Программа физического и социально-личностного оздоровления детей 5–6 лет: "Здоровье с улыбкой"

Разделы: Работа с дошкольниками


Курс разработан на основе современных научных подходов к оздоровлению и воспитанию детей дошкольного возраста в рамках существующих образовательных стандартов. В программе нашли продолжение и развитие идеи развивающей педагогики оздоровления В.Т. Кудрявцева («Здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный организм»). Автором был рационально и критически осмыслен опыт нетрадиционных практик развития и оздоровления, которые оформились в истории человеческой культуры, в частности в восточной психотехнике. Также использованы ключевые моменты программы «Расти здоровым» Санкт-Петербургской школы валеологов под руководством Г.К. Зайцева.  В программу включены не только оздоровительные, но и познавательные моменты, способствующие социально-личностному развитию ребенка, основываясь на разработки программы «Здравствуй», М.Л.Лазарева, курса «Познаю себя» М.В. Корепановой, Е.В. Харламовой образовательной системы «Школа 2100» Л. Петерсон.

Научно-методологической базой  программы является авторская теория корейского ученого, академика Международной Академии Наук, почетного доктора университета физической культуры, профессора Пак Чжэ Ву с основами Су Джок терапии, твист терапии, улыбкамедитации. Данная программа представляет собой принципиально новую технологию оздоровления детей в детском саду и семье.

Цель программы – гармоничное развитие ребенка, его физических, эмоциональных и интеллектуальных возможностей, формирование новых мировоззренческих стереотипов здорового образа жизни, где сами оздоровительные методики – только практическая часть новых навыков и умений заботы о себе, органично вытекающих из внутренних потребностей человека. Содержание профилактических и оздоровительных методик программы  представляет собой основы Су Джок терапии, твист терапии, улыбкамедитации, которые в последние годы получили широкое распространение и становятся базовыми знаниями каждого человека во многих странах мира.

Практические разработки методического пособия богаты новаторскими идеями (Приложение 2).

Соответственно можно выделить следующие основные направления.

Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление требует формирования осознавать свои чувства, причины поведения, то есть формирования личностной рефлексии.

Потребностно-мотивационное направление содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свое здоровье и жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте.

Оздоровительно-развивающее направление предполагает формирование новых мировоззренческих стереотипов здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Учитывая данные компоненты программы, мы представили их в следующих разделах: «Мои улыбающиеся открытия», «Мое здоровье и чудесные волшебники».

В первом разделе программы: «Мои улыбающиеся открытия» решается задача познания ребенком себя через отношения с окружающими. Целостное представление о себе может сформироваться у ребенка лишь в том случае, если он научится «прислушиваться» к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Дошкольнику пока трудно понять, что между всеми переживаемыми им состояниями существует тесная связь: боль рождает отрицательные чувства, приятная музыка и любимое дело поднимают настроение.

Во втором разделе программы «Мое здоровье и чудесные волшебники» у дошкольников формируются представления о собственном теле, осознании важности заботливого отношения к своему организму, дети знакомятся с великими волшебниками здоровья.

Физиологические основы Су Джок терапии заключаются в следующем: на кисти и стопы проецируется весь человек (все внутренние органы и опорно-двигательный аппарат – так называемый «сенсорный гомунгулус»); при возникновении дисгармоничного состояния или заболевания в каком-либо органе, части тела человека на кистях и стопах возникает отражение данной дисгармонии, патологии в виде точечных зон повышенной чувствительности – гиперстезированные зоны Пака.

Наши дети уже в третьем тысячелетии стали настоящими первооткрывателями, и учатся оздоравливать себя сами. Очень интересно проходят в детском саду познавательные занятия-тренинги с использованием знаний по Су Джок терапии. Дети открывают волшебное воздействие различных семян: гречихи, риса, пшеницы, яблочных зерен, арбуза на лечебных точках кистей и стоп. Это еще один эффективный метод профилактики и лечения многих заболеваний (Приложение 1).

