"Написание слов с разделительными Ъ и Ь знаками"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • научить детей распознавать функции мягкого и твердого знаков
  • совершенствовать умение писать слова с разделительным ъ и ь знаками;
  • развивать объем и распределение внимания;
  • воспитать творческую личность.

Задачи:

1. Обучающие:

  • продолжать учить писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками;
  • различать части слова;
  • уметь находить и обозначать орфограмму в слове

2. Развивающие:

  • обогащение словарного запаса;
  • развитие логического мышления;
  • умение работать со словарём.

3. Воспитывающие:

  • умение работать в малых группах (обсуждать, договариваться, приходить к единому мнению);
  • уважительное отношение друг к другу;
  • внимание;
  • самостоятельность

Оборудование: учебник  Н.А.Чураковой “Русский язык” 2 класс, тетрадь для самостоятельной работы № 2, интерактивная доска, сигнальные карточки

Презентация

ХОД УРОКА

1. Организация класса

Читалочка (дети хором читают стихотворение):

Перед е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё-перед я, ю, и, е, ё.
Твердый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье
И подъезд, и объявленье.

2. Целеполагание

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока (правописание разделительного ъ и ь знака в словах). Приложение (слайд № 1).

3. Минутка чистописания (ъ и ь знаки)

Загадки о знаках:

Мягкий голос, мягкий шаг.
Это буква - …..(мягкий знак).

Он тверд и груб,
Как суковатый дуб (твердый знак)

3. Актуализация знаний

- Мы отправляемся в путешествие по стране Орфографии. Чтобы туда попасть, нужно преодолеть испытания. Работа пойдет по группам в тетради.

1 группа составит предложение с данными словами (карточка № 1: великан Объедало,         варенье, оладьи, съел).

2 группа подготовит подробный рассказ о слове «платьице».

3 группа вставит пропущенные буквы и запишет слова в 3 столбика в соответствии с орфограммой (ноч., осен.ю, пис.мо, лист.я, молодёж., кон.ки). 

- Проверяем работу групп.

2 группа дает характеристику слова «платьице»:

  • орфограмма разделительный ь
  • окончание е ( слово-предмет ср. рода ед. числа)
  • образовано при помощи суффикса –иц
  • основа платьиц-
  • 3 слога, так как 3 гласных
  • ударение падает на 1 слог
  • в слове 8 букв, 7 звуков

3 группа читает столбики слов, поясняя свой выбор:

Коньки

ночь

осенью

письмо

молодежь

листья

4. Подведем итог, какую роль в русском языке играет ь:

  • показатель мягкости
  • разделительный
  • после шипящих у существительных женского рода (слайд № 2)

1 группа читает составленное предложение:  Великан Объедало съел на обед оладьи с вареньем.

5. Закрепление знаний

- Запишите слова из этого предложения, относящиеся к теме урока, в 2 столбика:

Объедало

оладьи

Съел

варенье

- Разберите слова по составу. Попробуйте сделать вывод, где и перед какими буквами пишутся разделительные ъ и ь знаки

На доске появляется запись (слайд № 3)

- Давайте сравним ваш вывод с выводом Летучей Мыши в учебнике (с. 126, правило)

6. Физкультминутка

Мы с товарищем вдвоем шли на лыжах на подъем,
А потом с горы спускались, разъезжались и съезжались.
Объезжали все пеньки, доезжали до реки.
Снова лезли на подъем, чтобы съехать вниз потом (слайд № 4)

7. Задание на развитие внимания и памяти

- Выпишите из ф/м слова с разделительным ъ, какие запомнили. Выделите орфограмму. Проверяем (слайд № 5)

- Найдите среди этих слов лишнее. Докажите (подъём-другой корень, существительное)

8. Работа с учебником (с. 127, упр. 136)

- Прочитайте стихотворение, какие орфограммы встретились? Вспомните правило о ъ и ь разделительных знаках, объясните устно выбор буквы (работа в паре).

- Выполните задание учебника. Проверьте в паре.

9. Самостоятельная работа

Игра «Замени одним словом»

Выделяя орфограммы (дети записывают слова в тетрадь в два столбика ):

Метель, пурга – (вьюга)

Сжался, скорчился – (съежился)

Товарищи, приятели – (друзья)

Животное, от которого произошел человек – (обезьяна)

Спуск с горы – (съезд)

- Миша считает, что в этом задании 3 слова с разделительным ъ знаком, а Маша – два. Кто прав? (слайд №6)

10. Итог урока. Рефлексия

- Над чем работали на уроке? (слайд № 7)

- Какие задания были вам интересны?

- Что вызвало затруднения?

- Оцените свою работу (цветовой веер)

11. Домашнее задание

с.128, упр.136 (2 часть), с.126 (правило).