Организация проектной деятельности по развитию тимуровского движения в разновозрастном детском коллективе

Разделы: Внеклассная работа


1. Актуальность и важность выбранной темы для  детского коллектива и социума.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации призывает обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и считает необходимым обеспечить «историческую преемственность поколений, воспитание патриотов России»,  строить воспитательную работу с учетом «отечественного опыта и традиций».

Основная воспитательная задача педагогического коллектива на современном этапе состоит в том, чтобы пробудить душу ребенка, вызвать у него стремление к духовному росту, потребность быть добрым, мудрым, честным, щедрым, милосердным, благородным. 

Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать поколение людей, на которых в дальнейшем можно с уверенностью опереться, рассчитывать на их помощь, поддержку и заботу?

Сегодня особенно остро встал вопрос о возрождении тимуровского движения. Оно поможет организовать разумный и созидательный досуг детей и будет способствовать воспитанию их в духе национальных морально-нравственных ценностей: патриотизма, чувства милосердия, сострадания и взаимопомощи, стремления трудиться на благо ближних. И начинать это воспитание нужно как можно раньше, с самого детства.

Считая данный вопрос актуальным в системе гражданско-патриотического воспитания молодого поколения, мы разработали проект  по развитию тимуровского движения в разновозрастном детском коллективе.

Цель работы: разработка проекта, направленного на формирование  морально–нравственных качеств  личности через включение в  социально–значимую деятельность гражданско-патриотической направленности.

Содержание работы реализуется в несколько этапов.

1-й этап. Организационный.  Создание орг. комитета из числа педагогов и старшеклассников с целью планирования, анализа  деятельности по проекту.

2-й этап. Исследовательский

3-й этап. Творческо-деятельностный (практический)

4-й этап. Информационный. Анкетирование, опросы, интервью.

5-йэтап. Заключительный. Подведение итогов работы по проекту.

2. Сбор и анализ информации по теме. Организационный этап проекта.

Перед началом работы по проекту необходимо:

  1. Провести анкетирование детей  с целью изучения мнений обучающихся о тимуровском движении и отношении к нему.
  2. Провести письменный опрос родителей «Отношение к тимуровскому движению».
  3. Собрать сведения о ветеранах ВОВ, проживающих в районе  школы, учителях школы, находящихся на заслуженном отдыхе.

План работы по проекту

№ п/п

Название дела

Сроки

Контингент

Ответственные

Консультанты

1.

Операция «Ветеран живет рядом»

октябрь

Ветераны ВОВ, педагоги школы,

Актив проекта Благодарная амять»

Руководители проекта, классные руководители.

2.

Агитбригада «Наш путь – милосердие»

октябрь

2-9 классы, родители

Совет дела

Учителя литературы

3.

Конкурс листовок, акция «Твори добро другим во благо!»
Акция

ноябрь

5 – 7 классы, Жители слободы «Ямская»

Совет дела

Учитель ИЗО, классные руководители

2.

Акция «Трудовой десант»

ежемесячно

Ветераны ВОВ, педагоги школы

Актив проекта, 8-9 классы

Руководители проекта,классные руководители.

3.

Внеклассное мероприятие.

«Аркадий Петрович Гайдар - любимых детских книг творец и  верный друг ребят».          

ноябрь

2-4 классы

Совет дела

Руководители проекта

4.

Литературно–музыкальная композиция «Россия – Родина моя!»

ноябрь

Ветераны Старооскольского дома–интерната для престарелых и инвалидов

Совет дела, 7-9 классы

Учитель музыки, учитель литературы

5.

Вечер встречи «Мы памяти вашей верны»

ноябрь

Ветераны ВОВ, педагоги школы

Совет дела, 5-9 классы

Учитель музыки, руководители проекта

6.

Конкурс фотографий «Герои былых времен»

декабрь

5-9 классы

Совет дела

Руководители проекта

7.