Педагог-психолог удивляет детей тем, что в таком маленьком зернышке таится огромная сила и любовь к человеку, помогающая ему не болеть. Ребенок очарован великой силой природы к человеку. Но самым увлекательными занятиями, поистине творческими с использованием знаний по Су Джок терапии являются эксперименты с цветом. Дошкольники знакомятся с цветотерапией, задавая массу вопросов: «Почему?» Почему рисуем носик на руке зеленым цветом, чтобы насморк прошел. А что это за волшебные энергетические красные точки-пятнашки, которые защищают нас от коварного вируса гриппа, и повышают наш иммунитет?

Физиологические основы твист-терапии заключаются в следующем: наблюдая за танцами детей, движениями рук и ног, нас заинтересовала связь танцев со здоровьем человека. Заболевает человек. Первый признак, какой? Руки опускаются, ноги тяжелеют. Словно силы в них поубавилось. Нам стало интересно, насколько тесно связаны такие проявления с физиологией, и поставили перед собой задачу отыскать такие связи, если они существуют, и научиться пользоваться ими, как пультом дистанционного управления, воздействуя через руку и ногу на весь организм. Представляете, мы  нашли ответ на поставленный вопрос! В арсенале здоровьесберегающих технологий в настоящее время появился новый нетрадиционный вид гимнастики – твист-гимнастика. Пак Чжэ Ву пишет, что среди всех движений человеческого организма скручивающие движения (твист) являются особенно важными благодаря своей способности активизировать систему спиральной энергетической сети человека, которая играет ведущую роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Твист-гимнастика включает минимальное количество движений, каждое из них обладает высокой эффективностью действия. Важное место отводится твисту позвоночника. Он, участвующий в любых твист-движениях тела, содержит в области каждого позвонка системы соответствия внутренним органам. Правильно выполняемый твист позвоночника способствует профилактике нарушений осанки, заболеваний опорно-двигательного аппарата, лечению внутренних органов. Оздоровительные твист упражнения необходимо сопровождать улыбкамедитацией. Эффект их значительно повышается.

Медитация Улыбка позволяет человеку осознать свою улыбающуюся природу и увидеть улыбку в каждом объекте этого мира, в каждом моменте, в любой ситуации. В свою очередь такое видение способствует ясному, целостному пониманию картины мира, решению проблем, избавлению от страданий. Поскольку силы не тратятся на борьбу и переживания, возрастают работоспособность и творческая активность, улучшается здоровье и отношения в семье, коллективе, появляются спокойствие, концентрация и целостность. Вся жизнь наполняется улыбкой и удивлением.

Обучение улыбке – это важный вопрос на любом этапе жизненного цикла человека. В первые три года жизни воспитание улыбки особенно важно. Если упустить этот момент, пострадает не только ребенок, но и его родители, общество, в котором этому ребенку во взрослом состоянии будет непросто себя найти. В детском саду мы отмечаем Международные дни улыбки. Это подходящее время для начала утверждения мира улыбки. Чтобы привить культуру улыбки во всем мире, целесообразно начинать улыбаться вместе в международные дни улыбки. Профессор выделяет 16 таких праздников (по четыре раза в год по четыре дня): дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Празднуя четыре дня улыбки в детском саду, а в этом году он был 20, 21, 22, 23 сентября, у нас первый день – это улыбка души, которую дети воплощали в своих рисунках, а психолог совместно с педагогическим коллективом провели акцию «Подари свою улыбку» и оформили фотопанораму улыбающихся детей в своих группах. Следующий день – это улыбка разума. В этот день воспитатели проявили мастерство в организации развлекательных досугов, таких как «Юморина», «Путешествие в веселую страну Вообразилию», где дети рассказывали забавные, а порой просто смешные истории из жизни своей семьи. Третий день – это улыбка тела. Это был настоящий карнавал танцев с улыбкой «Солнце - источник жизни на Земле», «Путешествие по реке Времени». Танец и оздоровительная гимнастика превращался в акт творчества. Ребенок выражал через движение свои чувства: радость, удовольствие или гнев и злобу. Злоба может вылиться в танце совсем в другой энергичный и красивый образ. Так, в этюде «Танец огня» под стремительные и волнующие ритмы музыки Ванессы Мэй, дети «рисовали» лентами в пространстве свои чувства и переживания. Мы развиваем в детях легкость и гибкость тела, снимаем мышечные зажимы, даем ребенку ощущение свободы и радости, стимулируем моторное и эмоциональное самовыражение. Четвертый день – это Улыбка жизни. В этот день мы старались поделиться своей улыбкой с тем, кому ее не хватает. «День Добрых дел», так мы выражали свою любовь и внимание тому, кто так в этом нуждался.
Посмотрите в глаза ребенка – они удивляются, блестят. Теперь он точно знает, что природа приготовила для него подарок – волшебную улыбку жизни, что, путешествуя в мире движений, улыбаясь, используя знания Су Джок, он точно будет жизнерадостным  и  здоровым.

