Функциональный подход к тексту при подготовке к сочинению

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Познавательные: выяснить, какую функцию выполняют неполные предложения, приложение в предложении; дать понятие синтаксического параллелизма.
  • Развивающие: развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка; развивать умение наблюдать лингвистический материал, умение находить в тексте нужный материал к сочинению.
  • Воспитательные: прививать любовь к родной природе.

Учебный материал: Текст “Голубые глаза апреля”, Толковый словарь русского языка (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова), рисунки учащихся “Краски апреля”.

Ход урока

1. Слово учителя. Звучит хомус.

Приход весны – всегда радость и всегда чудо. Разве не чудо улыбка весеннего солнца, от которой все вокруг преображается и хорошеет? Разве не чудо несмелый детский лепет первого весеннего ручейка? Разве не чудо пробившийся из-под земли подснежник, нежный, чистый, свежий, – голубая капелька неба на земле?!

Все это чудо, если умеешь удивляться красоте родной земли и смотришь на мир с благодарностью.

2. Защита рисунков “ Краски апреля”. Каким я вижу апрель? (Работа выполняется акварелью)

3. Анализ текста:

Голубые глаза апреля

Март – синий.
Апрель – голубой. Голубой голубым небом. Голубой голубыми лужами. Голубой подснежниками – этими голубыми глазами весны.
И лес, сквозной, ажурный, без теней, голубеет дальними голубыми далями. Нежный березняк умыт первым весенним дождем. Радостней светятся на солнце белые стволы стройных берез. Угрюмей темнеет меж ними серый снег, ежась и тая под горячими лучами солнца.
Апрель – обманщик на дню меняет семь погод, но проснулись первоцветы и ожили. Гордо встал подснежник, бесстрашный разведчик весны, и смело заглянул голубыми глазами в ясный лик солнца. И вывел на белый свет по-апрельски звонкий хоровод розовых и синих медуниц, хохлаток, желтых и белых ветрениц, голубых пролесок.
(Б. Чащарин).

Задания к тексту:

  1. Выразительное чтение текста.
  2. Объясните значения непонятных вам слов по Толковому словарю.
  3. Определите тему текста. (Апрель).
  4. Сформулируйте, основную мысль текста. (Радость приходу весны).
  5. Определите тип текста. (Описание).
  6. Какую “цветовую палитру” использует автор для описания апреля? Найдите слова, которые обозначают цвет. Какими частями речи они выражены? (Синий, голубой, голубеет, белые, серый, розовый, желтый; березняк, солнце).
  7. Составьте опорный конспект текста. Краски апреля.
  8. Назовите повторяющиеся слова (синтаксический параллелизм). С какой целью автор использует повторяющиеся слова? (Восторг красотой весеннего месяца – апреля, радость). Какие это предложения: полные или неполные? Определите их функцию в тексте. (Эти предложения придают описанию краткость, выразительность, торжественность).
  9. Определите, что обозначают глаголы. (голубеет, темнеет – признак; проснулись, меняет, встал, заглянул, вывел – действие; светятся – состояние.)
  10. Назовите антонимы. Какую функцию выполняют в тексте антонимы? (Радостней – угрюмей; недолговечность зимы. Март – синий. Апрель – голубой. Контекстный антоним. Сравнение.)
  11. Подберите синонимы к слову угрюмей. Определите часть речи. Почему именно это наречие употреблено автором? (Хмуро, мрачно, неприветливо, пасмурно; недовольный вид зимы).
  12. Найдите в тексте эпитеты, метафоры и олицетворения, сгруппируйте их по микротемам: лес, березняк, подснежник, солнце. (Лес, сквозной, ажурный, голубеет. Березняк нежный, умыт дождем, стройные березы. Подснежник, бесстрашный разведчик, голубые глаза, заглянул. Солнце, ясный лик).
  13. Защита автора. (Ученики должны доказать правильный выбор слов автором).
    1-я группа – Лес. Эпитет сквозной показывает, что бывают частые ветры. Метафора ажурный передает красоту леса. Глагол голубеет означает теплоту весеннего месяца.
    2-я группа – Березняк. Эпитет нежный дает нам почувствовать молодость весенних берез и радость жизни. Олицетворение умыт дождем делает берез намного живыми, бодрыми и радостными. В эпитете стройные выражается чарующая красота берез.
    3-я группа – Подснежник. Автор использует метафору бесстрашный разведчик, чтоб показать нам мужество и стремление маленького цветка к свету, жизни. Метафора голубые глаза рисует нежность и хрупкость голубого подснежника. Олицетворение заглянул помогает понять, что цветы живые.
    4-я группа – Солнце. Слова лик – лицо. Толковый словарь: лик – 1. Лицо (устар. и высок.) Это слово передает торжественность. Эпитет ясный в значении яркий, сияющий.
  14. Назовите предложения с приложениями. (Апрель – обманщик на дню меняет семь погод. Гордо встал подснежник, бесстрашный разведчик весны, и смело заглянул голубыми глазами в ясный лик солнца.) Какую функцию выполняют приложения в этих предложениях? (Апрель – обманщик…– изменчивая погода.. Подснежник, бесстрашный разведчик весны – удалой, смелый).
  15. Синтаксический разбор предложения. Объяснение знаков препинания в предложениях с приложениями.

