Деятельность классного руководителя по развитию индивидуальности учащихся

Разделы: Классное руководство


Задача педагога, реализующего принципы личностно-ориентированного обучения на современном этапе развития образования и воспитания – овладеть конкретными способами и методами развития индивидуальности в каждом обучающемся. Классный руководитель наиболее полно представляет себе проблемы и достижения, интересы и способности, реальные и потенциальные возможности каждого ребенка, поэтому основную работу по развитию индивидуальности ребенка выполняет именно он. Классный руководитель осуществляет  системную работу по обеспечению процесса становления и проявления индивидуальности учащихся по следующим направлениям:

№ п/п

Основные направления педагогического обеспечения индивидуальности

Содержание и организация деятельности классного руководителя

1.

Педагогическая поддержка становления индивидуальности

1. Организация воспитательных дел, направленных на апробацию детьми своих возможностей в различных видах деятельности.

2. Поддержка социальных инициатив, увлечений и  интересов учащихся.

3. Развитие творческих способностей детей

4. Содействие развитию самостоятельных и самоуправленческих начал в ученическом коллективе

5. Проведение цикла тематических классных часов и занятий по познанию и самосовершенствованию личности ребенка.

2.

Содействие ребенку в проявлении его индивидуальности

1. Организация воспитательных дел, направленных на представление мира интересов учащихся и презентацию их личностных достижений.

2. Проведение внеклассных мероприятий состязательного характера (конкурсы, олимпиады, соревнования)

3. Организация работы с младшими школьниками, в процессе которой ученики демонстрируют свои способности, знания, умения и навыки

4. Рефлексия (саморефлексия) и учет (самоучет) личностных достижений учащихся и других проявлений их индивидуальности.

5. Поощрение учащихся за успехи в различных видах деятельности

4.

Психолого-педагогическая коррекция индивидуальных особенностей учащихся, помощь в решении проблем ребенка и его семьи.

1. Изучение учащихся, выявление трудностей в их жизнедеятельности и развитии, поддержка в решении проблем

2. Забота о создании для детей нормальных жизненных условий в школе и дома

3. Организация мероприятий для формирования социально-правовой компетенции учеников и их родителей.

4. Привлечение специалистов школы (социального педагога, психолога) и других учреждений и организаций для работы по коррекции индивидуальных особенностей детей и оказанию помощи в решении проблем учащихся.

Учитывая объективные законы развития и саморазвития ребенка, работа по развитию индивидуальности строится в разных возрастных группах, на всех ступенях обучения.

В начальной школе, когда ребенок попадает в непривычную среду, он открывает не только законы и традиции школьной жизни, но и самого себя в новой системе деятельности и отношений. Сравнивая себя с другими учениками, он узнает о своих особенных качествах и способностях. Ключевые понятия этого этапа – «самоузнавание», «самооткрытие». Задача классного руководителя связана в основном с созданием в классе благоприятного психологического климата, атмосферы творчества, в которой дети могут раскрыться.

При обучении в основной школе совершенные открытия заставляют ребенка задумываться о самом себе, осмысливать происходящие с ним события и искать причины, приводящие к тем или иным последствиям. Идет активное самопознание и самовоспитание.

В старших классах, продолжающее самопознание дополняется мыслями и профессиональном самоопределении. Этот этап можно охарактеризовать как «самопроектирование» и помогает старшеклассникам более осознанно строить свое будущее.

Таким образом, развитие индивидуальности проходит 3 этапа:

1. «Я и мир вокруг» (самооткрытие и самоузнавание);

2. «Я и мой внутренний мир» (самопознание, рефлексия, апробация разных сфер проявления);

3. «Я в мире» (самопроектирование, самоопределение).

Принимая во внимание все вышесказанное, был разработан цикл занятий  по самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию обучающихся «Учимся жить в современном мире» для  8-11 классов

В ходе проведения данных занятий  решаются следующие цели и задачи:

Создание условий для расширения знаний обучающихся о самих себе, своих возможностях и способностях.

Развитие умений ориентироваться в современном мире, занимать активную жизненную позицию;

Развитие желания работать над собой, видеть свои слабые и сильные стороны;

Воспитание интереса к самому себе, формирование собственной культуры самопознания, саморазвития, самовоспитания.

Формирование адекватной самооценки.

Формирование навыков социального взаимодействия.

Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся.

Формирование у старшеклассника образа желаемого будущего

Построение индивидуальной образовательной и деятельностной траектории, позволяющей реализовать образ собственного будущего.

В структуру занятий  включены три основных блока

Блок "Какой Я?" Большая роль отводится изучению собственных индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей, формированию в себе положительных качеств личности. Занятия данного блока помогают обучающимся понять необходимость определения для себя жизненных целей и ориентиров, которые помогут развить черты характера, необходимые для их реализации. Кроме того, занятия направлены на поддержку учащихся, создание ситуации успеха в процессе самовоспитания

Блок "Я и другие". Цель данного блока - сформировать у учащихся навыки межличностного взаимодействия для обеспечения успешной социальной адаптации  в обществе, формировать стремление к конструктивному взаимодействию с людьми

Кроме того, продолжается развитие самопознания, изучаются те особенности эмоционально-волевой сферы, которые определяют поведение человека в обществе.

Таким образом, школьники уделяют внимание  становлению человека, который в процессе самопознания определяет приоритеты и открывает перед собой возможности, обогащая свою жизнь.

Блок  "Я и мое будущее" связанные с формированием у учащихся способностей планировать жизненные и профессиональные перспективы, способность принимать решения и принимать на себя ответственность за эти решения. Занятия способствуют развитию системы жизненных ценностей, осознанию своих индивидуальных потребностей и жизненных целей. Третий блок помогает выпускнику ответить на вопрос "К чему я стремлюсь и как я могу этого достичь?"

Тематическое планирование для обучающихся 8-9 классов.

Занятие 1. Кто я? Какой я?  Моя жизненная лестница.

Занятие 2. Дневниковые записи как возможность самопознания.

Занятие 3. Я познаю себя. Я познаю других. Я сам изменяюсь

Занятие 4. Я в мире людей. Люди, которые рядом.

Занятие 5. Я в ситуации выбора.

Занятие 6. Общение и уважение. Общение с разными людьми.

Занятие 7. Компания и я.

Занятие 8. Я и моя семья.

Занятие 9. Ситуация жизненного выбора.

Занятие 10. Ситуация профессионального выбора.

Тренинги:

Тренинг способностей обучающихся. Открываю свои интеллектуальные способности.

Тренинг коммуникативных навыков ”Учись общаться”.

Данные занятия проводятся   на классных часах, через внеклассные мероприятия, индивидуальные занятия, в форме активного общения классного руководителя и обучающихся.