Урок изобразительного искусства по теме "Идеал красоты на Руси"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема урока: «Идеал красоты на Руси».

Цель: познакомить учащихся с особенностями народного праздничного костюма.

Задачи:

  • сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды,
  • развивать творческую активность, эстетическую культуру,
  • воспитывать интерес к народной культуре.

Оборудование: интерактивная доска, доска.
Зрительный ряд – рисунки с изображением русских народных костюмов разных областей, выставка книжных изданий.
Музыкальный ряд – русская народная музыка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Формирование новых знаний

Учитель: знаешь ли ты, какой костюм могла носить твоя прапрапрабабушка? Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их?

На фоне тихо звучащей русской народной музыки рассматриваем фотографию.

Учитель: какое дивное многоцветие в этих костюмах, все в костюмах напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе.
Согласно идеалу женщина на Руси должна иметь статную фигуру, гордую осанку, плавную походку, белый цвет лица с ярким румянцем, соболиные брови. И вся женская одежда должна была подчинена этому идеалу, зрительно создавая прекрасный, величественный образ.
Одежда на Руси была свободной, длинной, необычайно красочной.

Просмотр фоторабот с изображением женских праздничных костюмов, разных губерний.

Учитель: Праздничная народная одежда радует глаз своей яркостью и мастерством рукоделия, Раньше не было ни одной девушки, которая не умела бы вышивать, плести, ткать.
Народные умельцы создавали костюмы как уникальные произведения декоративно-прикладного искусства. Несмотря на многообразие женского народного костюма, в нем есть много общего – величавость, пластичность, завершенность. В книге [3] «Поэзия народного костюма», тонко подмечены его поэтические черты. Автор отмечает, что в женском костюме воплотилось эстетическое представление наших предков о женщине, неразрывно связанное с образом птицы – «древнейшим священным символом добра, довольства, благополучия в славянской мифологии».
«Лебедушка. лебедь белая, пава, утушка, серая утица – вот эпитеты, которыми русский народ в своей поэзии награждал женщин и этим подчеркивал зрительную, пластическую сторону образа». Цветовой строй костюма, место украшений в нем, формы отдельных элементов – все складывалось и отрабатывалось веками.
Основой женского народного костюма была рубаха.

Демонстрация таблицы «Вышитая женская рубаха» Каргопольский район; Архангельской области 19 век.

Рубаха всегда украшалась вышитыми и ткаными узорами, которые располагались по краю рукавов и на плечах, у застежки и вокруг ворота, по подолу. Будничный сарафан шили из домотканой пестряди или набойки (набивник). Для праздничного сарафана обычно покупали дорогой материал (штоф, китайку, шерстяной гарус). Колористическое решение костюма в разных местах было различным. При рассматривании фоторабот вы это увидели.

Демонстрация фотоработы «Женский крестьянский костюм».

В нем словно выражено чередование дня и ночи, праздников с буднями, белых зим с красными веснами. Нередко тканный и вышитый орнамент дополняют легкие каемки цветных кружев. Поверх одежды надевались серебряные и медные ожерелья, подвески, цепочки-гайтаны, круглые бляхи.
Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину. Цветная вышивка по холсту – стариннейший наиболее распространенный вид домашнего женского ремесла. Льняная нить, чаще всего красная – главный материал, с которым имеет дело деревенская художница. Это ее кисть и резец. Стежками и строчками повествует она о своих надеждах, о любви и горе.

(Выключить музыку).

Учитель: Ребята, вам из истории известно, кем были наши предки, главное их занятие?

Ответы учащихся: Наши древние предки – славяне были издавна земледельцами, вот почему все их мысли были об урожае, от которого зависела жизнь их рода. Наш предок обожествлял Солнце, Небо, Землю, воспринимая их, как живые существа, верил в добрые начала всесильной природы.

Показ фотоработы вышивки.

Учитель: Мы продолжаем свое путешествие в мир образной символики народного искусства.

Показ фотоработы вышивки.

Обращаю внимание ребят в центр вышитой полосы. Перед взором ребят предстает стилизованный женский образ с поднятыми вверх руками.
Что выражает этот женский образ, кого приветствует, благославляет?
Кажется – все очень просто: вышила мастерица на полотнище женскую фигуру, потому что этот образ близок и понятен ей. Но, оказывается, этот мотив – женщина с воздетыми руками – имеет древнее происхождение. Он встречается на древних праславянских вещах седьмого века до нашей эры. Сколько времен прошло, а образ сохранился и живет по сегодняшний день в прекрасных творениях русских птиц. Археологи усматривают в этой фигуре архаическую богиню земли. По сторонам ее кони, олени, иногда плывущие, и тогда они становятся кораблями. Стежки иногда ложатся вплотную, создавая сплошной ковровый настил. В других местах они образуют сплетающие звездочки и стебельки, похожие на снежинки. Порой для оживления в орнамент включаются нашитые блестки и кусочки ткани, жемчужины и бусы. В каждом районе были свои типы узоров. Полотняные рубахи, надеваемые крестьянками под сарафан, украшали с особой заботой и мастерством. Ворот, оплечье, рукав- все части, которые не были прикрыты сарафаном, получали тончайшую цветную отделку. Рисунок узора необычайно свободен, но строг, он хорошо связан с другими частями одежды, с качеством ткани, с размером человеческой фигуры.