4. Заключительный этап. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание: Сочинение. Краски апреля. Апрель.

Литература:

  1. Демьянец Е.С. Изложения с грамматическим заданием. 7-8 классы. Минск, 1983.
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000

Функциональный подход к тексту при подготовке к сочинению

Текст является одним из средств создания на уроках русского языка речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся, на воспитание у них чувства слова.

Сочинение – одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. И преодолеть трудности в написании сочинения можно, только найдя пути мотивации обучения. Наиболее действенным из всех мотивов является познавательный интерес и потребность в ощущении успеха. Интерес, внимание и работоспособность детей значительно повышаются при подготовке к сочинению, если содержание текстов их привлекает. Одно из важных преимуществ таких текстов состоит в том, что они служат для школьника образцом при создании собственной письменной речи. В обучение включается такой эффективный фактор, как неосознанное подражание.

Для постоянного поддержания интереса нужна продуманная организация урока. Одним из важнейших условий такой организации является включение эмоционально образного компонента в обучение сочинению. Тексты-образцы не только насыщены образами, но и создают условия для развития собственного воображения учащихся. Ученики, особенно средних классов, любят фантазировать; они читают текст и порой видят такое, о чем мы, взрослые, даже не догадываемся. Развитое образное мышление тесно связано с богатой интуицией и творческим озарением. И потому делает деятельность ученика более успешной и полноценной.

Диалог с текстом начинается с заголовка, размышления над которым создают у ученика установку на понимание. Говоря об идее текста, мы показываем, что разные типы речи, принадлежность высказывания к тому или иному жанру – созданы с различными целями, а понимание того, для чего создан текст, и помогает определить его идею, основную мысль. Поэтому, чтобы понять идею художественного текста, надо внимательно вчитаться в текст, заметить, как связаны друг с другом слова, в прямом или переносном значении они употреблены, какова их стилистическая и эмоциональная окраска.

Анализируя текст, ученики закрепляют знания о составе слова и словообразовании, знакомятся с синонимическими морфемами. Совершенствуется умение использовать слова со стилистически значимыми морфемами в речи с учетом сферы общения. Текст рассматривается и с фонетических позиций, так как особую роль в тексте играют созвучия гласных и согласных звуков, передающие тексту динамику действия, выразительность, образность.

При функциональном подходе к тексту обращается внимание и на лексику:

  1. Уточнение значений слова. Объяснение значений незнакомых слов. Подбор однокоренных слов. Анализ состава слова, словообразовательный, этимологический анализ.
  2. Правильность и точность выбора слова. Составление синонимического ряда, с тем чтобы показать целесообразность того слова, которое выбрано автором текста.
  3. Выявление архаизмов, историзмов, неологизмов и объяснение причин, мотивов и условий их употребления в данном тексте.
  4. Соответствие использованной лексики стилистическим особенностям текста.
  5. Значение и стилистическая роль фразеологизмов. Фразеологизмы-синонимы.
  6. Лексическая сочетаемость слов.

