Программа элективного курса "Студия творческого самовыражения"

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, перед школой ставится задача предпрофильной подготовки учащихся, направленная на их самоопределение. Для реализации профориентированной функции по художественно-эстетическому направлению гуманитарного профиля предлагается элективный курс для выпускников  «Студия творческого самовыражения».

Кроме развития личности, школа должна формировать у учащихся:

  • целостную картину окружающего мира,
  • давать знания о месте человека в этом мире, способах его деятельности в нем,
  • коммуникативную, духовно-нравственную и этическую образованность,
  • зрелость в выборе дальнейшего способа получения образования и профессии.

Элективный курс «Студия творческого самовыражения» рекомендуется для учащихся 11 классов в качестве предпрофильного обучения  художественно-эстетического направления гуманитарного профиля в сфере узких специальностей: кино, компьютерной графики, фотографии. Курс рассчитан для подростков 16-18 лет (11кл.). Состоит из 34 занятий. Занятия включают в себя  лекции,  беседы, практикум.  Занятия продолжаются 2 академических часа. Условия проведения: Оптимальное количество детей до 7 человек.

Особенности курса «Студия творческого самовыражения»

  • раскрывает содержание тем, не входящих в учебную программу профильного обучения;
  • носит прикладной характер и способствует переносу теоретических знаний в деятельностную сферу;
  • помогает учащимся изучить методы познания, расширить кругозор и формировать мировоззрение учащихся;
  • содержит сведения по истории предметов МХК, музыки, психологии  и персоналии;
  • ориентированные на интеграцию знаний учащихся о человеке, обществе, природе
  • способствуют синтезу знаний по ряду предметов и способам их применения в различных профессиональных сферах;

Цель и задачи элективного курса

  • познакомить учащихся с методами творческого самовыражения;
  • помощь в определении своих познавательных интересов, формировать  осознанный выбор профессии;
  • способность формировать у учащихся собственное отношение к жизни на основе ее эмоционально-образного познания;
  • способствовать общекультурному развитию личности и ее социализации;
  • помощь в ориентации в мире современных профессий; 
  • ознакомление учащихся со спецификой видов деятельности наиболее распространенных профессий; 
  • владение техническими средствами  (звуковоспроизводящая и аудиовизуальная техника);
  • умение создавать графические,   оформительские, дизайнерские композиции с использованием различных техник, приемов, средств творческого самовыражения;
  • создание условий для повышения общекультурного уровня как необходимого условия успешной самореализации в любой профессии. 

Функции элективного курса «Студия творческого самовыражения»

  • дополнение и расширение содержания предметов МХК, музыки и психологии;  
  • удовлетворение познавательных интересов учащихся вне рамок выбранного профиля;
  • способствовать формированию умений и способов практической деятельности;
  • предоставление возможности приобретения знаний и умений, востребованные на рынке труда.

Содержание элективного курса реализуется по принципам последовательности и системности. Оно включает несколько  разделов: «Человек в искусстве»,  «Характеры в искусстве и жизни» «Искусство и жизнь», «Специфика создания характерного образа средствами фотографии и кино», «Методы творческого самовыражения».

Предполагается, что выпускники получат опыт эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, опыт самовыражения через творчество и  художественно-творческую деятельность, собственные впечатления от творческой  деятельности. 

Учебно-тематический план Приложение 1.

Содержание  курса «Студия творческого самовыражения»

Тема 1. Человек в искусстве

Человек в мире искусства.

Роль искусств а в жизни людей.

Особенности восприятия искусства.

Творческая деятельность.

Полифункциональность искусства.

Искусство как механизм развития культурного человека и общества.

Искусство как система образных языков

Тема 2. Искусство и жизнь

Виды искусства. Специфика искусства.

Взаимообусловленность искусства.

Художественное восприятие.

Художественное мышление.

Роль произведение искусства в жизни человека и общества.

Тема 3. Характеры в искусстве и жизни

Существующие классификации типологии характеров.

Классификация характеров М.Е. Бурно.

Характеры в литературе.

Характеры в живописи.

Характеры в музыке.

Характеры в кино-фотоискусстве.

Художник и его творение.

Взаимосвязь характера с деятельностью человека.

Тема 4. Методы творческого самовыражения (практикум)

Методы творческого самовыражения.

Возможности технических средств в творческом самовыражении.

Творческое самовыражение в создании творческих фотографий.

Творческое самовыражение в создании творческих видеоклипов.

Тема 5. Создание характерных образов средствами фотографии и кино

(практикум)

Напряженно-авторитарный характерный образ в искусстве и жизни.

Синтонный характерный образ в искусстве и жизни.

Тревожно-сомневающийся характерный образ в искусстве и жизни.

Педантичный характерный образ в искусстве и жизни.

Демонстративный характерный образ в искусстве и жизни.

Астенический характерный образ в искусстве и жизни.

Замкнуто-углубленный характерный образ в искусстве и жизни.

Мозаичный характерный образ в искусстве и жизни.

