Проектирование творческой деятельности учащихся на уроке физики по теме "Строение вещества" с использованием технологии проблемно-диалогического обучения

Разделы: Физика


Карта целей по теме «Строение вещества»

Название категорий

Примеры целей

Знание.

1. Формулирует понятия молекулы, атома, диффузии, теплового движения, притяжения и отталкивания молекул, смачивания капиллярности.

2. Воспроизводить свойства вещества в различных агрегатных состояниях, основные положения о строении  вещества.

Понимание.

1. Понимает зависимость объёма тела, скорости молекул тела от температуры; зависимость скорости протекания диффузии от агрегатного состояния и от температуры.

2. Приводит примеры диффузии в жизни.

3. Объясняет агрегатные состояния вещества с точки зрения строения вещества.

Применение в стандартной ситуации.

1. Демонстрирует опыты по наблюдению диффузии и явления смачивания вещества.

2. Решает качественные задачи.

3. Применяет способ рядов для определения размеров малых тел.

Анализ и синтез.

1. Проводит различия между свойствами агрегатных состояний  с учётом расположения и движения молекул.

2. Предлагает план проведения эксперимента по определению размеров малых тел.

3. Составляет схемы расположения молекул в различных агрегатных состояниях вещества.

Оценка.

1. Оценивает значимость учебного материала диффузии,  смачивания, капиллярности, теплового расширения.

2. Оценивает результаты лабораторной работы.

Проект урока усвоения нового знания по теме «Диффузия»

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

 

 

2. Актуализация знаний.

Почему крошится кусочек мела?

Все тела состоят из частиц, разделённых промежутками.

Почему в жаркую погоду провода провисают?

Сростом температуры расстояние между молекулами  увеличивается.

Что мы чувствуем, проходя недалеко от столовой, хлебозавода?

Запах продуктов, свежеиспечённого хлеба.

Как мы определим, что в  квартире покрасили стены?

Определим по запаху краски.

Что заметили? Какой возникает вопрос?

Почему вещества смешиваются?

3. Постановка проблемы.

Почему вещества перемешиваются?

Какие есть мнения?

Молекулы движутся.

Молекулы одного вещества оказались в промежутках между молекулами другого вещества.

4. Открытие детьми «нового» знания.

Этот процесс называется диффузия (тема урока). Демонстрирую опыты по протеканию диффузии в твёрдых телах, жидкостях, газах.

 

В чём причина явления диффузии?

Причина диффузии – движение молекул.

Где быстрее всего происходит диффузия: в газах, жидкостях, или твёрдых телах? Почему?

Быстрее всего в газах, так как промежутки между молекулами больше, медленнее всего в твёрдых телах, так как расстояние между молекулами меньше. Жидкости занимают промежуточное положение между газами и твёрдыми телами по скорости течения диффузии.

Демонстрирую опыты по протеканию диффузии в жидкости разной температуры. Какой вывод можно сделать?

Чем выше температура жидкости, тем быстрее происходит диффузия.

Почему с ростом температуры явление диффузии протекает быстрее?

С ростом температуры молекулы движутся быстрее.

5. Первичное закрепление.

На чём основан способ засолки огурцов?

На явлении диффузии.

Как ускорить процесс засолки огурцов? Почему?

Огурцы нужно залить горячим рассолом. Молекулы будут двигаться быстрее, диффузия произойдёт быстрее.

Почему чернильное пятно легче отмыть со стола сразу, чем немного погодя?

Немного погодя произойдёт диффузия.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой.

Привести собственные примеры диффузии в природе, быту, технике. Записать в тетрадь

2 ученика работают на обратной стороне доски.

Слушает примеры диффузии ребят у доски.

Проверяют самостоятельную работу, приводят свои примеры диффузии в природе, быту, технике, которые не назвали ребята у доски.

7. Рефлексия.

1. Какое задание вызвало затруднение (удивление)?

Почему чувствуем запах краски, хлеба?

2.Как мы разрешили проблему?

Познакомились с явлением диффузии, которая объясняется движением молекул.

Что получили в результате?

Выяснили, как протекает диффузия в газах, жидкостях, твёрдых телах, зависимость её от температуры.