Анализ имени существительного в тексте предусматривает обогащение словарного запаса учащихся за счет объяснения значений слов, подбора синонимов, антонимов.

Совершенствуется также умения использовать в тексте существительные для более точного и образного изложения мыслей, для связи предложений в тексте.

Имя прилагательное анализируется с учетом лексического значения и стилистической значимости. Прививаются навыки употребления прилагательных как изобразительно-выразительных средств. При анализе текста уделяется внимание функциональному аспекту грамматических категорий в лексике различных частей речи (рода, числа, падежа, вида, времени и т.п.).

Ученики учатся видеть функционирование синтаксических единиц в тексте:

  1. Управление, варианты управлений. Предложное и беспредложное управление. Управление при однородных членах.
  2. Пропуск членов предложения, стилистические цели этого приема.
  3. Порядок слов в предложении. Зависимость порядка слов от смысловых и стилистических целей.
  4. Стилистическое употребление видов простого предложения.
  5. Стилистическая целесообразность употребления сложных предложений.
  6. Синтаксическая синонимия (простое и сложное предложение, придаточное и причастный или деепричастный оборот, одиночное и распространенное приложение, согласованное и несогласованное определение и т.д.)

Функциональный подход к тексту при подготовке к сочинению стимулирует интерес к языку, содействует изучению правил выбора: почему так, а не иначе, какие варианты возможны, в каких ситуациях, типах текстов и т.д. Тем самым усиливается мотивация обучения, и его коммуникативная направленность.

Рассмотрим текст Ю. Збанацкого “Ежик”.

Ежик

На рассвете неподалеку от меня кто-то зашелестел листьями. Хрустнула сухая ветка. Послышался шорох.
Шагах в двух от меня пробежал круглый, встопорщенный еж. На иголках у него были какие-то зеленоватые шарики. Еж пробрался под густой куст и долго там копошился, хозяйничал. Немного погодя он вышел из-под куста и отправился куда-то по своим делам. Скоро еж опять вернулся с добычей. Он был весь разукрашен лесными грушками. С минуту удивленно глядел на меня из-под насупленных бровей, потом направился к своему тайнику. Выйдя оттуда, опять взглянул на меня маленькими глазками. На рассвете ежик пришел с тремя яблоками, наколотыми на иголки. Подошел совсем близко ко мне и фыркнул, будто пригласил полакомиться яблочками.
Все повторилось и на следующий день. Ежик словно подрядился снабжать меня едой – приносил то яблоки, то груши. (Ю. Збанацкий.)

Отрывок из рассказа Ю. Збанацкого “Щедрый ежик” относится к речи художественного стиля. Текст является повествованием.

В тексте использована точная глагольная лексика. Глаголы прошедшего времени совершенного вида (пробежал, пробрался, вышел, отправился, вернулся, направился, пришел, подошел) употребляются для передачи динамики действий. Для изображения длительных действий вводятся формы глаголов несовершенного вида в сочетании с наречиями (долго копошился, с минуту удивленно глядел). Формы прошедшего времени в функции настоящего обозначают присутствие говорящего в момент действия и позволяют читателю как бы встать рядом с ним и наблюдать за ежиком.

В данном повествовательном отрывке писателем не ставилась задача подробно изобразить ежа, поэтому описание отсутствует. Но признаки того предмета, о действиях которого повествуется, в художественном тексте нужны – они помогают рисовать картину. Эти признаки вводятся через словосочетания круглый, встопорщенный еж; из-под насупленных бровей, маленькими глазками. Идею признака предмета также выражают синонимичные словосочетания разукрашен лесными грушками; с тремя яблоками, наколотыми на иголки.

