Психологизация управленческой деятельности в круглосуточном дошкольном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками


Главная роль в управленческой деятельности принадлежит руководителю. Организуя работу в коллективе, он должен постоянно выполнять функции информирования, мотивирования, воспитания. В этом смысле руководитель – современный практический психолог. Он обязан быстро и успешно разрешать психологические коллизии в коллективе. В круглосуточном детском саду руководителю необходимо помнить, что основной целью является психологическое здоровье детей. Основа психологического здоровья – это полноценное психическое развитие на всех этапах дошкольного детства. Управление дошкольным образовательным учреждением должно рассматриваться как целенаправленное активное взаимодействие руководителя и всех участников педагогического процесса.

Всякий управленческий цикл начинается с определения и постановки задач, которые находят отражение в планировании. Цель планирования в образовательном учреждении заключается в выработке единства действий администрации и педагогического коллектива, с одной стороны, и преемственности работы ДОУ со школой, семьей, культурно-образовательными учреждениями с другой.

В работе с людьми руководитель должен учитывать психические компоненты трудовой деятельности, понимать, какие факторы эффективно влияют на социально-психологический климат в круглосуточном ДОУ, реагировать определенным образом на слова и поступки окружающих.

Для этого в первую очередь руководитель ДОУ должен в совершенстве овладеть методиками изучения педагогических кадров. На основе изучения педагогических кадров спланировать рост научно-теоретической и психолого-педагогической подготовки педагогов, который предусматривает расширение и углубление их знаний и умений в области современных исследований, а также знаний и умений в области различных технологий, психолого-педагогических закономерностей организации воспитательно-образовательного процесса в круглосуточном ДОУ.

В.И. Зверева отмечает, что успех решения постановленных задач и целей обуславливается четкой организацией труда коллектива исполнителей благодаря знаниям их профессиональных и личностных качеств: знанием лидеров в исполнительской работе, учетом психологической совместимости исполнителей, наличием четких представлений о цели деятельности и средствах ее достижения, умение вооружать ими исполнителей, демократическим стилем взаимоотношений с исполнителями. Итак, одним из важнейших условий успешной работы круглосуточного детского сада заключается в том, чтобы научить персонал детского сада владеть различными технологиями работы с детьми с круглосуточным пребыванием и их родителями.

Вторым, не менее важным условием для руководителя круглосуточного ДОУ является построение развивающей среды, которая позволит предоставить детям, находящимся в условиях определенной социальной ограниченности, чувство психологической защищенности, эмоционального благополучия, поможет обогатить жизнь ребенка и развивать его как личность, т.е. перед всем коллективом, встает проблема создания эмоционально благоприятной и психологически комфортной среды, которая позволяет максимально приблизить среду ДОУ, отдельных помещений ближе к семейной, домашней обстановке, создавая все условия для организации личного пространства.

В предметно-развивающей среде нашего образовательного учреждения мы внедряли следующие блоки:

  • Предметно-развивающая среда специальных и групповых помещений, раздевалок и холлов, коридоров и лестничных маршей;
  • Природная среда внутри детского сада и вне;
  • На территории детского сада;
  • Специализированные кабинеты.

К организации предметно-развивающей среды и жизненного пространства для детей круглосуточного дошкольного учреждения мы предъявляем определенные требования:

  • Предметную среду организовываем таким образом, что дети могут свободно, по интересам, выбирать себе игры, игрушки, книги, предметы и материалы для разнообразных игр и занятий, реализации своих замыслов;
  • Все игрушки, книги и материалы для разнообразной деятельности соответствуют психофизиологическим особенностям детей, доступные и периодически сменяемые;
  • Пространство группового помещения представляет возможность детям уединиться, играть как подгруппами, так и индивидуально.

Большое значение имеет эстетическое оформление дошкольного учреждения опираясь на научные данные о свойствах цвета, о том, что он имеет определенное психофизиологическое воздействие на человека, мы осуществляем подбор цвета для оформления лестничных площадок и маршей, групповых помещений, раздевалок, спален. Преобладают светлые, пастельные тона, больше персикового – это цвет здоровья, позитивной энергии. Радуют глаз и создают атмосферу радости, тепла и уюта сочетания желтого и зеленого цветов. Не случаен и рисунок на стенах и даже полах: волнистые, плавные линии, легко переходящие друг в друга. Это создает в детском саду спокойную, благоприятную атмосферу. Но специфика организации жизни и деятельности детей в детском саду заключается в том, что ребенка постоянно окружают одни и те же люди, вещи, игрушки, предметы. Все это создает однообразие и, по мнению ученых, педагогов, психологов развивает депрессию, утомление. Поэтому в дошкольном учреждении созданы условия направленные на обогащение детской жизни:

  • Компьютерная игротека;
  • Эколого-краеведческий центр, который включает в себя – краеведческий музей “Современный Тольятти”, “Экологическую библиотеку”, мини-театр, лабораторию, зимний сад и зооуголок;
  • Изостудия “Палитра”;
  • Кабинет психолога “Релаксация”;
  • Бассейн, фитобар;
  • Физкультурный, тренажерный, музыкальный зал;
  • Комната “Хозяюшка”.

Но наблюдения и анализ деятельности дошкольного учреждения позволили нам сделать выводы о том, что круглосуточное пребывание ребенка в детском саду снижает возможность более широкого общения с родными, окружающим миром. Дошкольник не получает столько информации и впечатлений, сколько его сверстники, посещающие дошкольное учреждение с более коротким пребыванием. Поэтому в детском саду создана авторская краеведческая программа по современному Тольятти “Волжская земля – Родина моя”, которая предусматривает посещение детьми краеведческих музеев города, проведение занятий 1 раз в месяц в школе Юнг и в историческом краеведческом музее, организацию экскурсий по достопримечательным местам нашего города совместно с родителями.

Следующим важным элементом психологизации управленческой деятельности является мотивация – ставит своей целью активизировать работающих, побудить их трудиться более эффективно для решения задач, поставленных в планах. Чтобы повысить заинтересованность своих работников в результатах их труда, руководитель должен максимально разнообразить содержание и методы работы, стимулировать педагогов, повышать профессиональное мастерство, поощрять творческую инициативу работающих.

Каждому ДОУ в соответствии с его особенностями, возможностями и традициями необходимы разработка, внедрение и постоянное совершенствование системы стимулов, в полной мере обеспечивающей интересы сотрудников и учреждения в целом. При этом дело не только и не столько в материальном поощрении и в его объеме. Более значительными и эффективными могут оказаться морально-психологические стимулы.

Следующий участок управленческой деятельности это контроль.

Главные инструменты реализации этой функции – наблюдения, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общей системе управления контроль выступает как элемент обратной связи. Умело организованный контроль имеет стратегическую направленность, ориентируется на конечные результаты, осуществляется своевременно и достаточно просто. Чтобы охватить контролем все аспекты работы дошкольного учреждения необходимо четко распределить обязанности между руководителями (заведующим детским садом, заместителем заведующего детского сада по воспитательно-методической работе, заместителем заведующего по административно-хозяйственной работе, старшей медсестрой, врачом).