Урок русского языка в 3-м классе по теме "Обобщение о сложных словах"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: организовать деятельность уч-ся для обобщения и систематизации знаний по данной теме; содействовать развитию навыка правильного письма, умению работать в группах.

Оборудование: учебник русского языка Н.В. Нечаевой,3класс, карточки для групповой работы, иллюстрации календарных месяцев.

Ход урока

I. Орг.момент.

II. Мотивация.

- Прочитайте текст на доске:

Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.

- Как вы понимаете эти строки? Я желаю вам не тратить ни одной минутки на уроке, стараться хорошо потрудиться с пользой для себя и других. Успехов вам!

III. Актуализация. Анализ содержания учебного материала.

На доске записаны слова, разделите их на 2 группы: дедушка, пригород, горный, приморский, луноход, забег, птицеферма, рыбак, перелётные, короед.

(1 гр.-слова с одним корнем, 2 гр.- слова с двумя корнями).

- Какую группу слов вы выделили бы ? Как вы думаете, какая будет тема урока? (сложные слова).Я позволю немного добавить: обобщение о сложных словах. Что значит обобщить?

Наша цель: вспомнить всё о сложных словах и применить знания на уроке.

- Какие слова называются сложными? Приведите примеры.

- Когда мы пишем соединительную букву о(е)?

- Всегда ли в сложных словах есть соединительная гласная? Почему? Приведите примеры.

Сложное слово- это целая картинка, наглядно представляющая ситуацию с помощью двух образов. По ним можно представить и саму картинку. Вспомните, как называют людей по их качествам и привычкам. Опираясь на данные слова, составьте сложные, запишите их в свою тетрадь, выделите корни, подчеркните соединительные гласные, объясните, как вы их понимаете. Почему их так называют?

Лежать, бок- …, белые, ручки- …, хлебать ,вода-…, тугой, думать-…, сладкая еда-…,скалить зубы-… .

IV. Физминутка. (учащиеся выполняют движения)

Чтоб глаза твои были зорче,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево, побыстрей.
Удивимся, что такое? И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро, словно стрелочка часов
Проведём глазами дружно, ну, а дальше, будь здоров!
Все теперь вы отдохнули, новая забота-
Сделать нужно на отлично классную работу.

V. Установление внутрипредметных и межкурсовых связей.

(работа в группах)

- Каждой группе нужно составить сложные слова и дать название получившейся группе слов.

1 группа

Синие глаза -…, белый снег -…, Чёрное море -…, золотые волосы -…, мыть до дыр -…, есть людей -… .

- Как называется ваша группа? (Сказочные герои).

2 группа

Варить кашу -…, сечь дрова -…, чистить трубы -…, ходить, море -…, ловить, рыба -…, варить сталь -… .

Как называется группа? (Занятия людей)

3 группа

Рог, нос -…, сорок ножек -…, ловить, муха -…, толстый лоб -…, мерить воду -…, рыть землю -… . (животный мир)

4 группа

Ходить везде -…, ходить, снег -…, возить па р-…, луна, ходить - …, сам, летать -…,

пар, ходить -… . (транспортные средства)

5 группа

Снег, падать -…, плоские горы -…, лёд, ходить -…, листья, падать -…, лес, степь -…, вода, падать -… . (природные объекты)

- А сейчас обратимся к календарю. Белогорцев Андрей подготовил сообщение о том, как на Руси характеризовали некоторые месяцы в году(презентация):

Сентябрь - златолист, листопадник, октябрь - листопад, ноябрь - листогной, февраль - вьюговей, бокогрей, март - зимобор, апрель - снегогон, водолей, июнь - хлеборост, разноцвет, июль - сенозарник, август - хлебосол, разносол, густоед.

- Спасибо, молодец!

6 группа

Составить сложные слова- имена прилагательные, относящиеся к внешности человека или описывающие животных: широкие плечи -…., низкий рост -…, короткая шерсть -…, твёрдый лоб-…, лёгкие мысли-…., любить мир-… .

VI. Самостоятельная работа

Учебник, упражнение 171, затем следует проверка, коррекция выполнения работы.

VII. Информация о домашнем задании.

С основой слова душа существует много сложных слов. Образуйте эти слова и попробуйте объяснить различия в их значениях (единодушие, великодушный и т.д.)

VII. Подведение итога урока.

- Какова была цель нашего урока? Что повторили? Не только повторили, но и,наверное, некоторые из вас узнали новые сложные слова.

VIII. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке, продолжив фразы:

а) доволен…

б) не совсем доволен…

в) недоволен…

- Всем спасибо, я вами довольна.

Презентация.