Важную роль в изображении действий ежа играют слова, уточняющие место (там, неподалеку, шагах в двух, совсем близко ) и время действия (немного погодя, скоро, долго, на рассвете, на следующий день).

Неспособность предлогов самостоятельно выражать свои значения не означает, что они лишены лексического значения. Лексические значения предлогов выступают как их индивидуальные признаки. Поэтому разные предлоги, сочетающиеся с падежной формой личных местоимений, обладают способностью выражать неодинаковые значения: неподалеку от меня (Р.п., пространственное), у него были (Р.п., обозначение субъекта, совершающего действие), глядел на меня (В.п., обозначение лица, являющего объектом действия), подошел ко мне (Д.п., обозначение направления действия). Двойной предлог из-под в сочетании вышел из-под куста обозначает направление действия, а в сочетании глядел из-под бровей – признак предмета.

Личные местоимения играют важную роль в тексте. Ведь именно они отражают распределение ролей по отношению к говорящему. Употребление в тексте форм личного местоимения я указывает на присутствие автора. Автор, наблюдая за ежиком, откровенно любуется им. На это указывают выбранные писателем существительные грушками, ежик, глазками – слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Мы проникаемся теплыми чувствами автора и любуемся вместе с ним маленьким на вид щедрым ежиком.

В тексте автор употребляет однокоренные глаголы: вышел, пришел, подошел. Приставка выв глаголе вышел обозначает “движение изнутри”, приставка при – – “доведение действия до конечной цели”, приставка подо – – “приближение”.

Неопределенность выражается при помощи суффикса -то в словах какие-то, куда-то, кто-то.

Предложения связаны посредством единства форм времени: употреблены глаголы прошедшего времени, передающие последовательность действий.

В тексте три смысловые части – они выделены как абзацы. В каждой из них свой предмет речи: в первой говорится о том, что привлекло внимание автора, во второй – что он увидел, в третьей – что произошло на следующий день.

Текст позволяет еще раз убедиться в том, что выбор средств языка определяется замыслом автора, теми задачами, которые он перед собой ставит. На уроках не следует стремиться к разбору всех случаев. Нужно выбирать только то, что является доступным учащимся.

Примерные задания к тексту:

  1. Что отражает заголовок: тему или основную мысль текста?
  2. Уточните название рассказа так, чтобы в нем отразилась не только тема, но и основная мысль.
  3. Определите тип речи. Обоснуйте свой ответ.
  4. Укажите вступление, основную часть, заключение текста.
  5. Какими видо-временными формами глаголов связываются главным образом предложения в тексте? Какую функцию выполняют глаголы прошедшего времени в рассказе?
  6. Какие слова, словосочетания и отдельные предложения рисуют внешний вид ежика? Почему в тексте нет более полного описания зверька?
  7. Как автору удается наделить ежика человеческими чувствами, человеческим отношением?
  8. Как писатель добивается того, что мы как бы наблюдаем вместе с ним, чувствуем его внимательный взгляд и добрую улыбку?
  9. Найдите словосочетания, построенные по схеме: глагол + местоимение.
    Объясните значения предлогов, определите падеж местоимений.
  10. Подберите синонимы к слову глядел. (Смотреть, взирать). Определите значения глаголов по Толковому словарю. Почему автор употребляет в тексте глагол глядел?
  11. Найдите в тексте слова и словосочетания, обозначающие место и время действия.
  12. Назовите однокоренные слова. Объясните значения приставок в глаголах.
  13. Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они играют в рассказе?
  14. Назовите метафоры, подберите к ним синонимы.
  15. Сравните предложения: 1. Выйдя оттуда, опять взглянул на меня маленькими глазками. 2. Когда вышел оттуда, опять взглянул на меня маленькими глазками. Почему автор использует в рассказе простое предложение с деепричастным оборотом?
  16. Составьте план к тексту.
  17. Напишите сочинение на тему “ Бурундук”, сохранив вступление и заключение текста.

