ваше Величество, я был не слишком вежлив с Вами. Простите, меня!

Арифметика: Ладно. На первый раз придется простить твоё невежество.

Митрофанушка (радуясь): Спасибо! Я буду с вами дружить. (Целует руку)

Арифметика: А знаешь что, дружок, зови меня просто Ари и без всяких «величеств». Титулы устарели, а я всегда хочу быть молодой и современной.

Исполняют песню на мелодию «Ясный мой свет».

Митрофан (поёт):

Мне не за что математиком не стать
Я не могу даже уток посчитать.

В С Е:

Но не в пример стали все твои мечты
Лучше не гуляй, а учи.

Припев:

Живу без алгебры, словно во сне,
Горю на алгебре, словно в огне.
Прошу я подскажи формулу мне,
Хоть чуточку мне подскажи.

Где ж ты ответ бродишь, голову склоняя,
Открой мне секрет, чтобы я нашёл тебя,
Пример не решён вот уже четыре дня,
Милый Пифагор, подскажи!

Припев.

VIII. Подведение итогов КВН. Награждение команд.

День пятый. Пятница. Заседание клуба «Знатоки математики»

(сценарий вечера)

Ведущий (учитель математики): Несколько лет назад была объявлена премия за сочинение на тему «Как человек без математики жил». Премия так и осталась не выданной, т. к., по-видимому, не нашлось сочинителя, который сумел бы описать жизнь человека, лишенного математических представлений. И действительно с математикой мы встречаемся ежедневно, с утра до вечера. Просыпаясь, мы смотрим на часы, чтобы узнать, который час; в транспорте рассчитываем время в пути, в магазине опять занимаемся расчетами. Если бы не математика, люди никогда не смогли осуществить полёты в космос. Без математики нельзя изучить ни физику, ни химию, ни географию, ни черчение и даже в рисовании без неё не обойтись! Вот такая она важная математика!

Сегодня встречаются две команды, команда «Треугольник» и команда «Квадрат», чтобы соревноваться в своих математических знаниях. Итак, давайте их поприветствуем! Под музыку и аплодисменты выходят команды на сцену. Судить их будет уважаемое жюри (называются имена и фамилии). Займите, пожалуйста, свои места.

Итак, начинаем!

I гейм. «Гонка за лидером»

8-9 кл. Команда «Треугольник»

  1. Что больше 23 или 32? (32>23)
  2. Могут ли два смежных угла быть равными 65° и 130°? (нет)
  3. Вынесите общий множитель за скобки: xy-y2. Ответ: y(x-y)
  4. В равнобедренном треугольнике один угол равен 100°, другой 40°. Какой из них лежит при основании? (40°)
  5. Упростить: х? ()
  6. Что представляет график функции y = kx + b? (Прямая)
  7. Решите уравнение: x2= - 8. ( Нет корней)
  8. Зачем нужна рейсшина? (Для построения параллельных прямых)

10-11 кл. Команда «Квадрат»

  1. Какой цифрой оканчивается произведение 13*14*15*16*17? (0)
  2. Четыре человека обменялись рукопожатиями. Сколько всего было рукопожатий? (6 рукопожатий)
  3. Что представляет собой график функции y=ax2+bx+c? (Парабола)
  4. Вычислить ? (6)
  5. Решите уравнение: |x|= - 2 . (Нет корней)
  6. Как называется двенадцатигранник? (Правильный додекаэдр)
  7. Является ли треугольник прямоугольным, если его стороны выражаются числами 6, 8, 10? (Да)
  8. Переведите на древнегреческий язык «натянутая тетива». (Гипотенуза)

II гейм. «Спешите видеть»

III гейм. «Заморочки из бочки»

  1. Назовите первые вычислительные устройства, которыми пользовались в древности люди? (Пальцы рук)
  2. Немецкого математика называли королем математиков. В трехлетнем возрасте он делал поправки при расчетах. Кто он? (Карл Гаусс)
  3. Какая теорема в старину называлась теоремой невесты? (Теорема Пифагора)
  4. Какие числа при перевёртывании увеличиваются в полтора раза? (6 – 9)
  5. Какое слово в математическом предложении «Сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 90°»? (Двух)
  6. Найти наименьшее число, которое при делении на 2 даст в остатке 1, при делении на 3, в остатке – 2 , при делении на 4, в остатке – 3? (11)
  7. Чему равен НОД чисел, если НОК равно произведению данных чисел? (1)
  8. Произведение, каких трех чисел равно их сумме? (1+2+3=1*2*3)

IV гейм. «Темная лошадка»

Ведущий. Все вы лично знакомы с этим человеком. О нем говорят: «Мастер на все руки». Ведет 4 предмета, может и 5-ый. Любимое блюдо – пельмени. Хобби – баян. Кто он? (Гуртовой Владимир Петрович – учитель технологии, ОБЖ, рисования, черчения)

Владимир Петрович: Уважаемые эрудиты математики! На уроках геометрии при решении задач, связанных с окружностью, обычно указывают, чему равен радиус окружности. А вот на технических чертежах и эскизах обязательно наносят диаметры окружности, а не радиусы. Можете ли вы, объяснить причину этого?

Правильный ответ. При вычерчивании окружности надо знать её радиус, но в готовой детали проще замерять диаметр сверла, а не радиус.

Ведущий. Этот человек вам хорошо знаком. По звездам может предсказать вам судьбу. Эрудирован в технических, электромагнитных, световых, тепловых, электрических явлениях. Кто он? (Грачев Н. П. – учитель физики и астрономии) Его вопрос.

