Урок географии в 9-м классе "Дальневосточный экономический район"

Разделы: География


Цели урока:

  • сформировать у учащихся целостное представление о районе как о крупном, уникальном природном и хозяйственном комплексе;
  • продолжить формирование навыков работы с картографическими источниками географических знаний, с диаграммами, таблицами; формирование умений работать с текстом учебника, анализировать информацию; развитие творческих способностей и коммуникативных навыков;
  • сформировать у учащихся диалектико-материалистические взгляды на природу, хозяйство района, взаимосвязь природы и общества и на этой основе способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости, бережного отношения к богатствам нашей страны.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Форма организации обучения: индивидуализировано-групповая.

Методические приемы:

  • «Воображаемое путешествие» (прием творческой мотивации уч-ся);
  • «Что это?» (прием развития памяти);
  • эвристическая беседа.

Педагогическая технология: технология применения опорных логических конспектов (технологические карты).

Приемы работы учащихся:

  • работа с несколькими источниками информации,
  • работа с картами атласа и контурной картой,
  • решение нескольких подзадач, выделенных из исходной, и последующий возврат к исходной задаче,
  • работа в группе, в парах, индивидуально-самостоятельная работа.

Оборудование:

  • учебник «География России» 9 кл., В.П.Дронов, И.И. Баринова, 2005г, «Дрофа», стр. 240-252 (с параграфа 58 по 61);
  • карта настенная «Политико-административное деление РФ», «Физическая карта России»;
  • карты атласа «Федеративное устройство», «Физическая карта России», «Плотность населения», «Народы России», «Восточная Сибирь и Дальний Восток», «Тектоника и минеральные ресурсы»;
  • контурные карты России, Дальневосточного экономического района;
  • печатный материал «География России в схемах и таблицах: ДВЭР», Е.М.Курашева, 2009 г.,
  • тетради, ручки, цветные карандаши, ластики, простые карандаши.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент – распределение по группам, готовность класса к уроку: наличие тетрадей, ручек, карандашей, учебников. Учитель приветствует учащихся.

II. Изучение нового материала

1. Учитель: «Послушайте, пожалуйста, стихотворение и определите, о каком экономическом районе пойдет речь на этом уроке» (применяется прием «Что это?»)

Приметы Приморья

Тут лес, поля, крутые склоны,
Земля с приморскими дубами,
И сосен стройные колонны
Гудят, колеблемы ветрами.
Тут плещутся морские волны
О скалы поднебесных гор.
Они то шумно, то безмолвно
Ведут известный разговор.
Все это мирный твой фасад,
Моя великая страна.
Край рыбой, золотом богат,
Растут над морем города,
И чуть поднимется заря,
Идут суда с пахучим лесом
В заокеанские края,
Где тучи свесились навесом,
В лесах лианы вьются в кольца
И дождь просеян решетом.
При неподкупном свете солнца
Здесь тигры спят глубоким сном.
Геологи в походах дальних
Здесь ищут с оловом руду –
Чтоб из рождений уникальных
Воздвигнуть памятник труду.

(Шило Н.)

Учащиеся высказывают предположения о теме урока.

Учитель: «Верно, наш сегодняшний урок посвящен одному из самых удивительных мест, существующих на нашей планете – Дальневосточный экономический район. Откройте свои тетради, запишите число и тему урока – «Дальневосточный экономический район».

Учитель: «Определите, пожалуйста, что нам предстоит сегодня узнать на уроке?» (Учащиеся определяют главную цель урока, учитель ее дополняет).

2. Учитель: «Сегодня вы готовы самостоятельно познакомиться с уникальной территорией России. План изучения вам известен, мы не будем нарушать последовательности знакомства с Дальним Востоком. Но, наш урок сегодня не совсем обычный. Я предлагаю вам отправиться в воображаемое путешествие. Я не случайно попросила вас разделиться на группы. Каждая группа – это группа географов-исследователей. Обратите внимание на столы – у каждой группы имеется своя база данных, которая состоит из карт атласа, учебника, печатного дополнительного материала и технологической карты, в которой подробно указано, что должна изучить каждая группа:

Группа № 1 - изучает состав района, особенности физико - экономико-географического положения, геополитическое положение. Готовит карту «Состав ДВЭР и географическое положение».
Группа № 2 – изучает специфику природы и обеспеченность природными ресурсами. Готовит карту «Рельеф и полезные ископаемые».
Группа № 3 – изучает численность, плотность и национальный состав населения ДВЭР. Готовит карту «Плотность населения».
Группа № 4 – изучает географию важнейших отраслей  хозяйства (основные отрасли специализации), определяет основные проблемы района и пути их решения. Готовит карту «Отрасли специализации».

Для более эффективной результативности работы в каждой группе необходимо определить роли, кто за что будет отвечать: 2-3 человека – готовят аналитическую информацию, 2-4 человека – работают над созданием карты. На работу в группах отводится 20 минут.
В результате работы должны быть представлены небольшие сообщения и карты от каждой группы. (Во время работы групп учитель выполняет направляющую деятельность).

III. Закрепление. Представление работ от каждой группы:

  • краткое  описание,
  • представление карты (выступление каждой группы).

(Во время выступления учитель ведет эвристическую беседу с членами группы, совместно с классом делает вывод о ДВЭР)

IV. Рефлексия – работа с маркировочной таблицей.

Что удалось сделать самому на уроке? Что на уроке вызвало затруднение?
 

 

 

V. Выставление оценок, домашнее задание – стр. 242-250 в учебнике, выполнить творческое задание (по выбору).

Самоанализ урока (по Поташнику М.М.)

