Методическое пособие для педагогов и родителей по сенсорному развитию детей раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Часть 1. Развивающие игры

1. Цель: формировать восприятие цвета, формы, величины предметов.

Задачи:

  • Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый); размера (большой, маленький); форм (куб, шар, конус), геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник посредством зрительного и осязательного обследования, сравнения.
  • Учить детей группировать предметы по одному из признаков: форме, цвету, величине.
  • Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
  • Развивать мелкую моторику.

Ход занятия

Воспитатель надевает на себя Куклу. Кукла яркая, привлекательная. В платье Куклы использована ткань основных цветов. Сарафан украшен геометрическими фигурами, различными по цвету, форме, размеру.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Меня зовут Маша. Какие вы красивые, какие вы хорошие! Вы мне очень нравитесь! А я вам понравилась? Посмотрите, какой меня чудесный сарафан. Какого он цвета? А какими фигурами он украшен? (круг, квадрат, треугольник). Найдите на моём сарафане круг синего цвета…, квадрат красного цвета…

– Со мною пришли весёлые геометрические фигуры, они хотят поиграть с вами в прятки. (Выкладывает плоскостные фигурки в виде человечков.) А ну-ка, закройте глазки! (Убирает одну фигуру.) Кто ушёл?

– А ещё у меня есть красивая коробочка. Что в ней? Давайте, отгадаем!

(Дети запускают руку в коробочку, на ощупь узнают, называют, показывают тела – кубы, конусы, шары).

Физкультминутка

Кукла достаёт баночку с мыльной водой, пускает пузыри. Дети подпрыгивают, ловят пузырьки. Сравнивают пузыри по размеру.

– Прислушайтесь, кажется, кто-то пыхтит. Слышите? “Пых, пых, пых”. Это ёжики. (Достаёт плоскостных ежей разного цвета). Они грустные, у них осыпались иголочки. Надо каждому ёжику прищепнуть его иголочку (раздаёт детям прищепки аналогичного цвета).

Мне очень у вас понравилось, но пора идти домой. На прощанье я хочу сделать вам подарок (приносит разные по цвету воздушные шары). Дети называют цвет шара, Маша раздаёт шары.

Оборудование:

  • Объёмная Кукла,
  • Весёлые фигурки.
  • Волшебная коробочка с прорезью для доставания тел (куба, конуса, шара)
  • Мыльные пузыри,
  • Плоскостные ежи с прищепками,
  • Воздушные шары.

2. Знакомство с цветом предметов

Цель: Накапливать у детей цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятиям.

Материал: Ведерко с крышкой, комплект мелких предметов красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цвета (помидор, апельсин, лимон, огурец, слива, цветок, жук, снеговичок). Высота ведерка – 12 см, размер предметов-вкладышей – 3–4,5 см. Предметы яркие, их окраска примерно одинаковой насыщенности.

Ход занятия

Показывая ребенку ведерко, воспитатель предлагает открыть его и посмотреть, что там. Малыш снимает крышку, достает мелкие предметы и с помощью взрослого раскладывает их на столе таким образом, чтобы они были в поле его зрения и не закрывали друг друга. Воспитатель называет те игрушки, которые ребенок вынимает из ведерка, отмечает, какие они красивые. Предметы размещаются на столе в соответствии с цветовой характеристикой: слева перед ребенком красный помидор, затем оранжевый апельсин, далее желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива, фиолетовый цветок. Черного жука и белого снеговика размещает сам ребенок. Предоставив возможность полюбоваться яркими игрушками, воспитатель предлагает малышу снова собрать их. Придвинув к малышу ведерко, воспитатель сначала сам кладет туда одну игрушку, малыш следует его примеру. Когда все игрушки будут собраны, ведерко закрывается крышкой. Если ребенок проявляет интерес к предметам, то педагог вместе с ребенком встряхивает ведерко, перемешивая в нем игрушки. Малыш снова открывает ведерко и достает игрушки, размещая их на столе. Поведение детей на занятии воспитатель регулирует словами: открой, достань, положи, закрой. Важно поддержать интерес и радостные эмоции ребенка, выражая свое отношение к его действиям: “Молодец!”, “Правильно”, “Красивая у тебя игрушка”. Цель занятия считается достигнутой, если ребенок охотно вынимает и вкладывает предметы в ведерко, открывает и закрывает крышку ведерка, положительно относится к указаниям взрослого, проявляет интерес к игрушкам разного цвета. У многих детей может наблюдаться избирательное отношение к тому или иному цвету. Это зависит от их предшествующего опыта. На одном занятии, которое длится 5–8 мин, задание может выполняться дважды. С детьми старше 10 мес. занятие повторяется 3–4 раза в зависимости от их интереса. На втором году жизни занятие проводится дважды.

3. Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы

Цель: Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.

Материал: Палочки 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого. Подгруппа детей обеспечивается дидактическим материалом из расчета по 10 палочек (5 одного и 5 другого цвета) на каждого ребенка.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям 5 палочек одного (синего) и 5 палочек другого (красного) цвета, перемешанных произвольно. Внимание детей фиксируется на том, что палочки разные. Показывая детям палочку красного цвета, воспитатель объясняет, что у него еще есть палочки такого цвета. Продемонстрировав предмет синего цвета, он говорит, что у него есть игрушки и такого цвета. Затем педагог группирует предметы, откладывая палочки одного цвета в одну, а другого в другую сторону. Воспитатель показывает каждый предмет, сопровождая его словами такой цвет, разные. Так, показав детям палочку красного цвета, он поясняет, что у него уже отложен в сторону предмет такого же цвета. Приложив одну палочку красного цвета к другой такой же, воспитатель поясняет, что предметы одинакового цвета, и кладет их вместе.Таким же образом детям показывается прием группировки объектов синего цвета. После общего объяснения и показа воспитатель выясняет, как каждый ребенок понял задание. Он подзывает к своему столу кого-либо из детей и предлагает взять любую палочку, рассмотреть ее, а также две группы предметов, уже рассортированных, определить, куда надо положить данный предмет. Когда ребенок найдет идентичную по цвету группу и присоединит к ней свой предмет, ему можно предложить взять палочку другого цвета и выполнить задание еще раз .Воспитатель приглашает к своему столу остальных детей и предлагает им по очереди выполнить задание таким же образом, как это делал первый ребенок. Затрудняющимся ребятам он помогает словесной инструкцией. Может быть также использован прием прикладывания объектов вплотную для установления их тождества или различия. Дальше в ходе занятия воспитатель раздает малышам индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Дети оперируют с предметами следующих цветовых сочетаний: красный – синий, желтый – зеленый, черный – белый, оранжевый – фиолетовый. После того как дети рассортируют палочки предложенного цвета, им предоставляется возможность выполнить задание еще 1–2 раза, но уже с новыми сочетаниями более близких цветовых тонов: красный – оранжевый, оранжевый – желтый, желтый – зеленый, зеленый – синий, синий – фиолетовый и т. д.Если кто-либо из детей будет употреблять слова – названия цвета неправильно, то воспитатель должен поправить ребенка, но требовать от детей обязательного их запоминания и употребления не следует. Так, если ребенок оранжевый цвет называет красным, то воспитатель говорит: “Нет, это не красный, это оранжевый. Такого цвета бывают морковка и апельсины”. Пояснение должно быть кратким, не отвлекающим от выполнения задания ни данного ребенка, ни остальных детей. Занятие длится 10–12 мин, проводится с детьми 1 раз.

4. Размещение вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях(для детей, начинающих обучение с 2х лет)

Цель: Закреплять умение группировать объекты по величине, обучать детей соотносить разнородные предметы по величине, осуществляя выбор из 2 величин одинаковой формы.

