Интегрированный урок (ИЗО + музыка) по теме "Жить надо с расправленными крыльями"

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Цель урока: способствовать полихудожественному развитию детей: поликультурной наблюдательности, восприимчивости, ориентированности, необходимых для осуществления жизнедеятельности и востребованных поликультурным социумом.

Задачи урока:

  • Способствовать саморазвитию личности детей через видение и осмысление глубоких жизненных реалий в обсуждении зтико-эстетических и морально-нравственных проблем, заложенных в произведениях искусства, способствовать осуществлению перехода общественно-признанных ценностей в личностно-значимые через приобщение к произведениям искусства и различные виды художественной деятельности;
  • Овладевать приемами вербальной и невербальной коммуникации через чувственные факторы, гармонизирующие сознание и бессознательную сферу личности детей; способствовать развитию творческого мышления и воображения через СО-бытие с произведениями искусства и выходу на креативное воплощение в исполнительских формах (сценической, изобразительной и музыкальной);
  • Мотивировать и активизировать формирование художественных знаний, умений, навыков; закреплять знания о пропорциях фигуры человека; совершенствовать умения и навыки изображения фигуры человека в движении с передачей внутреннего состояния средствами скульптуры (лепки).

Оборудование:

Для учеников: пластилин, стеки, рабочие доски, проволочный каркас для лепки, салфетки;
Для учителя: м\м проектор, музыкальная аппаратура.

Зрительный ряд: Слайд-презентация: С.Т. Конёнков “Человек освобожденный (Самсон)”, “Коленопреклоненная”; В. Сидур “Жертвам насилия”; А.Портянко “Мемориальная композиция”; Р. Кульд “Икар”; фото мемориальных композиций родного города: Н.С. Ивлева “Воинам – строителям, участникам ледового перехода 1934 года”; А. Туманов “Комсомольцам 30-х г.г.”; В. Горевой, С. Кубасов, Н. Атаев “Первостроителям города” (Приложение).

Музыкальный ряд: А. Скрябин (Этюд № 12); С. Рахманинов (Концерт для фортепиано с оркестром № 2); И. Дунаевский (Увертюра к кинофильму “Дети капитана Гранта”); А.И. Хачатурян (Балет “Спартак”, фрагмент “Гибель раба. Восстание”); Н. Добронравов, Е. Крылатов (“Я верю только мачтам и мечтам” из телефильма “Валькины паруса”).

Эпиграф: “Высшим отличием человека является преодоление самых жестоких препятствий”.

(Л. Бетховен)

Ход урока

I. Оргмомент. Приветствие.

II. Вхождение в тему.

Учитель музыки:

- Сегодня мы продолжим разговор по теме “Преобразующая сила искусства”. В чем же сила искусства?

Ответы детей:

- Искусство несет людям радость, стремится сделать людей лучше, совершеннее. Оно дает возможность пропустить через себя чувства других людей и сделать их опыт своим.

Учитель музыки:

- К этому призывает и тема нашего урока: “Жить надо с расправленными крыльями” (слайд №1). Эти слова принадлежат русскому скульптору 20 века Сергею Конёнкову. Как вы их понимаете?
- Но полет птицы не может быть планирующим, постоянным, ровным – ей создают препятствия ветер, скалы, море и другие преграды. Так же как у птицы, у человека свои жизненные препятствия. Вся наша жизнь – преодоление препятствий.
- Что такое преодоление?

Ответы детей:

- Борьба с долей, предопределенностью.

III. Анализ произведений искусства.

Учитель ИЗО:

- Тема борьбы всегда волновала человечество и находила свое отражение в искусстве (в музыке, литературе, изобразительном искусстве). Посмотрим, как эта тема решается средствами скульптуры и музыки (слайд №2, скульптор Коненков, композиция “Коленопреклоненная”). Какие чувства овладевают этой девушкой? Как вы это определили?

Ответы детей:

- Поза придавленного горем человека, опущенная голова, жест бессилия, отчаяния, отсутствие сил держать тело в вертикальном положении.

Учитель ИЗО:

- А как вы думаете, ощутимо ли здесь состояние борьбы с горем? Какими средствами художник это показывает?
- А в какой ситуации изображен человек в композиции скульптора В. Сидура? (слайд № 3)

Ответы детей:

- Пленение, рабство.

Учитель ИЗО:

- Работа называется “Жертвам насилия”. А что такое насилие? Это унижение силой. В буквальном смысле человека поставили на колени против воли. Смирился ли человек? Как вы это определили?

Ответы детей:

- Голова гордо поднята вверх, в позе чувствуется напряжение.

Учитель ИЗО:

- Каким способом художник подчеркивает несломленность человека?

Ответы детей:

- Форма фигуры напоминает сжатую пружину, материал выбран не случайно – сталь. Руки похожи на крылья, связанные вместе. Человек унижен, пленен, но чувство внутренней свободы не утрачено, это помогает ему бороться.
- Вспомните художника, в творчестве которого тема свободы звучала особо ярко.

Ответы детей:

- Итальянский художник Возрождения Микеланджело.

Учитель ИЗО:

- (Слайд № 4). Как и Микеланджело, Коненков не один раз обращался к теме свободы. Гимном, символом свободы звучит скульптурная композиция “Человек освобожденный”. Что чувствует этот человек?

Ответы детей:

- Радость, восторг.

Учитель ИЗО:

- Какими средствами художник подчеркивает ощущение свободы?

Ответы детей:

- Расставленные ноги, разорванные цепи, взмытые вверх руки, напряженные бугры мышц не освободившегося еще от сопротивления тела, наслаждение победой, свободой.