Конференция

Методы и формы реализации содержания элективного курса «Студия творческого самовыражения»

Содержание курса реализуется на основе методов художественной драматургии, обобщения, проблемно-поискового метода, метода проектов и метод создания творческих работ. Метод художественной драматургии способствует осуществлению психологической адаптации школьников в избранном профильном направлении. Проблемно-поисковый метод, метод обобщения, метод проектов  и метод создания творческих работ оптимизируют процесс выбора выпускников своей профессии. Данные методы  помогают формированию самостоятельности и осознанного восприятия.

«Студия творческого самовыражения» – динамичный курс с  практико-ориентированной направленностью.  Предлагается     внеурочные занятия.  Занятия проводятся в формах лекций, семинаров, свободной дискуссии, круглого стола, практических занятий. Конференция  завершает элективный курс «Студия творческого самовыражения».    Главная задача конференции – выявление, утверждение творческих способностей и возможностей учащихся.

Литература

1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: Медицина, 1989. – 304 с., ил.: 2-е изд., доп. и перераб. М.: Академический Проект, 1999. 364 с., илл.

2. Бурно М. Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). М.: Академический Проект, 2005. 608 с. (Психологические технологии).

3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением (ТТС)  в практической психологии и педагогике // Психотерапия, 2007. - №9 С. 13-17).

4. Бурно М.Е. Об одном из методов российской клинической терапии творческим самовыражением // Психотерапия, 2007. - Специальный выпуск, С. 9.

5. Варданян Р.В. Мировая художественная культура: Архитектура. – М.: Владос, 2003.

6. Галеева Н. И. Модифицированный вариант Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно на интегрированных уроках музыки и психологии как способ формирования целостного восприятия мира, познания себя и других  // Психотерапия, 2007. - № 4.

7. Галеева Н.И. Создание творческих видеоклипов // Вопросы ментальной медицины и экологии, 2007. - № 2.

8. Галеева Н.И., Николаева Е.В. Интегрированный урок: психология + история + музыка: «Психология в музыке» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2006/2007 учебный год: Книга 2. - М.: ООО «Чистые пруды», 2007. - 600 с.

9. Галеева Н.И. Возможности применения метода Терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно на интегрированных уроках в курсе «Психология в музыке» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2006/2007 учебный год: Книга 2. - М.: ООО «Чистые пруды», 2007. - 600 с.

10. Галеева Н.И. Характерологический опросник М. Е. Бурно в учебно-исследовательской деятельности кадет в рамках интеграции психологии и общеобразовательных предметов в кадетском корпусе // Вопросы ментальной медицины и экологии, Том XIV, 2008. - №2.

11. Галеева Н.И. ТТС  М.Е. Бурно в структурно-функциональной модели  психолого-педагогической деятельности  по  адаптации кадет-пятиклассников кадетской школы-интерната// Психотерапия, 2008. - №11.

12. Галеева Н.И. Использование метода Терапия творческим самовыражением  М.Е. Бурно в целях  здоровьесбережения  кадет в кадетской школе-интернате: Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы сохранения и укрепления здоровья молодого поколения: психолого-педагогический подход». - Москва: Московский городской педагогический университет, Институт психологии, социологии и социальных отношений, 2008.

13. Галеева Н.И. Социокультурная адаптация кадет в кадетской школе-интернате средствами творческого самовыражения // Воспитание школьников, 2009. -№7.

14. Грушевицкая Т.Г., Гузик М.А., Садохин А.П. Словарь по мировой художественной культуре. – М.: Академия, 2002.

15. Коровина В.Я. Фольклор и литература. – М.: Скрин, 1996.

16. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. – М.: Просвещение, 2003

17. Кашекова И.Э. От античности до модерна: Стили в художественной культуре. – М.: Просвещение, 2003.

18. Лайне С.В. Искусство ХХ века: Россия, Европа. – М.: Просвещение, 2003.

19. Кашекова И.Э. Язык пластических искусств: Живопись, графика, скульптура, архитектура. – М.: Просвещение, 2003.

20. Кочетовская Е.Г.Философская рефлексия любви как традиция русской культуры: Автореф. дисс. к философ. Наук. – Волгоград,2006, с. 6

21. Мосина Вал.Р., Мосина Вер. Р. Художественное оформление в школе и компьютерная графика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002.

22. Профильное обучение: Информационные материалы к региональной программе образования\ Сост.:Л.М. Ванюшкина,Э.В.Ванина – СПб.:СПбАППО,2005. – 162 с.

23. Твоя профессиональная карьера. Под редакцией Чистяковой С.Н. – М.: Просвещение, 1998.

24. Твоя профессиональная карьера /Дидактический материал по курсу. Под редакцией Чистяковой С.Н. – М.: Просвещение, 2000.

25. Творогов О.В. Древнерусская литература /Хрестоматия для 5-9 классов.– М.: Просвещение, 1998

26. Элективные курсы в профильном обучении. Информационное письмо Департамента общего и дополнительного образования Министерства образования РФ от 13.11.2003 № 14-51-277/13.