Материал: 6–8 решеток с большими и малыми отверстиями и комплектами соответствующих вкладышей. В каждой решетке имеется 4 больших и 5 маленьких отверстий.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям решетку с большими и маленькими круглыми отверстиями, затем большие и маленькие круглые вкладыши. Поясняет, что в решетке есть разные окна, большие и маленькие, вкладыши тоже разного размера и ими можно закрыть все, окна: большими – большие, маленькими – маленькие. Воспитатель размещает по одному большому и маленькому вкладышу в соответствующих гнездах. Далее взрослый обращает внимание детей на то, что если вкладыш окажется не на своем месте, то окно будет закрыто плохо. После показа и объяснения педагог приглашает к своему столу по одному всех детей и предлагает каждому взять большой вкладыш, закрыть им соответствующее отверстие. Затем дает ребенку маленький вкладыш и снова предлагает закрыть окно, но теперь уже другой величины. Потом воспитатель раздает детям индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Одни дети размещают в соответствующих отверстиях большие и маленькие круги, другие оперируют с большими и маленькими квадратами, третьи – с овалами, четвертые – с прямоугольниками, пятые – с треугольниками. При дифференцированном подходе младшие дети вначале размещают круглые вкладыши, которые входят в гнезда легко. Только потом этим детям дается другой материал. Более старшим детям воспитатель сразу может предложить для размещения в отверстиях большие и маленькие квадраты или прямоугольники, где требуется не только соотнесение по величине, но и пространственное соотнесение углов и сторон разнородных предметов: вкладышей и отверстий. Тем детям, которые затрудняются при вкладывании квадрата в квадратное отверстие, воспитатель помогает: взяв своей рукой руку ребенка, поворачивает предмет до совмещения углов и сторон. Детям, разместившим вкладыши одной разновидности, предоставляется возможность выполнить задание еще раз, но уже с другим материалом. Так, если ребенок вначале размещает круглые вкладыши разной величины, то ему можно предложить квадратные вкладыши, затем треугольные или прямоугольные. Таким образом, на одном занятии дети могут выполнить задание 2–3 раза, оперируя всякий раз с разнообразными предметами. Занятие проводится 1 раз, длится 10–12 мин.

5. Нанизывание больших и маленьких колец.

Цель: Обращать внимание детей на величину предметов, учитывать это свойство при выполнении действий с игрушками; формировать умение правильно ориентироваться на слова большой, маленький.

Материал: Однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера. Диаметр большого кольца – 4,5 см, маленького – 3 см.

Ход занятия

Показывая детям пирамидку, воспитатель говорит, что она красивая, состоит из колец. Начинает разбирать пирамидку, снимая маленькие кольца. Объясняет: “Вот маленькое колечко и еще маленькое колечко” и т. д. Снятые кольца размещает справа от стержня.

6. Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия.

Цель: Учить детей обращать внимание на форму предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий с игрушками.

Материал: Коробка с отверстиями разной формы: круглой и квадратной. Кубик 4,4х4,4х4,4 см и шарик диаметром 4,5 см. (Шар не должен проходить в отверстие для кубика, а кубик в круглое окно.)

Ход занятия

Воспитатель показывает детям коробку с отверстиями разной формы. Обводя рукой круглое отверстие, поясняет, что есть такое окошко; обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и такое окошко. Затем предлагает детям обвести рукой эти отверстия, акцентируя внимание на том, что они разные: такое и такое. Последние слова совпадают с жестом, обводящим форму отверстий. После этого; педагог показывает шарик и объясняет, что его можно опустить в окошко. Предлагает детям поискать это отверстие.

7. Нанизывание колец на стержень.

Цель: Учить детей простым действиям с предметами: надевать кольцо с широким отверстием на стержень. Совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем. Формировать у малышей положительное отношение к занятиям.

Материал: Стержень высотой 20 см, укрепленный на основании; вершина стержня закругленная. 5 колец диаметром от 3 до 5 см с большими отверстиями.

