Занятие по обучению грамоте для детей логопедической подготовительной к школе группы на тему " Звук и буква К"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели:

  • уточнить артикуляцию звука К, познакомить детей с его графическим обозначением;
  • обучать звуко-буквенному анализу слогов АК, ОК, ИК,УК, КА,КО,КУ,КИ, чтению этих сочетаний;
  • учить определять позицию звука К в словах (начало, конец)
  • активизировать подбор слов в соответствии с позицией звука К в них;
  • упражнять в образовании существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения, в употреблении предлога “К”;
  • развивать фонематическое восприятие.

Оборудование: предметные картинки, картинки “Животные и их детеныши”, схема предлога “К”, карточки для определения позиции звука К, карточки с сочетаниями букв для подбора слов, вееры с буквами, цветные кружки для обозначения звуков, счетные палочки, фишки, мяч.

Ход занятия

1. Орг. момент. Игра “Большой-маленький”. Я называю слово “рот” - а маленький будет ротик, нос - …, лоб-…, стол -…, пес-…, сад-садик, дом- …, гном - …, кот - …, голос- …, волос…, лес-….

2. Объяснение нового материала.

Какой звук вы слышали в конце всех образованных вами слов? – Звук – К.

Когда мы произносим этот звук, язык не хочет пускать воздух. Он выгнулся как змея, отодвинулся вглубь рта, прижался к “потолочку” (небу). Воздух прорывается сквозь преграду, и Язык сердится, звонко стучит по “потолочку” своим “хвостом”.

Звук К – согласный, глухой, твердый или мягкий.

Твердый звук обозначается синим кружкой, а мягкий звук – зеленым.

Оба звука обозначаются буквой К. (Вывешивается картинка)

К – на клоуна похожа,

Ручка вправо, ножку тоже.

На что еще похожа эта буква?

Давайте сложим эту букву из счетных палочек. (На доске из деталей магнитного математического набора (синий, зеленый).

Буква К была одна, а потом подружилась с другими буквами, стали они гулять парами. Сначала вместе с К встала буква А. Показ на доске – АК – назовите первый звук, второй, сколько всего звуков? Прочитайте, что получилось. (Дети выкладывают слог из вееров). Затем место А заняла буква О и тд. Аналогично проводится работа с буквами И,У, затем логопед просит детей поменять буквы местами. Далее работа ведется с выкладыванием схем этих сочетаний.

Придумайте слово, которое оканчивается на ОК, АК, УК, ИК, начинается с УК, ИК.

---------ОК ---------АК ----------УК ----------ИК УК---------- ИК---------
Сок

Носок

Песок

Лесок

Станок

Звонок

Голосок

волосок

Мак

Лак

рак

Лук

Жук

сундук

Садик

Домик

лобик

Укроп

Указка

укол

икра

Дети поощряются фишками.

Определение места звука К в словах.

Назвать картинку и определить место звука К в этом слове.

Физкультминутка.

А) игра “Сядь, если услышишь звук К” Кот, сад, картошка, хлеб, корова, мак, резина, носок, колос, сок, луна, дрова, конь, блок, нога

Б) “Верни мяч и назови слово, обозначающее маленький предмет”

Рама-рамка, яма, лапа, липа, лопатка, нота, монета, солома, пена, осина, картина, корзина, малина, машина, солома

Составление предложений с предлогом К

Ребята, а вы любите ходить в гости?

Помогает нам рассказать о том, к кому мы ходим маленькое слово К. Оно появляется тогда, когда хотят сказать к какому предмету направлено движение.

А вы к кому любите ходить в гости? Рассказывая об этом, выделяйте голосов предлог К.

Игра “Детеныши потерялись”. Прийти к маме им поможет маленькое слово К.

Возьмите картинки со стола. (Ответы детей)

Ежонок бежит к ежихе. И т.д.

Итог занятия.

  • Какой предлог помог нам соединить мам и детенышей?
  • С каким звуком мы сегодня знакомились? Дайте характеристику звука.
  • Подсчет фишек.

Приложение 1a.

Приложение 1b.

Приложение 2.

Приложение 3.

Рисунок.