Грачев Н.П. Уважаемые, знатоки! В начале 40-х годах нашего века авиастроители всего мира столкнулись со страшным и непонятным явлением. Во время скоростного полета самолета на некоторой, так называемой критической скорости, возникла стремительно нарастающая вибрация конструкции. Она внезапно охватила самолет, и иногда достаточно было нескольких секунд, чтобы машина развалилась на куски. С земли казалось, что самолеты взрываются. Многочисленные исследования, проведенные в США, Англии, Германии не принесли успеха. Полностью разобраться в этой запутанной проблеме удалось лишь известному советскому математику. Были найдены простые и эффективные методы предупреждения вибрации. Угроза самолета и экипажу были полностью ликвидирована. За выдающийся вклад в решении труднейшей проблемы этот математик в 1942 году удостоен государственной премии СССР. Мои вопросы к вам, уважаемые знатоки, таковы.

  1. Какое название получило в технике описанное явление?
  2. Какова фамилия советского математика, о котором я рассказал?

Ответ. Явление получило название «флаттер». Математик, решивший задачу, Мстислав Всеволодович Келдыш, академик, трижды герой Социалистического труда, выдающийся советский учёный, много лет, проработавший на посту Президента АН СССР.

Ведущий. Молода, стройна, умна, интилегентна. Любимый предмет – литература. Увлечение – афоризмы.

Умеет водить машину. Кто она? (Учитель русского языка и литературы – Волгина Ольга Владимировна)

Вопрос Ольги Владимировны. Перефразируя одного великого русского писателя, можно сказать, что человек подобен дроби, числитель – это хорошее, что о нём говорят и думают люди, а знаменатель – это то, что о себе он сам. Известное правило – чем больше числитель, тем больше дробь, верно не только в математике, но и в жизни. Назовите этого русского писателя.

Ответ. Лев Толстой.

Ведущий. Хорошо решает любое уравнение, знает функции и всё о них, изучала теорию вероятностей. На досуге вяжет красивые вещи крючком. О ком идёт речь?

(Грачёва Любовь Георгиевна – учитель математики)

Любовь Георгиевна. Уважаемые игроки! У меня в руках игральная карта – бубновый король. Посмотрите внимательно, на карте вы видите изображение ромба. У меня к вам такой вопрос. Почему на картах бубновой масти изображен именно ромб, а не что-нибудь другое?

Правильный ответ. Слово «ромб» происходит от греческого слова « ромбос», означающего «бубен». Мы привыкли к тому, что бубен имеет круглую форму, а раньше бубны имели форму квадрата или ромба.

Ведущий. Внимание! (Звучит музыка) Черный ящик!

Внести, чёрный ящик!

То, что лежит в чёрном ящике, изобрёл очень талантливый юноша. Под теплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой старшеклассник. Вопрос. Что лежит в черном ящике? (Циркуль)

Ведущий: А теперь моя пора задать вам вопрос, уважаемые знатоки. Кто из величайших математиков древности провозгласил, что числа правят миром? Он понимал природу, умел слушать шум ветра, разговаривать с рекой. Кто он? (Пифагор).

Слово жюри.

V гейм. «Дальше…»

8-9 класс. Команда «Треугольник»

  1. Часть прямой, соединяющая две точки? (Отрезок).
  2. Имеет ли прямая линия концы? (Нет)
  3. Очень плохая оценка знаний? (Двойка)
  4. Уравнение второй степени? (Квадратное)
  5. Есть ли разница между числом и цифрой? (Да)
  6. Сумма углов треугольника равна … (180°)
  7. Автор учебника «Алгебра»? (Мордкович)
  8. Наименьшее натуральное число? (1)
  9. Сумма длин сторон многоугольника? (Периметр)
  10. Площадь квадрата со стороной а? (а2)
  11. Луч, делящий угол пополам? (Биссектриса)
  12. Существует ли треугольник с двумя прямыми углами? (Нет)
  13. Сколько медиан можно провести в треугольнике? (Три)
  14. Число разрядов в классе? (Три)
  15. Вертикальные углы … (Равны)
  16. Сотая часть числа? (Процент)
  17. 202= … (400)

10-11 классы. Команда «Квадрат»

  1. Сколько можно провести высот в треугольнике? (Три)
  2. Автор учебника «Геометрия»? (Атанасян)
  3. Формула пути? (S=v*t)
  4. Направленный отрезок? (Вектор)
  5. Какие числа используются при счете? (Натуральные)
  6. =… (11)
  7. Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30° равен … (Половине гипотенузы)
  8. Радиус равен 3. Чему равна S круга? (9пи)
  9. Сумма углов четырехугольника? (360°)
  10. Очень хорошая оценка знаний … («5»)
  11. Есть ли края у плоскости? (Нет)
  12. Знак корня? (Радикал)
  13. sin30°=… ()
  14. Площадь прямоугольника?(S= a* b)
  15. Название функции y=logax? (Логарифметическая)
  16. В прямоугольном треугольнике отношение прилежащего катета к гипотенузе называется … (Koсинусом)
  17. Объем 1кг воды? (1литр)

Подведение итогов. Слово жюри. Награждение победителей.

В этом мероприятии принимали участие многие учителя нашей школы, я им очень благодарна.

Вторая часть вечера – дискотека.

День шестой. Суббота

После второго урока состоялась линейка, на которой были подведены итоги каждого дня. Победители награждались грамотами, призами. Лучшему математику школы вручён диплом. Родителям разосланы благодарственные письма.