Ход занятия

Воспитатель (родитель, взрослый) показывает ребенку кольца, обращая внимание на их эстетический вид. Затем 1 кольцо дает малышу рассмотреть и поиграть. После этого показывает стержень, который подвигает ближе к ребенку, и демонстрирует нанизывание колец. Такое же действие должен выполнить и ребенок. Если малыш затрудняется, педагог предлагает ему надеть колечко вместе: мягким жестом берет руку ребенка, в которой тот держит кольцо, и направляет отверстие кольца к вершине стержня. Важно, чтобы ребенок охотно позволял воспитателю руководить его рукой. В ходе занятия малыш поочередно надевает еще 3 кольца, воспитатель помогает ему.

8. Знакомство с формой предметов.

Цель: Учить детей выполнять простейшие действия с предметами. Обращать их внимание на сенсорную характеристику игрушек, вызывая эмоционально-положительный отклик.

Материал: Ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок (кирпичик), грибочек, цилиндр, яичко, мячик. Высота ведерка – 10–12 см; размер предметов для вкладывания – 3–5 см.

Ход занятия

Взрослый показывает ребенку ведерко, закрытое крышкой, и поясняет, что в нем что-то есть. Снимая крышку, демонстрирует предметы, находящиеся в ведерке. Они лежат в такой последовательности, чтобы ребенок мог достать вначале более устойчивые предметы – кубик, брусок, пирамидку, грибочек; затем катающиеся – цилиндр, яичко, мячик.

Педагог предлагает малышу опустить руку в ведерко и достать какую-нибудь игрушку. Ребенок вынимает кубик или брусок. Взрослый радостно восклицает: “Какая красивая игрушка! Молодец, что достал ее из ведерка!” – вызывая у малыша эмоциональный отклик.

Предоставив возможность рассмотреть кубик, поиграть им, педагог просит малыша положить его на стол и обращает внимание на то, что он стоит устойчиво. Напоминает, что в ведерке есть и другие игрушки, можно достать еще что-нибудь.

В процессе занятия ребенок накладывает кубик на кирпичик и ставит на него пирамидку или грибочек. По собственной инициативе он может попытаться наложить один на другой круглый и овальный предметы, постигая на практике, что они не накладываются, но зато хорошо катаются.

Когда все предметы будут рассмотрены, можно сложить их в ведерко. Вначале взрослый проделывает это сам, затем подключает ребенка, далее полностью предоставляет ему инициативу. Если же малыш пассивен на занятии и не проявляет желания сложить игрушки, педагог может мягким движением обхватить руку ребенка своей рукой и таким образом выполнить все необходимые действия. Важно, чтобы у ребенка при этом было хорошее настроение.

Занятие заканчивается складыванием всех игрушек в ведерко. Если ребенок откажется, взрослый делает это сам. Особенно понравившуюся игрушку, например, мячик, можно оставить для самостоятельной игры.

Иногда малыш изъявляет желание снова достать игрушки. В этом случае занятие повторяется. Общая продолжительность занятия не должна превышать 5–8 мин.

Занятие может проводиться с одним и тем же материалом 3–4 раза. При частичной или полной смене игрушек оно бывает интересным более длительный период.

Данное занятие интересно и доступно детям в возрасте 9 мес. и старше: с малышами первого года жизни оно проводится индивидуально, а начиная с 1 г. его можно проводить с 2–3 детьми одновременно.

Часть 2. Сценарий занятия.

Сценарий занятий по развитию сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста.

Интегрированное занятие: “Прокати мяч в ворота”.

Цели:

  • Закрепить представления о размерах предметов (большие, маленькие).
  • Активизировать слова “большой”, “маленький”, “много”.
  • Закрепить знание цвета – красного.
  • Учить внимательно, слушать воспитателя, действовать в соответствии с указаниями, воспитывать выдержку, умение выполнять действие поочередно.
  • Учить детей наносить клей на изображение, прикладывать изображение проклеенной стороной к бумаге, прижимать его ладонью и разглаживать салфеткой.
  • Учить располагать изображение на листе бумаги.

