Урок русского языка в 4-м классе "Изменения глаголов по временам"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Обобщить знания учащихся о грамматических особенностях глагола, его роли в языке; совершенствовать умения распознавать изученные части речи;
  • развивать умения распознавать временные формы глагола, правильно употреблять их в речи;
  • развивать внимание, память, восприятие на слух, умение делать выводы;
  • продолжать работу по развитию речи учащихся, развивать логическое мышление.

Оборудование: красные карточки с алгоритмом

Ход урока

I. Психологический настрой на урок.

-Как вы себя чувствуете? (Нам на уроке хорошо и спокойно).

II. Оформление тетрадей.

-Запишите дату, классная работа.

III. Актуализация знаний о глаголе.

-Я называю группы однокоренных слов, а вы хлопайте, когда услышите глагол.

Зелень, зеленеет, зелёный.

Весёлый, веселит, веселье.

Бег, бегун, бежит.

-Назовите глаголы, которые вы услышали: зеленеет, веселит, бежит.

-Докажите, что это глаголы.

IV. Внимательно посмотрите на ленту букв.

-Выпишите только буквы русского алфавита и составьте из них слово.

В

G

Р

S

Е

М

W

Я

-Какое слово у вас получилось? (Время)

V. Работа по развитию речи.

-Ребята, прочитайте записанные предложения на доске.

Время летит.

Время разум даёт.

-Как вы их понимаете?

Время проходит очень быстро. Вы учились в первом классе совсем недавно, а теперь уже учитесь в четвёртом. Вот как быстро летит время

Время даёт разум, потому что человек занимается, и чем больше он чему-то уделяет времени, тем лучше это получается.

VI. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

-А о каком времени у нас пойдёт речь на уроке, вы сами скоро догадаетесь.

-Прочитайте предложения, записанные на доске и попробуйте определить тему урока.

Мы гостили у бабушки в деревне.

Мы гостим у бабушки в деревне.

Мы будем гостить у бабушки в деревне.

Итак, кто может сформулировать, что же мы будем изучать на уроке?

(-Сегодня на уроке мы будем изучать времена глагола и ещё будем учиться изменять глаголы по временам).

-А как вы догадались?

(Глагол в предложениях употреблён сначала в форме прошедшего времени, затем в настоящем и будущем времени).

-Откройте учебник на стр.175.

-Какую учебную задачу ставит перед нами Почемучка?

(Научиться отличать одно время от другого).

VII. Тренировочные упражнения.

Стр.176, у.404.

-Прочитайте выразительно стихотворение Александровой «Лесные игрушки».

-Выпишите глаголы в строчку, через запятую. Определите в каком времени они употреблены.

(Слабоуспевающим детям выдаётся таблица. Смотри приложение 1.)

Проверка: -В каких временных формах употреблены глаголы в этом стихотворении?

(В настоящем, прошедшем и будущем времени).

-Как вы определяли время глагола?

(По значению и по вопросу).

-Итак, что нужно сделать, чтобы определить время глагола в предложении?

(Задать вопрос, определить в какой момент происходит или происходило действие, затем определить время глагола).

VIII. Упражнение в изменение глаголов по временам.

1. Работа с правилом (стр.176)

-Прочитайте правило в учебнике.

-Одинаково ли изменяются по временам глаголы, отвечающие на вопрос что делать? И что сделать? (Нет).

-Почему?- Что вы заметили?

(Глаголы, отвечающие на вопрос что делать? имеют форму настоящего, прошедшего и будущего времени.

Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? имеют только форму прошедшего времени).

-Сравните форму будущего времени этих глаголов.

-Что можете сказать?

(Будущее время, состоящее из одного слова, называется простым, будущее время, состоящее из двух слов, называется сложным будущим временем глагола).

-Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы правильно образовать временные формы глагола?

(Правильно задать вопрос).

IX. Упражнение в образовании временных форм глагола.

-А сейчас попробуем глаголы писать и написать изменить по временам.

-Работаем по алгоритму(он у вас дан на красной карточке).

Алгоритм.

  1. Задать вопрос к глаголу; определить вопрос начальной формы: что делать? что сделать?
  2. Выяснить, сколько временных форм будет иметь данный глагол. Проверить по правилу в учебнике.
  3. Определить, простое или сложное будущее время у данного глагола. Проверить по правилу в учебнике.
  4. Записать все временные формы данного глагола.

 Образец записи в тетради:

Образец рассуждения:

а) писать

  1. Что делать?(писать)
  2. Данный глагол будет иметь 3 времени.
  3. У данного глагола сложное будущее время,(т.к.состоит из 2-х слов).

