Урок – деловая игра "Корректор"

Разделы: Русский язык


Оборудование урока: интерактивная доска, раздаточный материал.

Цели урока:

  • познакомить учащихся со специальностью «корректор» и значением этой профессии в нашей жизни;
  • научить детей «править» текст, видеть его недочёты;
  • развивать культуру речи;
  • обобщить знания по теме «Местоимение»

Ход урока

Учитель: Представьте себе, что вы великий ученый – физик , который открыл новый закон. Он родился в вашей голове, и вы спешите изложить на бумаге результаты своего труда. Или вы поэт, который сочинил прекрасное стихотворение. Вы хотите сохранить свое творение для будущих поколений, подарить его другим людям. И вдруг… Вы открываете книгу со своим творением, читаете. Гордость вдруг сменяется ужасом и разочарованием. Одна досадная ошибка или описка при печати – и ваше гениальное творение становится посмешищем, а новый физический закон – набором цифр. «До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство - точность изложения ваших мыслей на бумаге! Надо развивать в себе эту полезную способность», - так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Росс, корректор по профессии.

Встречалось ли вам в жизни слово «корректор»? Где? Вот определение этого слова в «Толковом словаре» Ожегова:

КОРРЕКТОР- работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуру (т.е. исправляющий ошибки на оттиске типографического набора) 

В течение урока каждый из вас будет выполнять обязанности корректора. Поэтому давайте выясним, какими данными должен обладать корректор.

- Итак, вы корректор. Вы пришли на работу и видите перед собой несколько заданий    от редактора журнала, в котором вы работаете

Задание 1

На доске загадка:

На окне стоит горшок,
А в горшке растет цветок.
Посмотреть – не разберешь:
Не растение, а еж.

Выписать из загадки слова с орфограммами, обозначить их.

Задание 2

Перед вами стихотворение болгарского поэта И.БОСЕВА. Это как бы письмо не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в нем, исправьте их. Какие орфограммы не усвоила Оля?

ЖАЛОБА.

Дядя, прошу тебя, помоги
Твоей племяннице Оле
А то небудет ее наги
В этой противной школею
Мне вчера за дектант на слова
Учитель поставил два
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прчитать.
Попроси его, дядя, исправить двойку
И поставить мне пять.

Найти слова, которые проверяются с помощью других правил.

Задание 3

- Корректору очень часто приходится пользоваться  «Орфографическим  словарем».

Проверьте написание следующих слов по словарю: атм…сфера, пр…фе..ия, ув..ртюра, г…раж, иску…тво, с…лфетка, р..клама, тип..графия, с..лдат, ко..ерческий

Задание 4

- Человек, исправляющий чужие ошибки, сам не должен допускать их. В редакцию вашего журнала или газеты прислали такой вопрос:

Два ученика вошли в класс и увидели на доске остатки склонения одного местоимения:

И. сам

В. самого

Р. самого

Т. самим

Д.  самому

П..( о самом)

В именительном падеже часть слова была стерта, ударение не было обозначено. Ребята заспорили. Одни утверждали, что здесь даны косвенные падежи определительного местоимения «сам», а другие настаивали на том, что на доске даны косвенные падежи местоимения «самый». Кто из них прав?

- Просклоняйте оба местоимения, и вы определите, кто из ребят прав. Не забудьте поставить ударение.

Задание 5

Известного французского писателя вызвал на дуэль безграмотный писака.  Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

- Предоставляю вам право выбора оружия.

- Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы уже убиты.

ДАВАЙТЕ С ВАМИ ПРОВЕДЕМ ОРФОГРАФИЧЕСКУЮ ДУЭЛЬ:

ДИКТАНТ С ВЗАИМОПРОВЕРКОЙ (работа в парах)

НИКОМУ НЕ ПРЕОДОЛЕТЬ, НИЧЕГО НЕ ВОЗВРАЩАЙ, НЕ О ЧЕМ РАССПРАШИВАТЬ, НЕЧЕГО РАССКАЗЫВАТЬ, КОЕ-ЧТО НЕОБЪЯСНИМОЕ, РАССЕРДИТЬСЯ КОЕ НА КОГО, ЧЬИ-ТО НЕДОСТАТКИ, КТО-НИБУДЬ НЕ МЕСТНЫЙ, А ИНОГОРОДНИЙ.

Задание 6

Светло и ярко солнце светит
Но загрустил Ошибкин Петя.
Глядит мечтательно в тетрадь:
- Вот если б получить мне пять.

- Проверьте работу Ошибкина, помогите ему получить «пятерку» (устная работа)

1. В слове «дуб» 3 звука: (д),(у),(б)

2. На жёлтых (листьях) – прилагательное, начальная форма - желтый, относительное, употреблено в род.п., мн.ч., муж.рода.

3.Разряды местоимений: мне(личн.), себя(возвр.), такой(определительное), нечто(отрицательное), некого(неопред.), кто-то(неопред.), твой(личное)

Учитель: Сегодня на уроке мы говорили о профессии корректора. Выяснили, какими качествами должен обладать человек этой профессии.

Каждый из вас побывал в этой роли и, надеюсь, понял, что исправлять чужие ошибки -  сложная и кропотливая работа. Сложная, но интересная, творческая. Залог успеха в работе корректора - отличное знание русского языка, внимательность, аккуратность. Но только ли корректору необходимы эти качества? Уверена, что каждому из вас, какую бы профессию вы ни избрали, они помогут в жизни, в работе, в общении.

Домашнее задание

Выписать из «Орфографического словаря» 4-5 слов и составить с ними предложения.