Урок на тему: Повторение и обобщение изученного по теме: "Эта удивительная природа"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу “Эта удивительная природа”;
  • Проверить знания , умения и навыки учащихся;
  • Развивать познавательный интерес и творческую активность.

Методы урока: исследовательский, продуктивный

Тип урока: повторение, обобщение

Форма : урок- игра

Класс разделен на две команды: “Крестики” и “Нолики”.

Команды получили домашнее задание: составить ребусы или кроссворд на темы: “Воздух” и “Вода”.

Ход урока.

I. Организационный момент

Учитель: Ребята, у нас сегодня интересный урок, урок-игра. Наша задача повторить изученный материал по теме: “Эта удивительная природа”

II. Выбор жюри

Учитель: Послушайте внимательно правила игры: на доске игровое поле с конкурсами. По жеребьевке выбирается команда, которая будет ходить первой. Эта команда выбирает любой конкурс. Я называю задание или вопрос по этому конкурсу. Обе команды выполняют задание, жюри оценивает, клетка игрового поля отмечается “х” или “0” в зависимости от того , кто победил.

Следующий ход делает победившая команда. Физкультминутка – это тоже конкурс, но этот ход буду делать я в середине урока, когда вы устанете и будет необходим отдых после напряженной работы.

После выполнения всех заданий или по истечении времени урока жюри подводит итоги, если на нашем игровом поле окажется больше “х” , то побеждает команда “Крестики” и наоборот. При подведении итогов игры учитывается личное и командное участие.

На доске:

1. Домашнее задание

 

х

2. Литературный конкурс

0

 

3. Художественный конкурс

   

4 .Конкурс фантазеров

   

5. Конкурс артистов

   

6. Фольклорный конкурс

   

7. Конкурс “Зеленых”

   

8. Конкурс ботаников

   

9. Конкурс зоологов

   

10. Физкультминутка

   

11. Конкурс эрудитов

   

Задания:

  1. Домашнее задание. Составить дома ребусы или кроссворд по пройденной теме для команды соперников.
  2. Литературный конкурс. Прочитать отрывок стихотворения, вспомнить отрывки из рассказов, сказок, назвать поэтов, писателей писавших о животных и растениях.
  3. Художественный конкурс. Одному из учеников нарисовать животное с завязанными глазами на доске. Члены его команды должны угадать кого нарисовал ученик.
  4. Конкурс фантазеров. Придумать сказку, необычную историю о любом животном или растении, в рассказе должны присутствовать научные сведения об этом организме.
  5. Конкурс артистов. Показать с помощью мимики и жестов какой-либо живой организм, а команда соперников должна его отгадать.
  6. ольклорный конкурс.

Отгадайте загадки о растениях:

1.Стоит красавица на поляне:
в белом сарафане,
в зеленом полушалке.(Береза)
5. Платье потерялось,
пуговицы остались.(Черемуха)
2.Никто не пугает,
а вся дрожит. (Осина)
6. Весной цвету, летом плод приношу,
осенью не увядаю, зимой не умираю.
(Ель, сосна)
3. Мягок, а не пух
зелен, а не трава (Мох)
7. Не огонь,
 а жжется (Крапива).
4.Что цветет без цвету? (Папоротник) 8. Дерево-то панское, платьице
капитанское, когти кошачьи. (Шиповник)
9. Стоит дуб на горе,
никто к нему не подойдет:
ни царь, ни царица,
ни красная девица, а кто подойдет .
тот с собой понесет. (Репейник)

Отгадайте загадки о животных:

  1. Под мостиком виляет хвостиком (Рыба)
  2. Выпуча глаза сидит, не по- говорит, родилась в воде, а живет на земле. (Лягушка)
  3. Маленькая, легонькая, а за
    Хвост не поднимешь.(Ящерица)
  4. Пища моя сладка а мщение ужасно. (Пчела)
  5. В воде купался,  сухим остался.(Гусь)
  6. Посредь деревьев кузнецы куют. (Дятел)
  7. Ничего не болит, а все стонет, пятачок есть, а не покупает. (Свинья)
  8. По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)
  9. Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь)
  10. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь)
  11. Косой бес поскакал в лес. (Заяц)
  12. Не мышь, не птица в лесу резвится, на деревьях живет и орешки грызет. (Белка)

7. Конкурс “зеленых”.

  1. Назвать растения и животные, ставшие редкими . Указать причины уменьшения их численности.
  2. Какие правила друзей природы вы знаете?

8. Конкурс ботаников.

  1. Нарисовать и указать на своем рисунке органы растения. Подчеркнуть орган, который по вашему мнению является главным.
  2. Перечислить группы растений, с которыми вы знакомы.

9. Конкурс зоологов.

  1. 1. На какие группы делятся животные в зависимости от их питания ( привести по 1 примеру).
  2. 2. “Найди себе пищу” . Составь цепи питания из слов:
    - волк
    - лиса
    - лось
    - мышь-полевка
    - осина
    - рожь

10. Физкультминутка.

Я буду называть животных , относящихся к разным группам. Если это насекомое вы машете руками, если птица – трясете кистями, подняв руки вверх, если рыбы – разводите руки в стороны, если звери – шагаете: Карась, муха, гусь, щука, заяц, комар, лось, окунь, пчела, соловей, тигр, ласточка, карп, бобр, шмель, грач, сорока, лиса, кузнечик, сом .

11. Конкурс эрудитов.

  1. Как дышат растения ?
  2. Мыши, тараканы встречаются в домах. Можно ли их считать домашними животными ?
  3. Как питаются растения ?
  4. Приведите примеры приспособленности животных к различным условиям жизни.
  5. Как размножаются растения?
  6. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?
  7. Стрекоза – вредное или полезное насекомое?
  8. Как распространяются плоды и семена растений ?
  9. Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются?
  10. Что появляется из семени сначала при развитие растения?
  11. У кузнечика зеленый цвет – это его спасает. Приведите примеры когда окраска наоборот привлекает к себе внимание.
  12. Какой вред деревьям приносит сбор сока?
  13. Можно ли назвать насекомым паука?
  14. Какие деревья и кустарники цветут еще до распускания листьев ? ( Осина, ива орешник).
  15. Некоторые из насекомых едят самих себя. Не знаете ли вы кто это? (Саранча)

Итог игры

Жюри подводит итоги, объявляются результаты. Награждение победителей. Выставление оценок.

Литература:

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3кл.нач.шк.Ч.1 М.Просвещение,2008г (стр34-126)
  2. Кропочева Т.Б.Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе. Журнал Начальная школа №1-2002 (стр60)
  3. Круглов Ю.Г.Русские народные загадки, пословицы ,поговорки. М.Просвещение,1990г