Урок литературного чтения: "Н.И. Сладков. "Дед Мороз"

Разделы: Литература


Цель:

  1. Познакомить с новым произведением, Н.И.Сладкова.
  2. Обобщить и систематизировать знания детей о времёнах года (весне и зиме), об их признаках.
  3. Расширить кругозор детей, развивать речь, мышление, отрабатывать навыки слежения, учить импровизации, развивать внимание, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Комплект текста “Дед Мороз”. Н.И.Сладкова
  • Комплект: викторин, характеристик, игра – Буриме.
  • Магнитофон, кассета с записями песен: текста.
  • Рисунки: “Весны и Зимы “(оформление доски).
  • Игра-оживление картины ( шапочки: подснежника, вербы, грача, автора)
  • Музыка для сопровождения творческой работы.

Ход урока.

Музыкальное сопровождение. ”Капель”.

Капель песенку поёт: кап, кап…
Только кто её поймёт: кап, кап, кап
Не поймём ни я, не ты.
Да, зато поймут цветы.
И, весенняя листва,
И, зелёная трава,
Лучше, всех поймёт зерно:
Прорастать начнёт оно!

Вступительное слово учителя:

Зовут меня Ирина Николаевна, я проведу у вас урок!

-Доброе утро всем!

-Доброе солнце смеётся!

-Самое лучшее в мире увидеть, как рождается день.

-В небе вспыхнул первый луч солнца, а ночная тьма тихонько прячется.

-Приветствует нас владыка мира!

-Как вы считаете, все сегодня на Земле проснулись вместе с нами?

(Это зависит от часового пояса)

-Расскажите, а как происходит ваше пробуждение?

(с большим неудовольствием, медленно, поэтапно) хочется досмотреть сон.

Вывод: Вам нравится сладкое пробуждение, медленное.

-А как просыпается природа?

-А что является главной причиной пробуждения, оживления?

(ярче светит солнце, изменяется температура….)

Сообщение темы:

Тема урока пройдёт под девизом: “ До свидания, зима! Здравствуй, весна!”

Как вы понимаете девиз урока?

(Встретились два времени года, потому что уже конец зимы и на подходе весенний месяц)

Вывод: Урок сегодня необычный, потому что происходит смена двух времён года. Весна наступает на пятки, а зима ещё не ушла.

-Сегодня на уроке у нас много памяток - помощниц, которые лежат на столе, пользуйтесь ими своевременно и аккуратно.

Следите за порядком на столе.

Работа в творческих группах:

Сейчас мы с Вами поработаем в творческих группах под музыкальное сопровождении.

Возьмите конверты в руки, познакомьтесь с заданием.

За каждую выполненную работу вы получаете часть от картины,

Части, которых нужно будет в завершении объединить в целостную картину.

Время работы заканчивается по истечению песочных часов.

1гр. Распределили по цвету солнышко по временам года. Укрась платье цветными кругами. Докажите используемые цвета.

2гр. Подбери соответствующие пословицы. Распредели их по временам года. Объясните одну из пословиц:

3гр. В викторине подчеркните правильный ответ. Проверите на доске. Объясните, какой ответ вас затруднил.

4гр. Подготовься самостоятельно к конкурсному чтению. Распредели роли. Оживи картину. Заповедь артиста лицом к зрителям. Расскажите о первых вестниках весны ( о граче, подснежнике).

5гр. Буриме. Проявляя своё творчество, опираясь на опорные слова, создайте рифму.

6гр. Распределите действия поведения характера по временам года. Приведите примеры из других произведений: Борьба за владение.

Итак: Вы хорошо справились с заданием, давайте создадим целостную картину.

( по одному человеку от команды).

Остальные ребята работают на местах, раскрашивают посланцев Весны: (каждый по-своему представлению)

А в конце урока по - желанию можете поздравить с наступлением Весны гостей, друг друга.

Первая группа:

Расскажите о своей картине.

Что изображено?

