Урок-диалог по русскому языку по теме "Именительный и винительный падежи имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цель: определить признаки различия И.п. и В.п. в ходе учебного диалога через выдвижение гипотез, предположений; развивать умение у учащихся делать выводы, применять полученные знания на практике; воспитывать коммуникативные отношения при работе в парах, группах.

Оборудование: компьютер, телевизор, дидактический материал ,опорные схемы, маркеры, листы А-3.

Ход урока

1. Мобилизующий момент.(1 СЛАЙД)

Начинается урок
Он пойдёт ребятам в прок
Постарайтесь всё понять
Ответы полные давать
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку пять.

2. Повторение пройденного.

На доске опорная табличка - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

-Какие у вас есть предложения по определению признаков этой части речи?

Учитель фиксирует на доске высказывания учащихся в столбик(вопрос, род, число, падеж, одушевлённый ,неодушевлённый, член предложения, состав слова и т.п)

-Проверим ваши умения на практике.(Перед учащимися на парте лежат карточки под номерами)

-Возьмите текст №1..(СЛАЙД 2)

Вокзал находится на окраине города.

Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал

 -Прочитайте. Что общего в этих предложениях?

(говорится о вокзале)

-К какой части речи относится это слово?(Имя существительное)

-Давайте проверим ваши высказанные понятия на доске на этом слове.

Поочерёдно определяем признаки зафиксированные на доске. ВОКЗАЛ - что? м.р, неодуш., вт.член предложения При определении падежа появляются два определения - И.п. и В.п.

-Почему так получилось? (отвечают на один и тот же вопрос что?, одинаковая форма слова)

-Так кто же прав? Давайте разберёмся.

Вывешиваются таблички с И.п. В.п.

- 2стр. (из 3стр.)

-Что мы знаем о этих падежах?

(вопрос) кто? что? кого? что?

(вспомогательное слово) есть(н.ф.) виню, вижу

Проверяем цепочку признаков записанных на доске и отмечаем плюсом и минусом , что у них общее и различия (род +, число+, (одуш)., неодуш+ .,состав слова+,падеж +-? ,член предложения -+?)

Подчеркнём главные члены предложения.

Подставим к слову вокзал два вопроса для определения падежа по смысловому значению предложения(есть кто? что?-вокзал-1 предложение, видят кого? что?- вокзал- 2 предложение))

подлежащее второстепенный член предложения

-Значит -им. сущ. в И.п. является подлежащим, а им. сущ. в В.п. -второстепенный член предложения.

-Ребята, вы считаете ,что вашу гипотезу можно использовать при определении на практике?(Да. Нет.)

-Так как же быть?

-Проверить на других предложениях свои предположения.

Работают с текстом №2 (СЛАЙД 3) Можно работать в парах.

Возле дома мама устроила большой яркий цветник.

Пёстрый цветник из цветов астр и лилий поднимал настроение.

Выполните аналогичную работу. Докажите.

Цветник-1 предложение -второстепенный член предложения -В. п.,

Цветник-2 предложение- главный член предложения -И.п.

-Мы смогли разрешить проблему , которая возникла вначале урока?

К какому заключению вы пришли?

(И.п. -главный член предложения , есть кто? что?

В.п.-второстепенный член предложения , вижу кого? что?)

Обращаемся к записям на доске и стираем поставленные вопросы к признакам имени существительного.

3. Закрепление.

- Ребята ,хотите попробовать проверить свою гипотезу как она работает на более сложном тексте?

Работа в группах (4 группы. В каждой из двух групп -- одинаковый текст.) Задание: Найдите имена существительные . в И.п. и В.п.)(СЛАЙД 4)

Любит лётчик самолёт,
Пулемётчик-пулемёт.
Как стекло, светло и чисто
Блещет мастера станок.

У бойца-кавалериста
Серебром горит клинок.
Содержи и ты в порядке
Парту, книжки и тетрадки. (С. Маршак)

(СЛАЙД 5)

Всю весну мечтал Володя:
"Хорошо бы сделать так,
Чтоб коза на огороде
Прополола весь сорняк".
Он обдумал это дело.
План Володин был не плох:
Чтоб коза сорняк поела,
Но не трогала горох.
(А.Барто)

На листах А-3 выписывают в 2 столбика имена существительные И.п. и В.п.Результат вывешивается на доску. При проверке идёт сравнение работ групп

(1-Ип-4.        Вп.-6

2-И.п.-4        В.п.-5)

4.Творческая работа.

-Я знаю , что вы дети творческие, поэтому я предлагаю вам в группах написать мини- сочинение на тему "Осенний лес", чтобы в предложении был и И.п. и В.п.

Проверка (доказывают правильность выполнения по члену предложения, и двум подставленным вопросам к имени существительному).

5.Тестовая проверка (СЛАЙД 6)

Какая форма им. существительных является начальной?

А) Винительного падежа

Б) Именительного падежа

В) Родительного падежа

(СЛАЙД 7.)

Как различить Именительный падеж и Винительный падеж имён существительных:

А) по окончанию

Б) по вопросу

В) по роли в предложении

Ответы СЛАЙД 8.

6. Рефлексия -. Посмотрите на доску. Остались ли неразрешённые вопросы урока?

Каков же результат нашего открытия?

7. Домашняя работа. Выписать из дополнительных источников 6-7 предложений , в которых были бы имена существительные Именительного падежа и Винительного падежа.

Приложение.