Заочная экскурсия «Третье ратное поле России»

февраль

1-9 классы

Совет дела

Руководители проекта

8.

Экскурсия в краеведческий музей

«Дорога жизни»

февраль

2-9

Актив проекта

Руководители проекта, классные руководители

9.

Торжественная линейка, посвященная Дню освобождения Старого Оскола

февраль

Ветераны ВОВ, педагоги школы,

1-9 классы

Совет дела

Руководители проекта

10.

Операция «Открытка в подарок» (в рамках празднования Дня защитника Отечества, Международного женского дня, дня Победы)

Февраль, март

Ветераны ВОВ, педагоги школы

Совет дела

Руководители проекта, классные руководители 1-4 классов

11.

КТД

«Этих дней не смолкнет слава»

май

Ветераны ВОВ, педагоги школы

Совет дела

Руководители проекта, классные руководители 2-9 классов

Аркадий Петрович Гайдар - любимых детских книг творец и  верный друг ребят.

Внеклассное мероприятие.

Ведущий 1. Гайдар! При этом звонком имени добрая улыбка озаряет лица многих людей. Пожилой человек вспомнит сказку про Горячий камень и расправит морщины: жизнь прожита не напрасно; юный вспомнит романтику тимуровских дел, малыш — веселые проказы славных мальчишек Чука и Гека.

Ученик.

Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.
Ты повесть школьную открой —
Гайдар ее писал:
Правдив той повести герой
И  смел, хоть ростом мал.
Живут сегодня среди нас
Тимур, и Гек, и Чук.
Их по поступкам узнают,
И это не беда,
Что по-гайдаровски зовут
Героев не всегда.
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель, Фронтовик
И  Гражданин — Гайдар...

Ведущий 2. Гайдар — это псевдоним писателя. И выбран он был не случайно. Когда в давние времена шли в поход воины-конники, они высылали  вперед всадника или «верхового». Этот  всадник, скачущий впереди всех, назывался Гайдаром. Таким дозорным своей страны и армии Гайдар всегда хотел быть.

Ведущий 1. Настоящая фамилия писателя — Голиков. Родился он 22 января 1904 года в городе Льгове, откуда вскоре семья Голиковых перебралась в Арзамас.

В четырнадцать лет он вступил в ряды Красной армии. Но из-за ранений в двадцать лет был уволен в запас. С тех пор Аркадий Петрович стал писать.

Гайдар много времени проводил с детьми. И ребята доверчиво тянулись к нему, как будто Гайдар владел какой-то тайной, которая привлекала к нему детей и во дворе, и в школе, и на улице.

Ведущий 2. Незаметно Гайдар наполняет душу читателя хорошим. А это хорошее — прежде всего любовь к нашей Родине. Писатель все время обращается к сердцу своих маленьких героев, вызывает в них гордость за на­шу великую отчизну, укрепляет в них мужество и веру в собственные силы.

Назовите, из какого произведения взяты строки.

Ученик. «В просвете мелькнула еще одна тень. Все обернулись и расступились. И перед Женей стал высокий темноволосый мальчуган в синей безрукавке, на груди которой была вышита красная звезда. «Тише, Женя! — громко сказал он. — Кричать не надо. Никто тебя не тронет. Мы с тобой знакомы. Я Тимур...» («Тимур и его команда»).

Демонстрация детских рисунков к этому произведению.

Учитель. Однажды Гайдар сказал: «Хочется мне написать для ребят что-то очень хорошее. Рассказать им, какое это счастье жить в Советской стране, на нашей замечательной земле. Хочется, чтобы ребята с детства учились любить Родину, честно жить и честно трудиться, беречь ее и защищать». Через несколько дней он начал работу над книгой «Тимур и его команда».

Ведущий 1. Герой книги Тимур придумал чудесную форму помощи нашей армии. Он со своими сверстниками окружил тайной заботой тех, кого вынуждены были оставить отцы и братья, ушедшие в армию. Детский писатель Гайдар указал ребятам простой и добрый путь, как стать нужным людям и помочь им. И не случайно люди запоминают не дурной пример Мишки Квакина, а добрые дела Тимура.