В разработке и реализации курса «Здоровье с улыбкой» выражаю благодарность творческому коллективу МДОУ № 17 города Чистополя: воспитателям первой квалификационной категории Ульяновой Т.А., Морозовой И.К., Хузиной Л.Р., музыкальному руководителю Анисимовой А.Р.

Отличительные особенности программы

1. Простота обучения новым знаниям с преобладанием конкретной, наглядной информации, что является немаловажным, учитывая особенности детской психологии, и простота применения практических навыков, технически легко выполнимых, позволяют проводить обучение детей самооздоровлению, начиная с  дошкольного возраста.

2. Доступность, так как весь дидактический и практический материал рассчитан на использование доступных естественных стимуляторов, массажных ковриков, семян растений, несложных массажеров и другого нетрадиционного спортивного оборудования, сделанного руками воспитателей на доступные части тела – кисти и стопы, что делает возможным самостоятельное применение детьми полученных знаний и умений в бытовых, домашних условиях.

3. Безопасность заключается в отсутствии каких-либо побочных действий и явлений несовместимости с другими видами оздоровления, поскольку практическая часть программы по профилактике и самооздоровлению при распространенных заболеваниях:

  • во-первых, оказывается на кисти и стопы, самые трущиеся, массируемые части тела человека, которые в повседневной жизни постоянно подвергаются естественной стимуляции;
  • во-вторых, дистанционно, то есть не на сам заболевший орган, а на его проекцию, отражение на кистях и стопах – дистанционных пультах здоровья;
  • в-третьих, неинвазивно, то есть без повреждения кожных покровов, без введения чего-либо внутрь организма ребенка;
  • в-четвертых, реализуется только через усиление уже имеющихся в организме эволюционно выработанных защитно-приспособительных ответов на патологию, то есть без вторжения в естественные системы саморегуляции человека.

4. Высокая эффективность методик Су Джок, твист терапии и Улыбкамедитации, а именно азы включены в данную программу, позволяют в условиях дошкольных учреждений предупреждать или прерывать развитие многих распространенных социально обусловленных заболеваний, получать объективные оздоровительные, профилактические и лечебные эффекты в течение часов, минут, а в отдельных случаях, даже в первые десятки секунд.

5. Семейный подход является неотъемлемой частью программы и заключается в обучении всех членов семьи: родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек – всех, с кем живет, повседневно контактирует ребенок, с целью:

  • выполнения домашних профилактических и оздоравливающих заданий ребенку (например, в период эпидемий гриппа или после назначений медицинского работника, если имеются нарушения осанки и плоскостопие, хроническое заболевание, или при начальных признаках простуды и т.д.);
  • чтобы в семье все были здоровы, и для этого умели оказывать само- и взаимопомощь при распространенных заболеваниях, которые есть практически в каждой семье;
  • чтобы в семье – первом социальном опыте ребенка, стала обычным явлением самопомощь как мировоззренческий стереотип поведения, а не помощь извне (прием лекарств), что пока доминирует в большинстве семей.

6.  Этапность обучения заключается в адаптации программы для каждой возрастной группы ДОУ от простых мероприятий (пассивных, подражательных) в ясельных, до активного оздоровительно-развивающего процесса (игры, занятия-тренинги, театрализованные постановки, спортивно-оздоровительные праздники и развлечения в физкультурном зале) в старших группах ДОУ.

7. Преемственность программы с проводимыми в ДОУ оздоровительными и профилактическими мероприятиями, учебно-воспитательным процессом, с медицинскими обследованиями детей в динамике, что является необходимым условием внедрения программы на научной основе.

8.  Социализация программы, основанная на ее ориентированности на индивидуальные познавательные потребности индивида с целью его социальной адаптации, а также на заинтересованности общества в здоровых гражданах, направлена на конечный результат – воспитание социально активной личности, умеющей преодолевать трудности, и гармонично контактирующей со средой.