Оборудование:

  • Одинаковые по высоте и ширине ворота;
  • Мячи красного цвета, но разные по величине (большие и маленькие), по 1-2 на каждого ребенка;
  • Красные круги (диаметр 2см и 5см) по 2 шт. на каждого ребенка;
  • Лист плотной белой бумаги большого формата для коллективной работы;
  • Клей-карандаш; салфетки; образец аппликации “мячики”.

Ход занятия

1. Организационный этап

Воспитатель (дети стоят в кругу): Сегодня на занятии мы будем играть с мячиками, клеит кружочки. Сначала давайте поиграем. Становитесь в кружочек.

Воспитатель читает стихотворение.

Девочки и мальчики, прыгают как мячики.
Ножками топают, руками хлопают.
Головой кивают, а после отдыхают.

(Дети повторяют слова за воспитателем и выполняют движения).

2. Основной этап

Воспитатель: А теперь садитесь за столик. Посмотрите, что у нас есть.

(Показывает ворота для мячей). Это ворота. Они одинаковые по размеру: по высоте и ширине. Давайте сравним. Поставим рядом. (Сравнивают ворота).

Воспитатель: Ребята, а что у нас лежит в корзине?

Дети: Мячи. (Воспитатель предлагает каждому из детей повторить ответ).

Воспитатель: Молодцы, правильно, в корзине лежат мячи. А сколько мячей в корзине?

Дети: Много! (Если дети не смогут сказать, то помогает воспитатель).

Воспитатель: Давайте скажем: “Много мячей”. (Дети, поочередно, повторяют в зависимости от уровня развития речи, либо всё предложение, либо словосочетание “много мячей”, либо одно слово “много”. Повторяют хором и индивидуально).

Дети: Много.

Воспитатель: Ребята, а какого цвета мячи?

Дети: Красные мячи.

Воспитатель: Саша, какого цвета мячи?

Саша: Красные.

(Аналогичные вопросы задаются каждому из детей).

Воспитатель: Ребята посмотрите, у нас есть мячи разной величины: есть маленькие, а есть и большие. (Сначала показывает маленький, затем большой мячик). Максим, это какой мяч по величине?

Максим: Большой.

Воспитатель: Маша, а это какой мяч?

Маша: Маленький.

(Вопрос задается каждому ребенку. Если дети затрудняются в самостоятельном ответе, то воспитатель сам называет величину мяча и предлагает ребенку повторить слово или словосочетание. Например: Оля, то какой мяч по величине? Это большой мяч. Скажи “большой мяч”. Молодец! Это большой мяч и т.д.)

Воспитатель: Ребята давайте поиграем с мячиками. Большие и маленькие мячи будем прокатывать в одинаковые ворота. Посмотрите, ворота у нас одинаковые. Миша, выбирай, какой ты покатишь мяч. Какой это мяч по величине?

Миша: Большой.

Воспитатель: Правильно, это большой мяч. Прокати его в ворота! (Ребенок прокатывает мяч в ворота).

Воспитатель: Арина, возьми маленький мячик. И прокати его тоже в ворота. Какой ты взяла мячик?

Арина: Маленький мячик. (Ребенок прокатывает мяч в другие ворота).

Воспитатель: Ребята, какие у нас мячи по величине?

Дети: Большие и маленькие.

Воспитатель: А какие у нас по размеру ворота?

Дети: Одинаковые.

Воспитатель: Молодцы! Правильно! Мячи у нас большие и маленькие. А ворота одинаковые.

(Воспитатель с детьми ещё раз сравнивают ворота, показывают большие и маленькие мячики).

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в игру: “Воздушный шарик”. Становитесь в кружок, держим друг друга за ручки. Небольшими шагами отходим назад, постепенно расширяя круг, на расстояние вытянутых рук и произносим слова:

Раздувайся шар мой.
Раздувайся большой.