Какие признаки подтверждают это?

Вторая группа:

Что вы знаете о капельках?

(стихи, рассуждения и т.д.)

Итак: Сегодня на уроке мы много говорили о признаках Зимы и Весны. Многие писатели и поэты пишут и посвящают свои произведения описанию времён года, а мы сегодня с вами познакомимся с творчеством писателя-Н. И. Сладкова.

Он интересный человек, который много путешествовал, наблюдал.

О своих книгах он говорил так: Мои книги - это плоды моих увлечений. Я беру перо не только из желания познакомить читателя с малоизвестными явлениями в природе, мне хочется показать, что жизнь во всех её формах самое удивительное явление, что её надо беречь.

К его произведениям очень подходят высказывание Толстого:

Чтобы беречь землю, природу - Надо её полюбить, чтобы полюбить - надо её узнать. Узнав - невозможно не полюбить.

Сам же Сладков в своих произведениях отражает следующую цель:

Заставить природу – полюбить нельзя,

Помочь полюбить можно.

Обратите внимание на его произведения, которые я принесла к Вам на урок.

- Какие из них вам знакомы?

- Какие вы читали?

(“Плясунья”, “Лесные сигналы”, “Сторожевые колокольчики”, “Тайна скворечника”, “Лесные тайнички”)

Правило писателя очень подходит к нашему уроку:

  • Хочешь увидеть - стань неслышимым,
  • Хочешь услышать – стань неслышимым,
  • Хочешь узнать затаись.

Тема нашего урока: Произведение НИ. Сладкова “Дед Мороз”

Сейчас мы с Вами его прочитаем.

Подчеркнём слова, которые затрудняют ваше понимание.

Вслушайтесь, какой красивый текст. И Вам судить сказка это или рассказ.

Анализ произведения:

  1. Прочитайте слова, которые вас затруднили?
    (коллективное обсуждение лексического значения слов)
  2. Повторное чтение по образцам:
    Подчеркните слова действий Деда Мороза.
    Чтение методом кенгуру:
  3. Найдите и зачитайте описание солнца.
  4. Что манило Деда Мороза в лес?
  5. Почему автору удалось услышать Деда Мороза? (он очень наблюдательный)
  6. Найдите у автора соответствующее описание Весны (туман, иней, снег.)
  7. Как вы думаете, какая главная мысль произведения? (наступление весны).
  8. Так к какому литературному жанру относится это произведение?
  9. Подтвердите примерами из текста.
  10. Как автор передал настроение Дед Мороза? (Болезненное, грустное…)
  11. Какие звуки Зимы услышал автор? (захрустело, защёлкало, заухало…)
  12. Где раскрывается глубокий смысл произведения? (Зиме конец, Дед Мороз уступает, уходит.)
  13. Как писатель учит Вас видеть и открывать мир? (быть внимательными, видеть красоту, и любить природу.)

Итак: Дед Мороз ушёл всё-таки, а предоставил владения Весне?

Гипотеза: Можем ли мы сказать, что Зима плохая, а Весна хорошая?

Зима Весна
1.Покрывает землю. 1.Пробужение и оживление
2.Реки льдом.  2.Прилёт птиц.
3.Отдыхают растения.

Умозаключение: Всему своё время: Всё происходит постепенно, а не в одночасье.

Домашнее задание:

а) Кому захотелось продолжение сказки? (попробуйте сочинить)

б) Сочинение “ Какой я увидел весну?” (по желанию)

в) Прочитайте произведения, которые сходны с нашим произведением - “ Борьба за владения”.

г) Поиграем в рифму (желающие сочинить строки о признаках весны, зимы)

д.) Рисунки к теме нашего урока ( ваше представление, настроение, впечатление)

На нашем уроке пришла Весна на душе тепло и радостно и хочется петь.

Музыкальное сопровождением песня ”Веснушки”

-Всего вам доброго!

-И ещё раз с наступлением Весны!