Краткая характеристика реальных учебных возможностей учащихся. Учет особенностей учащихся при планировании урока.

Класс, в котором проходил урок, имеет следующие особенности:

  • учащиеся имеют различный уровень основных (базовых) географических знаний по данному району (в 8 классе изучается тема «Дальний Восток: природные комплексы, природные уникумы, природные ресурсы»);
  • у учащихся в классе разный темп учебной деятельности;
  • большинство учащихся имеют низкую учебную мотивацию.

С учетом перечисленных особенностей был определен тип урока: изучение нового материала, с использованием объяснительно-иллюстративного, репродуктивного и частично-поискового методов обучения. Основной акцент  делался на частично-поисковый метод, так как он (применительно к данному уроку) позволяет:

  • учить школьников самостоятельно выполнять отдельные шаги в целостном процессе учебного познания особенностей ДВЭР,
  • постепенно приобщать учащихся к творческой деятельности,
  • учить вести поиск новых знаний самостоятельно.

Место данного урока в теме, разделе, курсе. Связь с предыдущими, с последующими уроками, темами раздела.

Урок по теме «ДВЭР» в разделе «География крупных регионов России» имеет особенность, которая заключается в возможности учащихся самостоятельно давать общую характеристику данному району, опираясь на уже имеющиеся умения, полученные на предшествующих темах («Европейская Россия», «Азиатская Россия», «Западно-Сибирский экономический район», «Восточно-Сибирский экономический район»), формирует целостное представление об экономическом районировании страны.
Урок не обособлен и от последующих тем. Например, при изучении темы «Россия и страны нового зарубежья» оттачивается умение работать с картами, давать краткую комплексную характеристику, формируется целостное представление об экономических связях Дальнего Востока с Белоруссией, странами Балтики.

Специфика урока состоит в выборе индивидуализированно-групповой формы организации обучения, с использованием дифференцированного подхода к каждому учащемуся (адаптация процесса обучения к учащимся – деление учебного материала на материал разного уровня сложности с учетом уровней успеваемости). Группы учащихся были сформированы по уровню темпа деятельности, в связи с этим задания группы получили различного объема и разного уровня сложности: 1 уровень сложности – низкий, 2 уровень – средний, 3 уровень – высокий  и 4 –повышенный уровень сложности;
Также необходимо отметить, что для каждой группы был разработан свой алгоритм действий (работа по технологическим картам – применение технологии опорных логических конспектов).
Использованы такие методические приемы как «Воображаемое путешествие» (прием творческой мотивации), «Что это?» (прием развития памяти), которые позволяют перевести сухой текст учебника в зрительные образы, так как при описании ученик должен представлять ту местность, которую он описывает, а это одна из главных целей географического образования (формирование у учеников «образа территории»).
Кроме этого, учащиеся сами пытались сформулировать тему урока, на основе услышанного и прочитанного стихотворения, определить цель урока, а также оценить свою деятельность на уроке (рефлексия).
Во время урока прослеживалась четкая взаимосвязь  между развивающими, образовательными, воспитательными задачами, стержневыми из которых были  воспитательные и задачи развития, так как именно они учитывают все особенности класса и отдельных групп учащихся.

Рациональность структуры урока.

Структура урока включает в себя следующие этапы: организационный момент, изучение нового материала, закрепление, рефлексия, выставление оценок, домашнее задание.
Такая  структура урока является рациональной, для решения поставленных задач, так как данная тема имеет очень большой объем учебной информации, кроме которой необходимо еще учитывать воспитательные и развивающие элементы на уроке, а совокупность формы организации, метода обучения и типа урока позволяют это сделать в полной мере.

Содержание, на которое делался главный акцент на уроке.

Главный акцент на уроке делался на изучение информации о ДВЭР путем работы с картами атласа, с текстом учебника и дополнительной информацией,  на формирование умения выделять главную мысль, отбирать необходимую информацию из различных источников.

Методы обучения.

Методами обучения, кроме частично-поискового, выбраны объяснительно-иллюстративный (эвристическая беседа,  умение делать выводы о ДВЭР) и репродуктивный (организация и побуждение школьников к деятельности, определение по статистическим таблицам и диаграммам ведущие отрасли специализации ДВ, использование плана описания района (действие по образцу).

Контроль усвоения знаний, умений, навыков.

Контроль осуществлялся в форме представлений докладов и контурных карт от каждой группы, что в свою очередь способствовало формированию коммуникативных навыков, умению слушать других, умению вести беседу.

Средства обучения на уроке.

Во время урока использовались следующие средства обучения:

  • слово учителя (в форме рассказа, беседы, объяснения);
  • карты (настенная, в атласах);
  • контурные карты;
  • текст учебника, диаграммы, таблицы.

Работоспособность учащихся и психологическая атмосфера общения.

Работоспособность учащихся (с учетом особенностей класса) оценивается как высокая, которая обеспечивалась за счет:

  • создания доброжелательной атмосферы на протяжении всего урока,
  • воздействия на пассивных учащихся,
  • подробного пояснения и коррекции действий учащихся.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась с помощью:

  • намеренного обращения внимания учеников на нестандартность урока («Воображаемое путешествие»),
  • ненавязчивости действий учителя,
  • разноуровневых заданий.

Вывод: поставленные цели удалось полностью реализовать.

Результаты рефлексии

Что удалось сделать самому на уроке? % учащихся Что на уроке вызвало затруднение? % учащихся
Оформить карту

43 %

Организованность

6 %

Написать текст, выбрать данные, оформить записи в тетради

57 %

Работа с картой, мало времени

29 %

    Писать

7 %

    Ничего

51 %

    Не знаю

7 %