Инсценировка детьми встречи Тимура и Квакина. Два ученика идут навстречу друг друга.

Квакин. Здорово, комиссар! Куда так торопишься?

Тимур. Здорово, атаман! К тебе навстречу.

Квакин. Рад гостю, да угощать нечем. Разве вот это (протягивает Тимуру вынутое из-за пазухи яблоко).

Тимур. Ворованные? (Надкусывает яблоко.)

Квакин. Они самые. Сорт «Золотой налив». Да вот беда, нет настоящей спелости.

Тимур. Кислятина! (Бросает яблоко.) Послушай, ты на заборе дома 34 вот такой знак видел? (Показывает на звезду, вышитую на безрукавке.)

Квакин. Ну, видел. Я, брат, и днем и ночью все вижу.

Тимур. Так вот: если ты днем или ночью еще раз такой знак где-либо увидишь, то беги прочь от этого места, как будто тебя кипятком ошпарили!

Квакин (растягивая слова). Ой, ко­миссар! Какой ты горячий! (Резко.) Хватит, поговорили!

Тимур. Ой, атаман, какой ты упрямый! А теперь запомни сам и передай всей шайке, что этот разговор у нас с вами не последний.

Ведущий 2. Гайдар показал, что добрые и полезные дела герои его повести совершают увлеченно и с удовольствием, а главное — сами, совершенно самостоятельно.

Ведущий 1. В начале 40-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда» в стране стали появляться  тимуровские движения.

Ведущий 2. Освободительная борьба советского народа против фашизма явилась мощным   стимулом  развития тимуровского движения, возникшего ещё в мирное время. «День рождения» этого изумительного по своей природе и направленности движения вполне определенно датируется временем появления на экранах страны (1940) кинокартины «Тимур и его команда» (сценарий А. Гайдара, постановка режиссера А. Разумного).

Ведущий 1. Исключительная популярность фильма объяснялась не только жизненностью образа его главного героя, сразу же переступившего рамки экрана, ставшего идеалом и примером для многих тысяч своих сверстников. Главное заключалось в том, что фильм ответил на самые горячие  патриотические стремления советских детей - быть полезным Родине не после  окончания школы, а теперь, немедленно. Фильм раскрыл детям романтику их простых дел, заставил всмотреться в окружающую жизнь, быть чуткими и   внимательными.

Ведущий 2. Звание «тимуровец» обязывало, оно действовало на ребят дисциплинирующее,  ярко отражало лучшие черты, свойственные школьнику:

  • неуемную жажду деятельности
  • благородство
  • мужество
  • умение постоять за свои интересы

Ведущий 1.  В годы Великой Отечественной войны 1941—45 тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и др. внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев.

Ведущий 2. Тимуровцы шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны; в послевоенный период они оказывают помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживают за могилами погибших воинов. В 60-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Каневе (УССР) организована библиотека-музей им. Гайдара.

Ведущий 1. В произведениях Гайдара счастье служения Родине и счастье личное — единое, одно целое.

Гайдар прожил недолгую жизнь: он по­гиб 26 октября 1941 года, защищая Родину. Было ему тогда тридцать семь лет. Но и за эти недолгие годы он и книгами, и жизнью сумел сказать читателям о самом главном: о долге и верности, о дружбе и об огромной любви к Родине.

Когда несется звук фанфар
И флаг на мачте ждет подъема,
Нам вспоминается Гайдар,
Мы слышим шаг его знакомый.

На косогоре у Днепра
Могила тихая Гайдара,
А он у каждого костра
Сидит, зажмурившись от жара.

Он в пионерских лагерях
Живет бессменно, как вожатый,
Его читают на морях
В учебных плаваньях ребята.

