"Нужна ли книга?" Ученическое исследование как средство обучение в условиях интеграции обучения в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


В конце прошлого века ученые подсчитали: 50 тысяч поколений потратили более 2 триллионов человеколет на то, чтобы осмыслить окружающий мир, покорить силы природы, объединить многообразие мира. И до изобретения Интернета вся эта информация хранилась в книгах. « Душевное лекарство» – такая вывеска висела над входом в библиотеку Рамзеса 2. Раньше Россия считалась самой читающей страной. Сейчас по результатам международного тестирования Россия оказалась в группе « ниже среднего»  и по навыкам чтения, и по знаниям наук. Сегодня в России около 40 % населения не читают книг вообще, а 5% их не покупают.

Учителя давно задумались над этим. Очень часто дети не приносят книги и соответственно не готовятся к уроку внеклассного чтения, объясняя тем, что дома нет такого произведения. О том, чтобы пойти в библиотеку – речь вообще даже не заходит. Бывают случаи, когда на вопрос: – А какие книги у вас есть? Дети говорят, что у них книг вообще в доме нет. Чем же сейчас пользуются школьники, выполняя дополнительное задание? Мы предположили, что это Интернет. Так рождался наш проект «Нужна ли книга?».

На уроке технологии учащиеся изготовили книжку-самоделку и сшили ее в три прокола. Не смотря на то, что во втором классе ребята мастерили книжку-раскладушку и были знакомы с переплетным делом, в процессе работы возникал новый интерес: а как выглядели первые книги, когда они появились, о чем в них писали, кто писал, какие были иллюстрации и другие вопросы. Конечно, на тот момент дети обладали определенной суммой знаний, но, тем не менее,  ребята с любопытством узнавали новые факты, интересные подробности. Учитель технологии всячески поощрял такую любознательность и, привлекая классного руководителя, совместно подбирал материал, поскольку на уроках чтения эта тема изучалась.

Когда работа над поделкой подходила к концу, встал вопрос: « А как можно использовать эту поделку и где применить?» Один из учеников предложил заполнить книгу пословицами о книге. Сразу вспомнились стихи, загадки. К поиску вместе с учителем и учениками подключились родители, отыскали афоризмы известных людей о пользе чтения. Набралось столько материала, что встала необходимость в изготовлении книжки-раскладушки с названием «Книга о книге». Помочь проиллюстрировать книги мы попросили учителя изобразительного искусства, который с удовольствием включилась в процесс и помогла ребятам оформить обложку и раскрасить страницы.

Ребят так вдохновила эта работа, что остановиться они никак не могли. В группе продленного дня ребята демонстрировали свою книжку друзьям, воспитателю, родителям, каждый с удовольствием расхваливал свою поделку и честно признавал, если у друга что-то получилось лучше. Во время выставки книг-поделок, мы провели их презентацию и выбрали три самые интересные по содержанию и самые яркие по оформлению. Чтобы ни кому не было обидно, придумали разные номинации. Каждый ученик получил возможность высказаться, и труд каждого был отмечен грамотой или призом, получил одобрение одноклассников.

Предлагая детям темы проектов, мы  предполагали, что один из них практически готов. Но когда к очередному уроку внеклассного чтения, некоторые дети принесли не книгу, а распечатку этого произведения из Интернета, то учитель предложила посчитать соотношение книг и распечаток. Оказалось, что книг в 2 раза меньше. Эти цифры всех заставила задуматься, нужна ли книга как предмет вообще, и какая ситуация в параллельном классе? Ситуация оказалась похожей. Наш класс решил выяснить, а как обстоят дела в нашей школе? Совместными усилиями составили анкету из 5 вопросов:

1. Если бы вы оказались на необитаемом острове, какие бы предметы взяли с собой, чтобы ваша жизнь была интересной и не скучной?
2. Как вы считаете, может ли человек прожить без книг? Почему?
3. Нравится ли вам читать?
4. Нравится ли вам получать книги в подарок?
5. Если вам нужно подготовить доклад, откуда возьмете информацию?

К анкетированию подключись старшие братья и сестры учеников нашего класса и, таким образом, опрос провели в начальной школе, в 6 и 10 классах.

Собрав и проанализировав анкеты, мы получили такие результаты:

На вопрос: Какие бы предметы взяли бы на необитаемый остров?
6 класс – книгу 13%, а 10 класс – 60 %.
Результат удивил и порадовал, не все так плохо.
Дополнительную информацию по предмету черпают из книг в начальной школе 58 % ,
в среднем звене – 13% , а в 10 классе и того меньше – 7% . Здесь явное преимущество Интернета.
Ответ на вопрос: – Нравится ли вам читать ? – дал надежду ,на то что это поколение растет читающим. Среди учеников начальной школы любят читать 79% , в 6 классе – 40%, а вот в 10 классе целых 80 % .
Используя эти цифры, мы построили диаграммы для каждого класса. Получилась целая исследовательская работа, которая стала частью проекта «Нужна ли книга?» и была представлена на Ярмарке идей на Юго-Западе учеником 3 класса Никитиным Дмитрием. Проект был отмечен и вышел в следующий тур.

Проделать такую огромную работу можно было только совместными усилиями учителей разных специальностей.  Конечно, речь идет об интегративном обучении, только при таком подходе знания, полученные на разных уроках, не остаются разрозненными. Ученики имели возможность проблему рассмотреть со всех сторон. Не только провели исследовательскую работу, но и побывали в роли редакторов, художников, познакомились с издательской деятельностью и даже сами изготовили свою книгу. Таким образом, нам удалось осуществить межпредметную связь, объединив действия учителя литературного чтения, технологии, учителя изобразительного искусства и воспитателя группы продленного дня, а также родителей, и работников Государственного музея книги, который посетили ребята во вне урочное время. Ценно то, что каждый ученик получил полное представление об изучаемом предмете и создал свою книгу. Еще и еще раз мы пришли к выводу, что проводить такую работу, интегрируя сведения, полученные на одном уроке с  фактами и знаниями, приобретенными на другом, просто необходимо, ребенок должен целостно воспринимать картину окружающего мира в соответствии со своими возрастными особенностями.