Неустроев Кеша,
7 класс

Бурундук

На рассвете неподалеку от меня кто-то зашелестел листьями. Хрустнула сухая ветка. Послышался шорох.
Шагах в двух-трех от меня пробежал маленький бурундук. Он .был похож на мышку, но размером чуть больше. Глаза черненькие, круглые. Хвост пушистый. Мех пестрый. Бурундук пробрался под густой куст и что-то там обнюхивал. Чуть погодя он вышел из-под куста и отправился куда-то по своим делам. Я хотел было уже уйти, но бурундук опять вернулся. Мне стало интересно понаблюдать за ним. На этот раз он вернулся с орехами в щечках. Мой бурундук (я мысленно назвал его так) вскарабкался на пень и стал грызть орех. Потом вдруг посмотрел на меня, остановился и, поняв, что я его не трону, опять начал грызть. Он был похож на человека, который украл что-то. Его настораживал каждый шорох. Он не доверял даже птицам. Но вскоре успокоился, бросил свою добычу и куда-то юркнул. Опять вернулся и нес еще один орех. Подбежал ко мне, бросил орех к моим ногам, словно пригласив к своей трапезе.
Все повторилось и на следующий день. Бурундук словно подрядился снабжать меня едой – приносил то орехи, то грибы.

Сулимская Аня,
7 класс

Бурундук

На рассвете неподалеку от меня кто-то зашелестел листьями. Хрустнула сухая ветка. Послышался шорох.
И я увидела маленького бурундука, сидящего под высокой старой лиственницей. У него на спине пять черных полосок. Глаза большие, черные. Брови насупленные. Взгляд грозный, в прищуренных глазах блестели маленькие искорки. Бурундук оказался довольно-таки красивым и забавным.
Мой новый друг пробежал мимо меня. Быстро пробрался под кусты и долго там копошился. Через некоторое время бурундучок вышел из-под кустов. Минуты две проходят в молчании. Потом внезапно, оглянувшись вокруг, вскочил на соседнее дерево. Скоро он вернулся и на несколько мгновений замер. Все вокруг показалось необыкновенно прекрасным и новым. В душе зверька заиграло, засияло. Его черные глаза вздрогнули под золотыми веками и длинными ресницами. Он медленно приблизился ко мне и любезно угостил меня ягодой. Бурундук оказался довольно щедрым зверьком. Он мне очень понравился. Жаль, что он не может говорить на нашем языке.
Об этих прекрасных мгновениях остались приятные воспоминания.

Литература:

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1986.
  2. Ашурова С.Д. Система обучения стилистике русского языка в национальной школ. Якутск, 1995.
  3. Винокурова М.В., Хлебникова Э.М. Сборник текстов для изложений по русскому языку. 5-9 классы якутской школы. Якутск, 1995.
  4. Демьянец Е.С. Изложения с грамматическим заданием. 7-8 классы. Минск, 1983.
  5. Евграфова С.Е. Понимание и воображение. Русский язык. № 5, 2003.
  6. Капинос В.И. , Сергеева Н.Н. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5-9 классы. М., 1991.
  7. Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4-8 классы). М., 1978.
  8. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1980.
  9. Лихачев Д.С. Как писать? Русский язык. № 44, 2001.
  10. Лосева Л. М. Как строится текст. М., 1980.
  11. Львов М.Р. Словарь справочник по методике русского языка. М., 1988.
  12. Норман Б.И. Основы языкознания. Русский язык (1 сентября). № 42, 45, 47, 2001.
  13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000.
  14. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. М.,1986.
  15. Парменова Т.В. Функциональный подход к изучению грамматики в школе. Русский язык. № 24, 2002.
  16. Самсонова Т.П., Евсеева К.С., Никифорова Е.П. Текст как основа развития связной речи учащихся якутских школ. Якутск, 1995.
  17. Текучев Т.С. Хрестоматия по методике русского языка. М.,1982.
  18. Шанский Н. М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. 1-2 части. М., 1981.
  19. Шапиро Н.А. Как работать с текстом. Русский язык. Спецвыпуск. 2001.