Взаимодействие сил природы

Разделы: Начальная школа


План урока

1. Организационный момент. Проверяется готовность учащихся к уроку, объясняется форма работы на уроке в виде соревнования между группами, что должно способствовать формированию умения детей работать в группе, проявления взаимопомощи и сотрудничества друг с другом.

2. Конкурс “Проверка домашнего задания”. Каждая группа представляет свою силу природы (воду, воздух, землю) чтением стихов, рассказом дополнительных сведений. Доказывается важность каждой силы в природе. Представление сопровождается показам слайдов презентации.

3. Физминутка. Несколько коротких упражнений с показом практического применения воздуха и воды в нашей жизни.

4. Конкурс “Составь высказывание”. Каждой группе даются наборы карточек со словами. Из нужных слов составить известное высказывание о природе.

В НА ПРИРОДЕ ЗЕМЛЯ ВСЁ ОТДЫХАТЬ ВЗАИМОСВЯЗАНО КРАСИВО

Каждая группа приводит свои примеры взаимосвязи между растениями и животными, животными и животными, растениями и человеком. Задание развивает логическое мышление, речь учащихся.

5. Конкурс “Круговорот”. Детям раздаются схемы, где надо расставить стрелки.

1 группа – Круговорот воды.

2 группа – Круговорот воздуха.

3 группа – Круговорот веществ в природе.

При обсуждении ответа требуется активный обмен знаниями между членами группы. Командир группы фиксирует активность каждого участника, определяет того, кто будет отвечать по вопросу.

6. Конкурс “Кроссворд”. Каждая команда получает листы с заданиями кроссворда. Вопросы зачитываются учителем, дети вписывают нужные слова в клетки.

Проверяется кругозор учащихся по теме урока. Заполненные листы передаются другой группе для взаимопроверки. Происходит сверка с ответами на слайде.

7. Конкурс “Четвёртый лишний”. Командам раздаются листы, или выводятся записи на экране. Дети должны из четырёх предложенных явлений или объектов природы выбрать лишний. Задание развивает логическое мышление и речь учащихся, приучает грамотно строить своё рассуждение

8. Физминутка. Развивает внимание, даёт возможность повторить знания о месте обитания представителей животного мира, снимает эмоциональное напряжение.

9. Конкурс “Своя игра”. Проводиться по аналогии телеигры. Вопросы поделены на 3 сектора по уровню сложности. Вопросы записаны на цветных карточках (1уровень – синего цвет - оцениваются 1 баллом , 2 уровень – зелёного – оцениваются 2 баллами, 3 уровень – красного – оцениваются 3 баллами), или выводятся на экране компьютера. Команды сами выбирают уровень ответа и возможность заработать баллы. Конкурс даёт возможность проследить самооценку детей при выборе простых или сложных вопросов, а также умение работать в группе, когда выбор вопроса надо сделать так, чтобы это не навредило команде.

10. Конкурс “Экологические задачи”. Каждой команде даётся текст задачи, после обсуждения которого дети предлагают свои варианты решения. Работа проводиться аналогично конкурсу “Круговорот”.

11. Конкурс “Загадки” проводиться в том случае, если на уроке остаётся время. Подобранные загадки отражают тему урока.

12. Подведение итога. Подводится подсчёт набранных командами баллов, выявляется команда – победитель, отмечаются самые активные участники в каждой команде. В заключении зачитывается высказывание М.М. Пришвина.

“Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. Работа с высказыванием

Позволяет сделать выводы по уроку, направить мысли учащихся на осознание необходимости бережного отношения к природе, воспитывая экологическую грамотность учащихся.

Тип урока: Обобщения и закрепления.

Форма: Урок-соревнование.

Цели урока:

  1. Обобщить и проверить знания учащихся по пройденному разделу.
  2. Приучать детей к групповой форме работы на уроке, взаимопомощи и сотрудничеству в группе.
  3. Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.