Веселый молодой народ
Его уносит с книжных полок.
Его берут с собой в поход
Юннат и будущий геолог.

Он никогда не будет стар.
В глаза читателям с портрета
Глядит смеющийся Гайдар,
В шинель походную одетый.
С. Маршак. Наш Гайдар.

Классный час, посвященный дню освобождения Старого Оскола от немецко – фашистских захватчиков.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Мирный труд людей был прерван вероломным нападением фашистской Германии. Когда прогремел призыв «Вставай, страна огромная!», настало время каждого выполнить свой долг перед Родиной.

В Старом Осколе прошла волна митингов протеста против нападения фашистской Германии. В первые месяцы войны добровольно ушло на фронт более тысячи старооскольцев.

Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней сигареты.

Зима 1941-1942 прошла в напряжении. Старый Оскол был перевалочным пунктом. Через город прошли сотни тысяч бойцов, направляющихся на фронт. В июле 1942 года фашисты захватили Старый Оскол. Семь месяцев черной оккупации пережил город. Было казнено и замучено более 500 человек, 2700 мирных жителей угнано в германию.

Город был в оккупации тридцать недель-
За преграду не выйти никак.
Даже здесь, без боев, было много смертей-
Непокорных расстреливал враг.
А народ не терпел, восставал против зла,
В услужении быть не хотел.
Всех фашистская сила убить не могла-
НЕ страшили петля и расстрел.

Несмотря на зверства фашистов, старооскольцы не стали перед ними на колени, не пали духом. Росла их ненависть к захватчикам. Они мстили немцам, как могли.

В январе 1943 года на территории нашего края шли кровопролитные бои.

Шли танки…
И земля дрожала.
Тонула в грохоте стальном.
И танковых орудий жала
Белесым брызгали огнем.
На батарее ад кромешный!
Земля взметнулась к небесам.
И перебито, перемешано
Железо с кровью пополам.

Шли бои и в нашем родном городе.
Горел мой город, и седая стужа
Кипела на тугой стальной броне.
Сороковая армия все туже
Сжимала горло немцев,
И в огне,
Чернея на снегу, валялись трупы.
Багровая заря увязла в дым.
Горячий пепел жег солдатам губы-
Нелегкая судьба досталась им.

5 февраля 1943 года части 107-й и 340-й стрелковых дивизий решительным штурмом освободили Старый Оскол от немецко-фашистских захватчиков. Немало лет прошло с тех февральских дней. Но и сегодня время не властно над памятью человеческой.

В кровавом зареве закат
Напомнит нам лихие беды.
И не забыть нам тех солдат,
Что жизнь отдали для Победы!

Они стоят передо мной,
И молодые, и седые.
Я отдаю поклон земной
Твоим сынам, моя Россия.

В их честь горит огонь живой,
В их честь развернутое знамя.
Они ушли в последний бой,
Но навсегда остались с нами.

Я не был на войне, но твердо знаю,
Что жаркие бои шли в рудном крае.
Теперь гремят в карьерах мирно взрывы,
И раны хлебом залечили нивы.

Но снятся ветеранам канонады,
Находят боевых друзей награды,
А матери все ждут и не дождутся,
Когда сынки домой с войны вернутся.
И журавли над лесом низко-низко
Трубят протяжно песню обелискам.

Пускай, имена их тебе неизвестны,
А почесть они заслужили по праву-
Стояли здесь насмерть-
И храбро, и честно,
И вечный огонь им,
И вечная слава!

Наш город- это дом, который передали нам наши отцы и деды. А мы передадим его своим детям, которые будут преумножать его красоту и величие.

Мы сердцами к тебе приросли,
Юный, древний, любимый наш город,
Стой же крепко на тверди земли,
Будь здоров, энергичен  и молод.

Город, многая лета тебе!
Будь же вечно полуденно светел.
Благодарен счастливой судьбе,
Ввысь шагай по ступеням столетий.