Нахождение разности целого и смешанного чисел

Разделы: Математика


Цели:

  • закрепить умения складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми  знаменателями, вычитать из 1, вычитать из целого числа дробь;
  • подвести учащихся к усвоению материала – частные случаи вычитания из целых чисел дроби и смешанного числа;
  • прививать навыки самостоятельной работы;
  • воспитывать адекватную самооценку и коммуникативные качества личности;
  • развивать математическую речь.

Учебник: «Математика-6», авторы Г.М.Капустина, М.Н.Перова.

Оборудование:  дидактические таблицы, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. Опрос по ранее изученному материалу:

– Какую общую тему мы сейчас изучаем?
– Какие математические действия мы сейчас можем производить с обыкновенными дробями?
– Какие виды обыкновенных дробей вы знаете?
– Для того чтобы закрепить эти понятия, мы сейчас выразим массу продуктов о которых вы услышите в стихотворении, в виде обыкновенных дробей:

Мне купить велела мама
Полкило густой сметаны,
Двести граммов маргарина,
Килограммчик мандаринов,
Грамм пятьсот сырого теста
И осталось если место
То ещё две пачки вафель
(в каждой пачке двести грамм)
Если взять за единицу
Меру веса килограмм,
То легко и очень просто
В дроби всё перевести
Сколько же в дробях продуктов
Буду я домой нести? 

При проведении устного счёта используются карточки обратной связи, на которых учащиеся пишут обыкновенную дробь, которой они выразят продукты, названные в стихотворении.

Двое учащихся у доски восстанавливают цепочку вычислений:

5) В это время мы повторим  основное свойство обыкновенных дробей, я расскажу вам анекдот про блондинку, которая пришла в пиццерию и заказала большую пиццу, официант спрашивает у неё: «На сколько кусков вам разрезать на 6 или 12?» Блондинка: «Ну, конечно, же на 6, ведь 12 я не съем».

– О чём нам напомнил этот анекдот?  (О том, что насколько кусков  или частей не разделишь целое, оно не меняется.)

6) Повторим  вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел, учащимся предъявляются таблички, под ними на доске надо записать дроби, в которых можно выразить эти рисунки и произвести вычитание:

Последняя  табличка иллюстрирует собой пример: 
Это и будет темой нашего урока «Вычитание из целого числа смешанного»

II.   Материал урока:

Вывешивается правило: «Чтобы из целого числа вычесть смешанное, надо у целого числа занять единицу и представить её в виде неправильной дроби и  выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».

2. Работа с учебником: страница  121  № 451 (1-й столбик):

Первый пример решается у доски учеником с подробным объяснением и ссылкой на правило. Второй пример решается комментировано (один ученик проговаривает алгоритм вычитания, все записываю в тетради), третий – самостоятельно.

III.  Физкультминутка

3. Решение задачи № 454, страница 121.

В трёх бидонах 50 литров молока. В первом бидоне  литра, во втором –  литра. Сколько литров молока в третьем бидоне?

4. Дополните примеры числовыми данными и решите их:

(Вместо уменьшаемого поставьте целое число, может ли оно быть меньше 6?)

– Какое число может быть вычитаемым, чтобы  вычитание можно было  бы произвести?

5. Индивидуальная работа по карточкам:

IV. Итоги урока, оценки

– Итак, как вычесть из целого числа смешанное?

Проведём самооценку работы на уроке. У вас на столе лежат карточки самооценки. Выставьте в них те оценки, которые вы сами себе поставите, потом мы сравним с теми оценками, которые вам поставил учитель.

Фамилия учащегося Устная работа Работа по таблицам Индивидуальная работа по карточкам Оценка
 

 

       

V. Домашнее задание

Страница 120  № 445, 2).  (3 и 4 столбики)