Урок русского языка во 2 -м классе по программе "Перспективная начальная школа". "Чередование звуков в корнях слов". Повторение

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Чередование звуков в корнях слов. Повторение.

Задачи:

  • закрепить знания о чередованиях звуков в корнях слов (видимых и невидимых), повторить способы проверки безударных гласных в корне слова и парных согласных в корне слова.
  • развивать устную и письменную речь, содействовать обогащению словарного запаса; способствовать развитию у детей высокого уровня познавательной активности и положительной мотивации учения.
  • воспитывать внимание к слову, доброжелательность. Трудолюбие.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение задач, темы урока

– Ребята, со сказочным человечком случилось несчастье: он заблудился. Вы видите эти фонари. Если их зажечь, то он сможет найти дорогу домой. Но для этого нужно выполнить несколько заданий Анишит Йокоповны. Поможем беде? Я в этом не сомневалась, тем более, что Маша с Мишей будут рядом.
– Для успешного выполнения заданий волшебницы вам понадобятся знания о чередованиях звуков в корнях слов, а также сообразительность и внимание.

III. Минутка чистописания

– С кем же случилось несчастье? Имя сказочного человечка вы скажете сами, если выпишите все буквы, написанные верно в строчку.

о Y н U & и @ т Z а V W р Ъ у Q J L Б A
онитаруБ  Буратино
У Маши: Буратино.
У Миши: буратино.

– Кто согласен с Машей, с Мишей? Обоснуйте.

IV. Закрепление пройденного

1. Чтобы зажечь 1 фонарик нужно выполнить такое задание Анишит Йокоповны: расколдовать слова. Справитесь? (Работа в группах)

–  Вспомним правила работы в группах:

– Расколдуем слова: к.са, чи., гн.здо, п.нал.
Проверяем: Скажите, какое чередование звуков наблюдали? (невидимое)
– Маша с Мишей сделали так:
Коса – косы, чиж – чижи, гнездо – гнезда, пенал – пена.
– Вы согласны? (Нет)
– Докажите.
– Назовите способы проверки невидимых чередований звуков.

  1. Подбор родственных слов.
  2. Изменение формы слов.
  3. Словарь «Пиши правильно».

– Молодцы! Чем похожи слова, которые вы успешно расколдовали?

I. Гр. – предметы, ед. ч., невидимое чередование звуков.
Как разбили на группы?
II. По родам.
III. Одушевленные, неодушевленные.
IV. Словарное слово.
V. Коса – многозначное слово.
VI. Безударные гласные; парные согласные.

– Мы с вами вспомнили, как проверять слова, в которых невидимое чередование звуков на письме. Вы отлично справились с первым заданием волшебницы и вот результат  – зажигается первый фонарик зеленым светом.

– У вас, ребята, есть тоже такая дорога с волшебными фонарями настроения. Если у вас сейчас хорошее настроение и вам понравилось работать со словами, то вы можете зажечь и свой первый фонарик, раскрасив его любым из трех цветов, если вам почему-то грустно, то не зажигайте.
– Договорились! Раскрасьте, пожалуйста!

2. Чтобы зажечь второй фонарик, нужно выполнить следующее задание Анишит Йокоповны:

  • Расселить по домикам родственные слова и выделить в них корни. (У каждого на парте)

Слова на карточках: лучок, луговой, луковый, лужок, луковица, лужайка.

– Маша сделала так:

– А Миша так:

– Кто согласен с Мишей, кто согласен с Машей? Докажите.
– Чем похожи все слова?
– Мы наблюдаем видимое чередование звуков на письме.
– Молодцы, смотрите, зажегся второй фонарик.
– Раскрасьте и свой тоже.

3. Чтобы зажегся третий фонарик, нужно выполнить задание Анишит Йокоповны, расположенное в учебнике на с. 143, упр. 107. (выписать по 1-2 слову)

Миша:                                                               Маша:
смазка – смазки                                               смазке – смазочка
смазка – смажу                                                смазке – смажу

– Кто согласен с Мишей, кто согласен с Машей? Объясните.
– какое чередование в первой паре?
– а во второй?
– Отлично, и зажигается третий фонарик. И ваш тоже. (На доме замок)
– Вот так дела, замок нужно открыть, но здесь код.
16    4    16    18    16    5
О    Г    О     Р      О    Д – запишите слово!
– У Маши – ОГОРОД, а Миша так написал слово – ОГАРОТ.
– Кто согласен с Машей, кто согласен с Мишей? Объясните!
Т – проверим «огороды»
  – словарь происхождения слов.

– И вот, Буратино дома. Он очень счастлив. Ему осветили путь три фонарика:

Зеленый – цвет удачи, успеха.
Желтый – цвет солнца, радости.
Красный – цвет любви, дружбы.

– А все благодаря вашим отличным знаниям!
– О чем? (Дети отвечают)
– Встаньте, те, у кого весь урок было хорошее настроение, покажите свои фонарики.
– Спасибо вам за урок, а наш сказочный человечек дарит вам свои портреты.