Учебный материал: учебник “Мы и окружающий мир” для 2-го класса авторов Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н., презентация урока, 3 набора карточек со словами для составления высказывания, схемы “Круговорота воды в природе”, “Круговорота воздуха в природе”, “Круговорота веществ в природе”, 3 листа с заданиями кроссворда, цветные карточки с номерами от 1 до 8 красного, синего, зелёного цветов, 3 карточки с текстами экологических задач.

Ход урока

1.Организационный момент.

Проверяется готовность к уроку и настрой учащихся на урок.

2.Работа над темой урока.

Сегодня мы проводим урок окружающего мира в виде соревнования между экипажами по теме “Взаимодействие сил природы” (слайд 1). (слайды презентации надо смотреть в приложении 1)

-Какие силы природы вы можете назвать? (вода, земля, воздух) (слайд 2)

Каждому экипажу предлагалось в качестве домашнего задания подготовить защиту одной из сил природы.

1 конкурс: Домашнее задание.

1 экипаж представляет силу – ВОДА.

Выходят несколько учеников. Один ученик читает стихотворение.

Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды -
Жить нельзя нам без… воды (произносят хором)

Ученики делают сообщения о значении воды (представить данные на слайдах компьютерной презентации).

1) Поверхность планеты Земля на 3/4 покрыта водой. Что было бы, если на Земле не стало бы рек, морей, океанов? Что бы стало с нами? В этом случае жизнь на нашей планете не могла бы даже возникнуть. Только благодаря воде возникла жизнь на Земле. Не будь её, не было бы и нас. (слайд 3)

http://xenomorph.ru/uploads/posts/2007-11/1195055629_8453cecbd9e36d86b2e1eac45343d931.jpg

2) Все живое на Земле – растения, животные, человек – не могут жить без воды. В среднем в живых организмах вода составляет 8/10 массы тела. Например, тело человека на 70% состоит из воды, мозг – на 90%, а кровь – на 95%. Недостаток воды приводит к сбою в работе органов, и человек может заболеть. Без воды человек умирает через несколько дней. (слайд 4).

http://funeral-spb.narod.ru/necropols/bogoslovskoe/tombs/orbeli/img/5.jpeg

3) Человек широко использует воду в жизни: для приготовления пищи, выращивания Сельскохозяйственных растений, производство электроэнергии, производство предметов быта, например для производства 1 тонны стали требуется 280 тонн воды, 1кг бумаги – 700 литров воды, 1 автомобиля – 50 тонн воды, синтетики – 500 тонн.

(слайд 5)

4) Вода имеет большое значение как средство закаливания организма человека и укрепления его здоровья, средство гигиены.(слайд 6).

5) По воде человек передвигается на кораблях.

2 экипаж представляет силу – ВОЗДУХ.

Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он опутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем-
Ведь он нам необходим.

1) Без воздуха нет жизни на Земле. Всё живое – растения, животные, человек – живут, потому что дышат. Например, человек без воздуха может продержаться 1-2 минуты, есть тренированные люди, которые могут задерживать дыхание на 5-7 минут.

2) Атмосфера – воздушная оболочка Земли – защищает поверхность нашей планеты от солнечного излучения, сохраняет тепло (слайд 7).

http://shaf2.narod.ru/lec7/9.jpg

3) Пребывание человека на воздухе закаляет организм, укрепляет его здоровье.

4) Движение воздуха – ветер – очищает наши города от выхлопных газов машин, от выброса газов из заводских труб. Энергию ветра человек использует для передвижения на парусных судах по воде. Ветер вращает ветряные мельницы и ветряки. Ветер переносит семена растений и помогает им расселяться (слайд 8).

3 экипаж представляет силу – ЗЕМЛЯ.

1) Земля – это место, где живут животные, растения, человек, т.е. их дом.

Из земли растения получают питательные вещества.(слайд 9).

2) В земле спрятаны подземные богатства – полезные ископаемые, которые человек использует для строительства жилищ и дорог, производит машины, бензин, краски, удобрение, согревает свои дома зимой, готовит пищу. Без этих даров земли нельзя представить жизнь человека (слайд 10).