9.  Формирование новых мировоззренческих стереотипов здорового образа жизни является главной целью программы и ее новизной, продиктованной самим временем.

Организация и методика проведения занятий с детьми

Организация занятий может иметь как самостоятельный характер, так и включенный характер. Программа «Здоровье с улыбкой» состоит из 32 занятий (30 – тематических, 2 – итоговых) по 30 минут каждое. Занятия проводятся один раз в неделю. Учитывая, что занятия строятся на использовании разнообразных игр, релаксационных упражнений, практически исключается умственная перегрузка. Часть занятий организована в форме вечеров развлечений для детей и родителей, а также включена в другие занятия по дошкольной подготовке.  Решение задач данного курса невозможно без активного участия родителей. Хорошим дополнением является оформление в группах уголков «Здоровье с улыбкой», экспозиционных выставок семейных фотографий.

Для эффективности в реализации поставленных целей программы «Здоровье с улыбкой» необходимо использовать групповые формы работы. При этом нужно иметь в виду, что ведущим группового занятия может быть не обязательно психолог или инструктор по физическому воспитанию, но и воспитатель, видящий их необходимость, имеющий некоторые психологические знания.

Тематическое планирование занятий для старшей группы

№ занятия Тема занятия Кол-во часов
 

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Раздел 1. Мои улыбающиеся открытия (20 занятий)

Кто Я?
Какой Я?
Мы все разные
Школа улыбок
Я и моя семья
Я и мои друзья
Мои мечты
Я не боюсь научиться, если надо – я научусь
Я умею
Мои сказочные сны
Море Радости
Водный карнавал
Остров Улыбки
Животный мир острова Улыбки
Растительный мир острова Улыбки
Путешествие на удивительную планету
Жители удивительной планеты
Животные удивительной планеты
Растительный мир удивительной планеты
Итоговое развлечение: «Праздник Улыбки»

 

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

 

21
22
23
24
25

26
27

28
29
30
31
32

Раздел 2. Мое здоровье и чудесные волшебники (12 занятий)

Главное чудо на свете
Великие волшебники
На зарядку – становись!
Наш друг – волшебный носик
Нос как орган обоняния и дыхания.
Профилактика и лечение насморка
Точечный массаж рук и ног
Профилактика гриппа с помощью СУ ДЖОК терапии.
Энергетическое лечение.
Развлечение «Праздник Здоровья»
Полезно и вкусно
Сделай компьютер своим другом
Полезные и вредные привычки
Итоговое занятие «Коктель Здоровья»

 

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Литература

  1. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 192с.
  2. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М., 2004. – 160с.
  3. Игровые технологии как условие формирования личности ребенка: Методическое пособие / Сост.Л.Ф. Блинова. – Казань. 2002.– 80с.
  4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Попурное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997. – 240с.
  5. Колмогорова Л.С. Григорьевская Н.Н., Модина И.А. Человекознание: Курс психологии с элементами этики и валеологии: 1 класс: Учебно-методическое пособие для педагогов, школьных психологов и валеологов. – М.: Генезис, 1998. – 160с.
  6. Корепанова М.В., Харламова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. – М.: Баласс,2004. – 160с.
  7. Кряжева Н.Л Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997. – 208с.
  8. Лазарев М.Л. Здравствуй! Учеб. метод. пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – М., 2004. – 248с.
  9. Макеева А.Г., Лысенко И.Л. Программа профилактики наркотизма среди дошкольников «Долго ли до беды?». – М., 2000. – 160с.
  10. Обухова Л.А., Лемяскина  Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. – М., 2001. – 56с.
  11. Пак Чжэ Ву. Су Джок для всех. – М.: Су Джок Академия, 1999. – 144с.
  12. Пак Чжэ Ву. Твист гимнастика. – М.: Институт спиральных движений, 2003. – 550с.
  13. Пак Чжэ Ву. Триначальная Улыбкамедитация. – М.: Академия Улыбки, 2004. – 456с.
  14. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста. – М., 2006. – 255с.
  15. Хухлаева О.В.. Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М., 2005. – 175с.
  16. Хухлаева О.В.Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте «Лесенка радости». – М.: Совершенство, 1998. – 142с.