б) написать

  1. Что сделать? (написать)
  2. Данный глагол будет иметь два времени.
  3. У данного глагола простое будущее время(т.к. состоит из одного слова).

X. Физминутка «Ужасы на кондитерской фабрике»

Вчера к нам на электронную почту пришло странное письмо. Вот его содержание: «Внимание, ученики 2А класса!-пишет вам медицинский профессор Пупыркин. -На кондитерской фабрике г.Нижний Тагил разразилась катастрофа. Там обнаружен новый, нет не свиной, но очень опасный и на редкость живучий вирус, от которого конфеты сходят с ума. Они бегают по цехам фабрики, ломают оборудование, но что особенно ужасно –порываются разбить стёкла и выброситься наружу. Ребята, вы можете себе представить, что произойдёт, если дети в Новый год поедят бешенных конфет?!Помогите! Караул! Ваш медицинский профессор П.Пупыркин.

-Ну, что ребята не дадим вирусу распространиться. Постараемся выловить все глаголы.

(Учитель читает текст, а дети, услышав глагол, должны хлопнуть в ладоши над головой).

« По залу метались большущие буйные леденцы. Они окунались в шоколад и кидались кремом. Работница фабрики тётя Дуся спряталась в огромной кастрюле, а тётя Рая забилась под коробки с шоколадками. Конфеты «Белочка» прыгали по конвейеру и грызли орехи. Конфеты «Мишка косолапый» кувыркались по полу. Карамельки «Клубника со сливками» плевались своей начинкой и очень радовались, если попадали в тётю Наташу, которая висела на люстре и с ужасом смотрела вниз. Конфеты «Ласточка» порхали вокруг неё и щебетали. Конфеты «Осенний вальс» вместо вальса отплясывали польку, а пухлые розовые зефирины купались в повидле и радостно повизгивали»

-Молодцы, ребята вы выловили все заразные глаголы. Фабрика будет спасена.

XI. Игра «Следователь».

-А сейчас поиграем в следователя.

Известный следователь по фамилии Квашенная –Капуста вызвал своего помощника Обалдушкина и поручил ему очень важное задание.

«Слушай, Обалдушкин, - сказал Квашеная –Капуста, -нам нужно установить личность одного человека. Мы, правда, знаем кое – что о его делишках, то есть о его действиях.

Например, он ездил,учится,придумает,взбирался, не боялся, зубрит, читает, будет чертить, исходил, слушает, будет конструировать, изобретёт, вникает, обошёл, объездил, поднялся. Это всё, что нам известно.

-Под подозрением у нас:

  1. Клавдия Васильевна Ниточкина, бывшая воспитательница, асейчас пенсионерка, нянчит внуку Людочку.
  2. Ихтиандр Ихтиандрович Скороходов, бывший мотоциклист-чемпион, а ныне тренер, работает с молодёжью, но собирается на пенсию.
  3. Семён Семёнович Пирожков, бывший каскадёр, сейчас студент торгового техникума.
  4. Аким Эрнестович Каверзный, в прошлом заядлый турист, сейчас студент, будущий конструктор.
  5. Руслан Рашидович Бектимиров, бывший моряк, сейчас поступил в педагогический колледж, готовится стать учителем физкультуры.

-Что тебе, Обалдушкин, было легче работать, попробуй расписать дела…то есть действия нашего подозреваемого в три столбика:

  1. прошедшее время,
  2. настоящее время,
  3. будущее время».

-Ребята, мне кажется, что вы наверняка сообразительнее, чем Обалдушкин. Помогите ему и следователю Квашеной –Капусте отыскать нужного человека.

-Итак, действия нашего подозреваемого запишем в тетрадь в три столбика:

п.в.      н.в.      б.в.
ездил

взбирался

не боялся

исходил

обошел

объездил

поднялся

учится

зубрит

читает

слушает

возникает

придумает

будет чертить

будет конструировать

изобретёт

-Итак, кто установил личность подозреваемого: Аким Эрнестович Каверзный.

(Молодцы! Вы успешно справились с заданием).

XII. Итог.

-Что изучили на уроке?

(Изменение глаголов по временам).

Что нового узнали о временных формах глагола?

(Мы узнали, что глаголы не одинаково изменяются по временам.

Глаголы, отвечающие на вопрос что делать? имеют форму настоящего, прошедшего и будущего времени, глаголы, отвечающие на вопрос что делать? имеют только форму прошедшего и будущего времени.)

-Будущее время, состоящее из одного слова, называется каким? (простым), будущее время, состоящее из двух слов, называется каким? (сложным будущим временем).

XIII. Домашнее задание.

С.176, правило, упражнение 406.

Список литературы:

  1. Рик Т.Г. «Здравствуй, дядюшка Глагол! –М.:РИО «Самовар»,1995