Урок по экологии на тему "Агроценозы"

Разделы: Биология, Экология


Задачи:

  1. Познакомиться с понятием агроценоз.
  2. Раскрыть экологические особенности агроценозов;
  3. Пути повышения их продуктивности;
  4. Экологические способы повышения их устойчивости и биологического разнообразия;
  5. Воспитывать правильное, бережное отношение к природе.

Оборудование: схема-опора; инструктивные карточки, картинки различных агроценозов, видеофильм «Спешите спасти планету» учебник «Основы экологии» Чернова Н.М.

Ход урока

I. Повторение пройденного:

Беседа: Сегодня на уроке вспомним:

  1. Что называют биогеоценозом или экосистемой? (Совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может поддерживаться круговорот вещества, называется экосистемой или биогеоценозом.)
  2. Приведите примеры?
  3.  Что можете сказать об устойчивости биогеоценоза? Почему? (Биогеоценоз - устойчивая система. Устойчивость поддерживается за счет:
    а) многообразия видов (высокое видовое разнообразие видов - главное условие устойчивости)
    б) взаимозаменяемости видов;
    в) способности к саморегуляции (например: увеличение числа жертв, ведет к увеличению числа хищников и паразитов.
    )
  4. Какие экологические факторы действуют на биогеоценоз? (Абиотические: факторы неживой природы. Биотические: деятельность живых растений. Антропогенные: влияние деятельности человека.)

II. Переход к теме:

В результате деятельности человека возникли искусственные биогеоценозы.

Россия — страна с развитым сельским хозяйством. Сельскохозяйственные земли (пашня, сенокосы, пастбища, сады) занимают более 40% ее территории, все это агроценозы.

Агроценозы - это биоценозы возникшие на землях сельскохозяйственного пользования. Приведите примеры агроценозов.

III. Сообщение темы:

Сегодня на уроке мы узнаем: (обращаюсь к плану, записанному на доске).

На доске:

План.

  1. Основные экологические признаки агроценоза.
  2. Пути повышения продуктивности агроценоза.

IV. Изучение нового:

Самостоятельная работа в группах.

Я предлагаю Вам выяснить основные экологические признаки агроценоза.

Работаем в группах.  

Для ответа пользуетесь текстом §18 стр. 117 и инструктивной карточкой. Каждой группе предлагается иллюстрация.(1 гр.-картофельное поле; 2гр.-яблоневый сад;3гр.-свекловичное поле;)

Вопросы инструктивной карточки:

  1. Какой агроценоз изображен?
  2. Назовите виды, входящие в агроценоз?
  3. Составьте 2 схемы цепей питания (не забывая, что обязательным звеном может быть и человек).
  4. Сделайте вывод об устойчивости агроценоза.?

V. Вывод:

На основе сказанного сделаем вывод.

Вывешиваю на доску схему-опору:

Агроценозы возникли в результате хозяйственной деятельности человека.

  1. Они имеют в своем составе немного видов.
  2. Отличаются короткими цепями питания.
  3. Это неустойчивые системы ,т. к. состоят из небольшого числа видов .Неустойчивость агроценоза вызвана тем, что защитные механизмы культурных растений слабее, чем дикорастущих видов.

VI. Пути повышения продуктивности агроценоза.

Человек постоянно стремится повысить устойчивость агроценоза, повысить продуктивность т.е. собрать больший урожай продукции.

Подумайте, за счет чего это достигается? Что предпринимает человек, чтобы повысить урожай?

(Ответы учащихся).

Итак, человек затрачивает дополнительную энергию: применяет удобрения, обрабатывает почву, производит полив, борется с вредителями, проводит чередование культур, т.е. севообороты применяет. Сегодня на уроке мы познакомимся с отдельными агроприемами повышения продуктивности агроценоза. Каждая группа получила домашнее задание. Предлагалось выяснить (задания группам):

  1. Пестициды. Плюсы и минусы применения пестицидов. Биологический способ борьбы.
  2. К чему приводит применение минеральных удобрений? Есть ли выход?
  3. Монокультуры. Севообороты.

Каждая группа отчитывается о проделанной работе. По каждому сообщению делается вывод.

VII. Выводы:

1) Одно из самых современных направлений в сельском хозяйстве.: сохранение видового разнообразия. Человек должен стремиться сохранить разнообразие почвенных организмов, ответственных за почвообразовательные процессы, поддерживать круговорот веществ, за счет правильных севооборотов, внесения в почву органических удобрений.

Вопрос: Какие агрометоды антиэкологичны, т.е. вредны?

2) Многие современные способы промышленного сельскохозяйственного производства антиэкологичны т. е. вредны.

Это: а) Монокультуры.

б) Применение пестицидов.

в) Большие дозы минеральных удобрений.

Этот список можно продолжить: перевыпас скота , неправильная распашка полей, применение тяжелой техники.

Почему они вредны? Способствуют накоплению ядовитых веществ в почве, воде ,накоплению ядов в растениях, животных В настоящее время человек все больше осознает вред этих методов и отказывается от них, переходя к экологически чистым агроприемам, приемам повышения плодородия.

VIII. Я предлагаю посмотреть фильм и ответить на вопрос: какими экологическими агрометодами достигается повышение продуктивности агроценозов?

Показ фильма. «Спешите спасти планету».

Работа в тетрадях. Заполнение таблицы.

Проблема

Пути решения (экологические агрометоды)

Повышение продуктивности агроценозов.

  1. Отказ от химических веществ (пестицидов)
  2.  Использование нетоксичных химических веществ (мыльный раствор), сидератов (измельченный клевер);
  3. Биологический метод борьбы с вредителями.
  4. Применение севооборотов.

IX. Итог урока.

Вопросы к учащимся:

  1. Что получается в итоге использования этих экологических или органических методов.
  2. Каков результат?

(Результат этих методов: чистая продукция, нет химических примесей. Чистая земля, сохраняются природные ресурсы, стабильный урожай в течение нескольких лет.)

Вывод:

Рациональное природопользование в сельском хозяйстве предусматривает:

  • получение высокого урожая с сохранением плодородия почв;
  • производство экологически чистой продукции;
  • отсутствие загрязнения почвы, воды, атмосферы, животных, растений;

Пусть девизом в жизни человека станет: «Работа с природой и на природу - пропуск в будущее».

«Коль суждено дышать нам воздухом одним
Давайте же мы все навек объединимся,
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся».
(Н.Старшинов)

X. Домашнее задание: Вопросы – дискуссии.