Все останавливаются, держась за руки и образуя большой круг.

Воспитатель:

Оставайся такой
И не лопайся!

Воспитатель (уточняет): “Смотри, какой большой шар мы надули! И все вместе: “С-с-с-с!”. Не отпуская рук, все сбегаются в середину. “Сдулся наш шар! – говорит воспитатель. – Надуем ещё раз” – и повторяет слова игры.

Правила: дружно отходить назад, не тянуть друг друга, выполнять движения по сигналу, двигаться по всей комнате.

Воспитатель: Дети, посмотрите, наши красные мячики покатились по полу. Давайте, соберем мячики в коробку. (Дети собирают мячики в коробку. Потом садятся за столы).

Воспитатель: Посмотрите, на столе у нас, лежат красные кружочки, вырезанные из бумаги: большие и маленькие. (Показывает круги и образец аппликации). Они похожи на наши мячики?

Дети: Да.

Воспитатель: А наши кружочки какие? Круглые?

Дети: Да, круглые.

Воспитатель: Давайте в воздухе нарисуем круги. (Дети в воздухе пальчиком риуют круги.) Посмотрите, на картинке все круги – мячики тоже лежат в коробке.

Коллективная работа

На каждого ребенка по 2 красных кружочка: большой и маленький.

Воспитатель: Давайте и мы спрячем бумажные мячики в коробку, как на картинке.

(Воспитатель Вместе с детьми раскладывают на листе бумаги кружочки. Затем воспитатель поднимает лист так, чтобы кружочки упали. Обращает внимание детей на то, что на образце кружочки приклеены).

Воспитатель: Ребята, почему мячики укатились?

Дети: Потому что они не приклеены.

Воспитатель: Давайте приклеим кружочки к бумаге. Берем клей, аккуратно размазываем его от центра к краям равномерным слоем. Прикладываем изображение промазанной стороной к листу бумаги, прикладываем его ладонью и разглаживаем салфеткой. А теперь, вы сами наклеиваете кружочки. (Для того, чтобы навык закрепился правильно, необходимо помогать каждому ребенку, действуя его руками). Можно наклеить любое количество кругов. Обращать внимание детей надо на то, что кружочки надо располагать равномерно на листе бумаги, не наклеивать их друг на друга.

3. Заключительный этап

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько много мы наклеили кружочков. Теперь в нашей коробке лежит много красных кружочков: больших и маленьких. Молодцы! Вам понравилось наше занятие?

Дети: Да.

Воспитатель: А что мы сегодня делали?

(Ответы детей.)

Воспитатель: А теперь давайте повесим нашу работу на доску.

В конце коллективной работы должна получиться аппликация: наклеены на листы бумаги (картон) красные кружочки разной величины: большие и маленькие, диаметром 2см и 5см.

Литература:

  1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/ Авт. –сост.-Белкина Л.В.-Воронеж “Учитель”, 2006г.-236с./.
  2. Аппликация с детьми раннего возраста (1-3г). Методическое пособие для воспитателей и родителей. Галаганов А.С.
  3. Психическое и физическое развитие ребенка от 1года до 3лет.Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. 3-е изд., испр. и доп. –М.:АРКТИ,. 2006г.-64с. (Развитие и воспитание).
  4. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет.сада.-2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1986.-128с.
  5. Кантор С.И. Развивающие игры. От 1до3лет. Светлана Кантор. 2-е изд.-М.:Айрис-пресс,2009.-160с.-(Внимание: дети!).
  6. Телюгина Э.Г. Игры и занятия с малышом от рождения до трех лет. Развитие восприятие цвета, формы и величины.-М.:Мозаика-Синтез,2007.-120с.:Илл.
  7. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие/сост.Е.С.Демина.-М.: ТЦ Сфера,2006.-192с.-Ранний возраст/.