Литературно-музыкальный вечер "Не исчезай, мое село!"

Разделы: История и обществознание


Добрый день, дорогие друзья. Мы рады приветствовать вас на нашем литературно-музыкальном вечере, который посвящен самому дорогому-любви к Родине.

Через года доносятся до нас голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной Русской земле, к красавице Москве.

(Песня о Москве. Исполняют девочки 5а класса.)

Приложение

Русские люди всегда любили свою родину. Во имя ее они совершали подвиги, слагали песни, былины, сочиняли стихи…

А вы какие пословицы о своей родине и ее городах знаете?

  • Своя земля и в горсти мила.
  • Без корня и полынь не растет.
  • Всяк кулик свое болото хвалит.

А может, кто-то стихи желает рассказать о Родине?!

Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечества до границ всего государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – “Родина?”.

– Для вас с чего начинается понимание родины? Родной земли? (Дом, улица, деревня, село, район, соседи…).

– В этом году наш Карагайский район отмечает 85-летний юбилей.

(видеофильм о Карагайском районе)

Село мое! Тебя я принимаю
Какое есть, не надо мне других.
Присягу дал “Приобвинскому краю”,
Прославлю в прозе и стихах своих.
Владимир Подаруев.

Владимир Подаруев – наш Карагайский поэт прославляет родное село в своих литературных произведениях. А как еще можно прославить свою Родину? Землю родную? Малую родину? (Делами, стихами, талантами…)

Где родился – там и пригодился! Недаром такая пословица появилась!

Чувство малой родины со своим особым обликом, со своей, пусть самой скромной и непритязательной красотой, появляется у человека в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, которая для всех одна. Свет отчего дома и тепло родного очага согревают человека и освещают его путь всю жизнь. Для нас с вами это свет и тепло нашего Менделеево, Савино, Кузьмино и т.д.

А с чего все начиналось?

(Фильм Н.Г.Шмырина “История появления ст.Менделеево”.)

Учащийся:

И вот опять мне снится Родина
И вот опять пуржит пурга.
Что мной утеряно, уронено
На те высокие снега?
Что мной утрачено, убито?
Никак сегодня не пойму,
Какой неведомый убыток
Мешает счастью моему?

Ведущий: Ушедшие и уходящие в небытие русские деревни. Сколько их? Какие названия они носили? Кто в них жил? Тихо и незаметно уходят они из нашей памяти. Не будем перечислять причины исчезновения деревень. Иногда так складывается жизнь, что помочь деревне нельзя и спасти ее некому. И все же боль потери сильна. Ведь с каждой исчезнувшей деревней теряется часть духовности, культуры, милосердия, нравственности народа, изменяется исторический образ Родины! (Кадры заброшенных деревень.)

Учащийся (мальчик):

Лечу за тридевять морей,
Селений сотни пролетаю
В границах родины моей…
Но что, спроси, о них я знаю?

Ведущий: Человека хоронят – даты рождения и смерти ставят, фамилию пишут. А деревни стояли века! Их защищали, за них дрались, в них жили, любили, растили детей… А уходят они при полном молчании. Словно провинились перед нами. Мы не должны похоронить вместе с ними и свою память.

Учащийся (мальчик):

Не раз простая эта мысль
Дарила мне душевный холод
Пускай не даль, узнаю близь –
Решил я, оставляя город.
И вот багрянцем лес горит.
Листвой усыпана избушка.
Хозяйка у ворот стоит –
С клюкой согбенная старушка.
Висит одежица на ней,
Как память осени о лете.
И в холоде последних дней
Бабуля помнит все на свете.
Какая церковь снесена?
Как эта местность называлась?
Что было? Где? Куда девалось?
Она ответила одна.

Ведущий: Только в нашем поселении обезлюдело 15 деревень. А какие красивые названия, своим деревням давал народ! (Платоново, Ераничи, Галямино, Габово…) Многие деревни уже не откликаются на наш зов. А кое-где живут еще люди, не забывшие свое прошлое. (Карта.)

Учащийся (мальчик):

Много изб чернеет по дорогам,
Впустят и не спросят: “Кто таков?”
Каждому поведают о многом
Голосом последних стариков.
Кто они, хранящие преданья.
Вспомни, век мой – близок их закат!
Призраки – без роду, без названья.
Всякий, кто не помнит, виноват.
Нищие и слушать не желают
О далекой брошенной родне.
Вижу, избы тленье обнимает,
О былом поет наедине.

Ведущий: Пока еще не поздно, мы должны вслушаться в голоса былого. Есть еще люди, не забывшие прошлого и готовые поведать нам, что было.

(Телеинтервью, д. Богдановка)

Ведущий: не случайно тот, кто уехал из деревни в город, то и дело с тоской вспоминает свою Родину, ощущая свою вину перед ней.

(Песня “Снится мне деревня” Кадры деревень.)

Ведущий: У нас в поселении есть несколько деревень, которые еще живы, но ведь их может и не стать … Богдановка, Турпановка, Харичи, Оськино, Киршино. Нужно сделать все возможное, чтобы не погасли огни в окнах этих деревень. Но без помощи государства, к сожалению, здесь не обойтись.

(Интервью главы администрации, главы поселения, Н.Г.Шмырин – депутат совета депутатов Менделеевского поселения, зам. главы поселения.)

(На фоне кадров о заброшенных деревнях.)

Учащийся (мальчик):

Не исчезай, мое село, –
Твой берег выбрали поляне,
И ты в него, судьбе назло,
Вцепись своими тополями,
Прижмись стогами на лугу
И не забудь в осенней хмари:
Ты – будто “Слово о полку” –
В одном бесценном экземпляре.
Вглядись вперед и оглянись
И в синем сумраке былинном
За журавлями не тянись
Тревожным и протяжным клином
Твоя не минула пора,
Не отцвели твои ромашки,
Как ими влажными с утра,
Сентябрь осветят первоклашки!
Послушай звонкий голос их,
Летящий празднично и чисто,

Ведущий: Уходят, уезжают люди, и хоть болит у них душа, все равно уходят, и этому много причин. Но если мы не можем спасти гибнущую деревню, в наших силах сохранить память о них.

Учащийся:

Мысля о спасительном наследии,
Вглядываясь жадно в новый день,
Вижу свежий том энциклопедии
Уходящих русских деревень.
Отразится в ней народный гений,
Чтобы корни с кроной обвенчать –
Плод усилий многих поколений
Наше дело – вовремя начать.

Ведущий: Родина… Россия… Край, где мы родились, где живем, это наш дом. И его надо любить и беречь! “Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то” – так писал о России поэт С.Есенин. Россию называют “родниковым краем”, “ ромашковой Русью”. Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне. Не сложно объяснить , почему все это нам дорого. Память людей связана с тем местом , где они родились, где прошло их детство, где они научились понимать жизнь. Это могучая сила памяти! Она влечет птиц из дальних краев к месту , где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым. Или несчастным, если человек почему-то потерял Родину.

(Песня о России в исполнении девочек 5 а класса.)

Не исчезай, мое село, –
Твой берег выбрали поляне,
И ты в него, судьбе назло,
Вцепись своими тополями,
Прижмись стогами на лугу
И не забудь в осенней хмари:
Ты – будто “Слово о полку” –
В одном бесценном экземпляре.

Ведущий: А закончить нашу встречу мне хочется призывом: любить нашу Родину, беречь ее (как мы можем проявлять нашу любовь?)

Благодарю всех!