План-конспект открытого занятия: "Декорирование блюда способом налепа"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Цель: формирование знаний   учащихся о способах  декора глиняных изделий.

Задачи:

  • познакомить  учащихся с новым способом  декора керамических изделий, закрепить знания об орнаменте;
  • развивать логическое, мышление, воображение, самостоятельно выбирать орнамент для декора блюда способом налепа;
  • воспитывать любовь к творчеству через труд и народную мудрость.

Тип занятия: комбинированный

Предварительная работа: изготовление блюда из глины.

Задание: выполнить декорирование блюда простейшим  налепным способом.

Оборудование: блюдо, выполненное из глины на прошлом занятии, дощечка для работы с глиной, стеки, кисть щетинка, стаканчик с водой, влажная тряпочка, салфетка для рук.

Демонстрационный материал

Схемы -  Виды орнамента; «Д/и «Отгадай орнамент» (по мотивам, и расположению);  «Схемы последовательности изготовления деталей для декора» (схема раскатывания жгута нарезка деталей):

«Таблица поэтапного оформления  орнамента»

Музыкальный ряд

Народная музыка.

Литературный ряд

Загадка о блюде, русская народная поговорка о блюдце, пословицы о труде.

Дидактический материал

Раздаточный материал: карточки для  игры «Найди закономерность»

«Выложи  орнамент» - работа у доски,  и для каждого ребенка.

Для работы у доски -  «Помоги Мишутке найти для каждой чашки блюдце», «Найди двух пчёлок с одинаковыми ведрами»,

Структура занятия

№ п/п

Этапы занятия

Время

1.

Организационный момент.

1 мин

2.

Эмоциональный настрой.

1 мин.

3.

Повторение пройденного материала.

13 мин.

4.

Изучение нового материала.

5 мин.

5.

Закрепление нового материала

22 мин.

6.

Подведение итогов.

3 мин.

Ход занятия

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Эмоциональный настрой (1 мин.)

Загадка

Это чудо в сказках встречается,
На нем  яблочко круто катается
И на круглом экране,
Вдруг видение начинается. (Блюдце)

Использование художественного слова (поговорка и пословицы).

3. Повторение пройденного материала (13 мин.)

3.1. Понятие «Орнамент»

- Сегодня речь пойдёт о блюдечке.

- Ребята, ответьте на вопрос, что значит поговорка: «Все тебе подай на блюдечке с голубой каемочкой»?

(Поухаживать за тобой да еще подать на тарелочке не простой, а украшенной.)

Чем украшено блюдечко, о котором мы говорим?

(Голубой каемочкой)

- Что означает  каемочка на блюдечке? (Элемент декора)

- Как называется украшение на блюдечке составленное из различных по ширине каемочек или полосок, других элементов расположенных ритмично (Орнамент.)

Что такое орнамент?

Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Дидактическая игра:

«Помоги Ёжику  и его сестричке»


Рис. 1.

«Найдите закономерность»


Рис.2.

3.2. Классификация орнаментов

Классификация по мотивам:

Геометрический орнамент может состоять из точек, линий (прямых ломаных зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), кругов, ромбов, многогранников, звезд крестов спиралей и др.

Растительный состоит из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.

Зооморфный изображает стилизованные фигуры реальных и фантазийных животных.

Антропоморфный в качестве мотивов используют  стилизованные женские и мужские фигурки человека. Классификация по расположению: линейный, замкнутый.

Д/и «Узнай орнамент»


Рис.3.

«Найди двух пчёлок с одинаковыми ведрами», «Помоги Мишутке найти для каждой чашки блюдце»

 (задание выполняется подгруппами)


Рис. 4


Рис. 5

3.3.Композиционное расположение орнамента в круге

Посмотрите на схему «Расположения орнамента в круге».