Физминутка.

  1. Встали, набрали воздух в рот и выдыхаем, как будто задуваем свечу.
  2. Надули щеки как мяч, выпустили воздух, мяч “прокололи”.
  3. Понюхали воображаемый цветок.
  4. Сели на стулья в кружок, поболтали ножками, походили “по воде”.
  5. Посмотрели “на небо”, глазами водим по цветным кругам на потолке.

2 конкурс “Составь высказывание”

Каждой группе даются наборы карточек со словами. Из нужных слов составить известное высказывание о природе (слайд 11).

В НА ПРИРОДЕ ЗЕМЛЯ ВСЁ ОТДЫХАТЬ ВЗАИМОСВЯЗАНО КРАСИВО

-Что обозначает получившееся предложение?

-Приведите примеры взаимосвязи:

1 экипаж 2 экипаж 3 экипаж

Ж – Р Р– Ч Ж – Ж

-К каким объектам природы относиться земля, вода и воздух?

-Связаны ли они между собой?

Связь земли, воды и воздуха удобно рассмотреть на примере такого природного явления, как круговорот.

-Объясните, как вы понимаете смысл этого слова?

3 конкурс “Круговорот”

Детям раздаются схемы, где надо расставить стрелки. Обсуждается ответ, назначается отвечающий.

1 экипаж – Круговорот воды (слайд 12).

http://www.ecomuseum.kz/dieret/hydro/hydrocycle.jpg

2 экипаж – Круговорот воздуха (слайд 13).

3 экипаж – Круговорот веществ в природе (слайд 14).

http://de.ifmo.ru/bk_netra/image.php?img=pic/3p24.gif&bn=12

4 конкурс “Кроссворд”

Каждая команда получает листы с заданиями кроссворда. Вопросы зачитываются учителем, дети вписывают нужные слова в клетки.

  1. Процесс очистки воды от нерастворимых в ней примесей.
  2. Выброс лавы на поверхности Земли.
  3. Плавучий остров льда.
  4. Процесс проникновения молекул одного вещества между молекулами другого вещества.
  5. Подземная горячая вода, бьющая фонтаном.
  6. Прибор для измерения атмосферного давления.
  7. Газ, из которого воздух состоит на 2/3 части.
  8. Газ, необходимый для дыхания всего живого на земле.
  9. Прибор, показывающий направление ветра.
  10. Сезонный ветер.

Ответы: (слайд 15)

1-фильтрование; 2-вулкан; 3-айсберг; 4-растворение; 5-гейзер; 6-барометр; 7-азот; 8-кислород; 9-флюгер; 10-муссон.

5 конкурс “Четвёртый лишний”.

Командам раздаются листы, или выводятся записи на экране. Выбрать лишнее явление природы или объект природы (слайд 16).

  1. Ураган, наводнение, пожар, землетрясение (пожар, т.к. это не стихийное бедствие).
  2. 22 декабря, 21 марта, 22 июня, 21 сентября (должно быть 23 сентября – день осеннего солнцестояния).
  3. Страус, медведь, сова, волк (страус не водиться в тех местах, где обитают остальные животные).

Физминутка. Детям называются слова, надо условными движениями рук показать место обитания названного животного.

Исходное положении – стоя.

Вода – руки развести в стороны.

Воздух – руки поднять вверх.

Земля – руки опустить вниз.

Карась, орёл, крот, аист, лиса, кит, слон, ворона, верблюд, окунь, волк, медуза, бизон, глухарь, кобра и т.д.

6 конкурс “Своя игра”.

Проводиться по аналогии телеигры. Вопросы поделены на 3 сектора по уровню сложности. Вопросы записаны на цветных карточках (1уровень – синего цвет - оцениваются 1 баллом , 2уровень – зелёного –оцениваются 2 баллами, 3 уровень – красного – оцениваются 3 баллами), или выводятся на экране компьютера. Команды сами выбирают уровень ответа и возможность заработать баллы.