Показ фоторабот северорусского костюма и южнорусского праздничного костюма.

В отличие от старинного северорусского костюма, основу которого составлял сарафан, для южнорусской одежды более характерно использование поневы, плотной шерстяной юбки в сочетании с мешкообразным навершником или шушпаном, надеваемым поверх рубахи. Типичной северной обувью были кожаные сапоги и башмаки, реже – лапти, сплетенные из березовой коры. В средней и южной России народ носил лапти из липового лыка. Крестьянский праздничный костюм Рязанской губернии широк и угловат по рисунку, стоит коробом, скрывает фигуру. Поверхность костюма разделена на множество цветных полос и квадратов, цвета резки и контрастны, как и очертания. На белом фоне выделяется алый узор, оттененный зелеными, черными, синими вкраплениями. Этот узор древен и символичен.
Ансамбль женского праздничного костюма обычно завершал нарядный головной убор и украшения. Женские и девичьи головные уборы отличались богатством форм: кокошники, сороки, сборники, повойники, венцы, повязки.

Показ женских и девичьих головных уборов.

Декор головных уборов состоял из сложных растительных и геометрических форм, мотивов. Для головного убора применяли цветной фон. Все эти украшения были построены на умении выявить красоту материала, созданием интересных форм узора. Украшали головные уборы речным жемчугом, сеченым перламутром, белым бисером, шитьем серебряной и золотой нитью. В красочных узорах головных уборов отразилось все богатство орнамента русского народного искусства.
Среди художественных материалов, которыми пользовались в украшении головных уборов, особое внимание занимает жемчуг. Шитье жемчугом - своеобразная область русского прикладного искусства « Все иностранцы, посещавшие в шестнадцатых-семнадцатых веках нашу страну, называли жемчуг национальным русским камнем. так много его было среди русского населения и так часто он встречался в самых разных сочетаниях» [3]. Добывали жемчуг в реках, к промыслу относились с большим благоговением. Считалось, что жемчуг не давался в руки людям жадным, стремящимся к наживе. Искусство шить жемчугом переходило от матери к дочери, а богатые головные уборы передавались по наследству. Их бережно хранили как заветы предков и образец прекрасного.
Ансамбль женского праздничного костюма создает поэтический образ, неотделимый от интерьера крестьянской избы, трудовой жизни, праздников и обрядов. Нарядны не только узоры на одежде, во всем ансамбле преобладает симметричное построение. Любовное отношение к каждой детали.

Учитель: Посмотрите, ребята, какое удивительное сходство просматривается между пластической формой фронтона русской избы и верхней частью женского костюма! В чем сходство?

Ответ учащегося: они образно связаны с небом, светом. Подол же женской рубахи, понева, а так же верхняя часть рубахи выражали своими ткаными и вышитыми узорами идею земли. Крестьянка, одетая в праздничный костюм, как бы являла собой образ мира.
Учитель: эстетическая оценка женского праздничного костюма, как произведения декоративного искусства находит выражение в устном поэтическом творчестве. Красота русской одежды запечатлена в полотнах известных художников: В. Сурикова, В. Васнецова и других.

Учитель: Лучшие традиции женского праздничного костюма продолжают жить и сегодня. Художественные достоинства народных праздничных костюмов, вдохновляют модельеров на интересные поиски в современной одежде.

III. Закрепление нового материала

1. Из каких элементов состоит женский праздничный костюм Русского Севера и юга России?
2. Кто и чем украшали женские праздничные костюмы?
3. Что входит в ансамбль женского праздничного костюма?
4. В чем нашла отражение эстетическая оценка женского праздничного костюма?
5. Чем отличается народный праздничный костюм от современного?

IV. Домашнее задание

– Подобрать иллюстрации по теме «Народный праздничный костюм».
– Придумать эскиз современного народного костюма, используя новые знания ,полученные на уроке.

Список используемой литературы:

1. Баранова О.Г., Зимина Т.А. и другие «Русская энциклопедия». Санкт-Петербург; «Искусство-СПБ». 2001.
2. Клиентов А.Е. Народные промыслы. Изд. « Белый город», 2007.
3. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М.,1978.
4. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М.,1979.