Учитель музыки:

- Есть потрясающая музыка А.И. Хачатуряна к балету “Спартак”. Кто такой Спартак? Прослушаем небольшой фрагмент, а вы проследите, отразил ли в музыке композитор восхождение от отчаяния к свободе (прослушивание фрагмента “Гибель раба. Восстание”).
- Что вы почувствовали?
- Рабы по общественному положению спартанцы не утратили чувство внутренней свободы. Не смирились со своим положением и поэтому победили.

Учитель ИЗО:

- Есть такое понятие как “рабство духа”. Как вы это понимаете?

Ответы детей:

- Неспособность принять решение, страхи, внутренние комплексы, порабощение человека своими страстями, необузданными желаниями.

Учитель ИЗО:

- Именно такого человека показывает скульптор А. Портянко в мемориальной композиции (слайд 5). Перед нами памятник – предупреждение. Он был установлен в Подмосковье, там, где находилась трудовая колония для малолетних преступников. Что испытывает этот человек?

Ответы детей:

- Отчаяние, неуверенность безнадежность, одиночество, отверженность.

Учитель ИЗО:

- Какими средствами автор подчеркивает это состояние?

Ответы детей:

- Надломленные в коленях ноги, голова охвачена руками, нет пьедестала, человек неуверенно ступает по холодной, скользкой плите, ощущение сопротивления отсутствует, борьбы нет.

Учитель ИЗО:

- Есть ли выход из этой ситуации? Подтверждением этому являются слова академика Д.С. Лихачева (Слайд № 6): “Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни… Говорят: “Береги честь смолоду”. Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть…, переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки”.
- У каждого есть выбор: движение вниз или вверх. Вниз – это падение, а что значит вверх? Это стремление к мечте (слайд №7. Р. Кульд “Икар”). Какую мечту человечества олицетворяет эта скульптура?

Ответы детей:

- Преодоление земного притяжения, стремление быть первым.

Учитель ИЗО:

Непросто было быть первыми и этим людям (просмотр слайдов №8, 9, 10) Кто эти люди?

Ответы детей:

- Первостроители нашего города.

Учитель ИЗО:

- В руках героя монумента скульптора Ивлевой – факел, что он символизирует? (Слайд №10)

Ответы детей:

- Светлое будущее, мечты, надежды.

Учитель ИЗО:

- С каким мифологическим героем ассоциируется этот образ?

Ответы детей:

- С образом Прометея.

Учитель музыки:

- А в каких музыкальных произведениях звучит тема борьбы, преодоления?

Ответы детей:

- В музыке Дунаевского к кинофильму “Дети капитана Гранта”, в музыке Хачатуряна к балету “Спартак”.

Учитель музыки:

- В какой песне заложена идея преодоления, поиска, стремления к мечте, созидания своего характера?

Ответы детей:

- Песня из телефильма “Валькины паруса”.

Учитель музыки:

- Подтвердите это текстом.
- “Тревожные крики чаек, неведомый путь на карте, а ветер крепчает, а ветер крепчает, и крепнет у нас характер”.
- Текст песни насыщен образами и символикой, приведите примеры.

Ответы детей:

- Море – жизненный путь; чайки – свобода, независимость; карта – странствия, поиски неизведанного; ветер – препятствия, борьба.

Учитель музыки:

- Как мы должны исполнить эту песню?

Ответы детей:

- Энергично, воодушевленно, радостно.

Учитель музыки:

- Какие слова являются кульминацией предложения, какие выбраны для этого интонации?

Ответы детей:

- Активный широкий скачкообразный ход вверх, твердые, непреклонные интонации.

Учитель музыки:

- Как это подчеркнуть в исполнении?

Ответы детей:

- Постепенно усиливаем звучание на первую, вторую фразу, и убежденно, уверенно исполнить третью, четвертую фразу.
- Исполнение песни под аккомпанемент.

IV. Выполнение пластического этюда.

Учитель ИЗО:

“Во всех видах искусства необходимо самому испытать ощущение, которое хочешь вызвать в других”. Так сказал французский писатель Стендаль.

Попробуем пережить ситуацию преодоления, используя средства пластического искусства. Дети вместе с учителем выполняют пластический этюд “От отчаяния через противоборство к освобождению и устремленности к мечте, идеалу”.

Постановка задачи практического задания.

- А теперь попробуем передать эти состояния средствами скульптуры. Перед нами схемы человеческой фигуры (домашние заготовки из пластилина на каркасе). Наша задача – вдохнуть в нее душу, оживить ее, передав определенное эмоциональное состояние человека через движение.

V. Выполнение практического задания.

  1. Работа над моделированием фигуры человека и проработка форм.
  2. Передача движения.

Во время работы звучат звуковые выражения переживания (музыкальные произведения), поддерживающие воплощаемые чувства-представления.

VI. Выставка работ. Итог урока.

Учитель:

- Ребята, удовлетворены вы результатом своей работы? Пришлось вам сегодня на уроке столкнуться с определенными трудностями? Какие это были трудности?
- Эпиграфом нашего урока являются слова Л. ван Бетховена: “Высшим отличием человека является преодоление самых жестоких препятствий”. Вы согласны с этим утверждением? Какие качества личности помогают человеку справиться с трудностями, преодолеть препятствия?

Ответы детей:

- Смелость, мужество, достоинство, честь.

Учитель:

- Подтвердите это афоризмами, которые вы подобрали дома.

Ответы детей:

- Любое препятствие преодолевается настойчивостью (Леонардо да Винчи).
- Быть человеком – значит быть борцом (И. Гёте).
- Оптимист – вовсе не тот, кто никогда не страдал, а тот, кто пережил отчаяние и пережил его (Скрябин).
- Все победы начинаются с побед над самим собой (Л.Н. Леонов).
- Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя (Сухомлинский).

Учитель:

- Мы уверены, что ваш характер будет только крепчать и любые сложности в жизни вы преодолеете.