Вопросы 1 уровня (1 балл).

  1. Назови естественные водоёмы.
  2. Назови искусственные водоёмы.
  3. При какой температуре происходит таяние снега?
  4. При какой температуре происходит кипение воды?
  5. Перечисли свойства воды.
  6. Перечисли свойства снега.
  7. Перечисли свойства льда.
  8. Перечисли свойства воздуха.

Вопросы 2 уровня (2 балла).

  1. Как образуются родники и реки?
  2. При каких условиях вода испаряется быстрее?
  3. Объяснить выражение “Вода камень точит”.
  4. Почему лёд всегда находится на поверхности воды?
  5. Почему надо делать проруби в воде?
  6. Как образуются снежинки? Сколько у неё лучиков?
  7. Почему в морозную погоду снег скрипит под ногами?
  8. При каких условиях вода переходит из жидкого состояния в твердое и наоборот?

Вопросы 3 уровня (3 балла).

  1. У нас есть смесь песка, соли и опилок. Как при помощи воды отделить их друг от друга?
  2. Расскажите, как образуются кислотные дожди?
  3. Если с поверхности Земли всё время испаряется вода, то почему за многие миллионы лет она вся не испарилась?
  4. Почему вода в колодцах и родниках холодная и может иметь разный вкус?
  5. Какие свойства воды использует человек, когда стирает бельё и моет посуду, вывешивает бельё на просушку, готовит пищу?
  6. Почему в морозную и ветреную погоду скрипят деревья?
  7. Перечислите изменения, происходящие с водой в процессе круговорота.
  8. Вода, просачиваясь сквозь почву и песок, очищается. Почему же в городе в ней остаются ядовитые примеси?

7 конкурс “Экологические задачи”

-Рассыпалось слово. Составьте из букв слово, которое в переводе с латинского языка будет обозначать выражение “наука о доме”.

Дети составляют слово ЭКОЛОГИЯ.

- Что такое “экология”? (Дети дают определение)

Каждой команде даётся текст задачи, после обсуждения которого дети предлагают свои варианты решения.

Задача 1. Промышленные предприятия и транспорт загрязняют воздух. Это загрязнение наносит непоправимый вред всему живому на земле. Что должен делать человек, чтобы не навредить природе?

Задача 2. Промышленные предприятия загрязняют реки, сбрасывая использованную воду назад. Из-за этого гибнут в реках водные растения и животные. Что должен делать человек, чтобы не навредить природе?

Задача 3. Человек активно ведет добычу полезных ископаемых. Сроятся шахты, бурятся скважины, прокладываются дороги к местам добычи.…Всё это разрушает землю. Что должен делать человек, чтобы не навредить природе?

8 конкурс “Загадки” (дополнительный).

  • Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло. (лёд)

  • Лежал, лежал да в реку побежал . (снег)
  • Не снег и не лёд, а серебром деревья уберет. (иней)
  • Невидимкой, осторожно

Он является ко мне и рисует, как художник,

Он узоры на окне (мороз)

  • Утром бусы засверкали,

Всю траву собой застлали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём. (роса)

  • Пышная вата плывёт куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)

Говорю я брату:

-Ох, с неба сыплется горох!

-Вот чудак, - смеётся брат,-

Твой горох ведь это…. (град)

  • Седой дед у ворот всем глаза заволок. (туман)
  • Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала, солнышко застлала. (туча)

  • Он без рук, он без ног из земли пробиться смог.

Нас он летом в самый зной ледяной поит водой. (родник)

  • Чуть дрожит на ветерке лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике, а широкий – в море. (река)

  • Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый и всё же

Без него мы жить не можем. (воздух)

Подведение итогов (слайд 17)

Подводиться подсчёт набранных командами баллов, выявляется команда – победитель, отмечаются самые активные участники в каждой команде. В заключении зачитывается высказывание М.М. Пришвина.

“Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

- Как понимаете это высказывание?

-Как человек должен относиться к природе?