- Как можно расположить орнамент? (Зрительно разделить круг  двумя линиями горизонтальной и вертикальной на линиях расположить мотивы.) Чтобы орнамент получился более насыщенным  повторяющимися мотивами можно провести еще две линии по диагонали и на них расположить элементы декора. Там, где пересекаются линии будет центр, его тоже можно задекорировать.

Д/и «Составь орнамент в круге» раздаточный материал

4. Изучение нового материала (5 мин.)

- Чем выполнен декор у блюдечка с голубой каемочкой - (блюдо расписано красками.)

- А если нет у нас красок, а блюдо украсить хочется? Какой метод нанесения декора вы знаете?  (процарапывание острым предметом по сырой глине)

-  Тренировочные блюда мы оформляли плоскими мотивами, а наше заготовленное блюдо будем учиться оформлять объёмными мотивами.

4.1. Объявление темы

«Декорирование блюда способом налепа».

4.2. Словарная работа

Дать определение слову «налеп». (Способ украшения глиняного изделия путем соединения мелких деталей на более крупную основу)

4.3. Технология декорирования блюда способом налепа.

- Чтоб выполнить декор на блюде нам нужны детали, из которых будет складываться узор.

Как же мы будем изготавливать детали? Для этого нам нужно взять комок глины и выполнить следующие действия.

- Чтоб в наших руках из комка глины получился жгут, какой прием лепки мы будем выполнять? (Раскатывание).

 «Схема последовательности изготовления деталей для декора»


Рис. 6


Рис. 7

- После того как у нас получился жгут мы можем нарезать его стекой на мелкие детали кружочки, придать им форму листочка (вытянуть одну сторону), цветочка (расплющив четыре детали и расположить их по кругу, сделав в центре серединку),  (Рис. 6) или квадратика (отбив его по всем четырем сторонам о твердую поверхность) –  и составить узор. (Рис. 7) – усложнённая форма изготовления деталей для тех кто справился с вариантом (Рис. 6).

- Как мы будем крепить на основу детали узора? (нужно сделать насечки и смочить детали водой с помощью кисти и приложить их на нужное место).

5. Закрепление нового материала (22 мин.)

5.1. Эскизирование

5.2. Организация рабочего места.  Скажите   что нам понадобятся для работы.

5.3. Инструктаж по ТБ.  Прежде чем приступить к выполнению задания как надо вспомнить как правильно вести себя:

  • когда у вас в руках острые предметы?
  • если у вас руки в глине что нельзя делать?
  • у вас случается так, что  разливается вода из стаканчиков, чтоб этого избежать что нужно?

5.4. Выполнение творческого задания

Скажите ребята – Чем на занятии мы с вами будем заниматься?

Дети приступают к работе. Педагог следит за осанкой учащихся правильностью выполнения задания.

Пословица о труде: «Только тех, кто любит труд – мастерами назовут» – народная мудрость.

Для поддержания творческого настроения звучит русская народная музыка.

6. Подведение итога занятия (3 мин.)

- Что нового вы сегодня узнали на занятии?

Давайте рассмотрим ваши работы.

 Обсудим; трудно вам было выполнять задание?

Как вы оцениваете свою работу?

6.1 Рефлексия

Вам на занятии было комфортно, хорошо ли вы себя чувствовали? Если да то положите на блюдо красное яблоко- оно сладкое, если не очень комфортно – положите желтое яблоко, если вам было трудно справляться с заданием, не уютно, вы стеснялись, и вам занятие пришлось не по душе, отметьте это зеленым яблоком положив его на блюдо – оно кислое.


Рис. 8

Список литературы

1. Дорожин Ю.Т. Узоры Северной Двины. М., Мозаика-Синтез.

2. Дорожин Ю.Т. Простые узоры и орнаменты. М., Мозаика-Синтез.

3. Попова И. Развиваем логику, внимание и память. М., ООО «Стрекоза», 2007г.

4. Федотов Г. Основы художественного ремесла. Послушная глина. М., АСТ-ПРЕСС, 1999г.