Интегрированный урок (физика + биология) по теме "Сила Архимеда"

Разделы: Физика, Биология


Подготовка к уроку

За две недели до проведения урока ребята собирали интересные вопросы о животных, которые обитают в Байкале. Группа ихтиологов, состоящая из 4-х человек искала ответы на полученные от ребят вопросы из книг о Байкале, интернета.
Перед уроком класс разбивается на три команды, которые будут оказывать помощь ихтиологам во время путешествия.

Основная идея урока.

Группа ученых-ихтиологов решила изучить подводный мир Байкала. Они подготовили необходимое для экспедиции снаряжение: воздушный шар, батискаф, продовольствие, одежду. На воздушном шаре они должны облететь озеро, составить о нем впечатление. Затем, опуститься, в батискафе вглубь озера и изучить подводный мир. Ученым необходимо подготовиться к полету.
Команды помогают ученым рассчитать массы газов, которые необходимы для поднятия в воздух воздушного шара, и выбрать наиболее безопасный газ.
Ихтиологи отправляются в путешествие. Во время полета воздушный шар резко стал снижаться и ученые в батискафе опускаются на дно озера и начинают изучать животный мир Байкала.
Через некоторое время они просят помощи, т.к. у них очень маленький запас кислорода. Команды спешат на помощь. Они рассчитывают время движения своих судов, которые находятся в порту Листвянка. То судно, которое имеет большую скорость, спешит оказать помощь ученым. Спасатели вовремя прибыли к месту катастрофы. На борту судна три понтона, команды должны при помощи расчетов выбрать тот понтон, который можно использовать для поднятия батискафа.
Ребята в группах рассчитываю силу тяжести, силу Архимеда, сравнивают их и делают вывод, какой понтон можно использовать для поднятия батискафа. Расчеты произведены, верно, путешественники спасены.
После короткого отдыха ихтиологи провели пресс-конференцию, и ответили на вопросы, которые интересовали ребят о животном мире Байкала.
После конференции просмотрели видеофильм о Байкале.

Цели урока:

  • Обучающие:
    • формировать целостное восприятие научной картины мира;
    • научить учащихся применять знания, полученные при изучении темы «Сила Архимеда» в нестандартных ситуациях.
  • Развивающие:
    • развивать операционный стиль мышления учащихся;
    • развивать синтетическое мышление учащихся;
    • продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, умение анализировать и делать выводы.
  • Воспитывающая:
    • формировать интерес учащихся к изучению физики и биологии;
    • воспитывать аккуратность, умения и навыки рационального использования своего времени, планирования своей деятельности.

Тип урока: обобщающий.

Форма урока:урок путешествие.

Конечный результат:использование полученных знаний при выполнении контрольной работы по данной теме.

Оборудование урока:персональный компьютер, мультимедийный проектор, таблица плотностей газов, видеофильм о Байкале, видеомагнитофон, карточки-задания для команд.

ХОД УРОКА

Вступление.

– Ребята, сегодня к берегам Байкала отправляется научная экспедиция с целью изучения подводного мира уникального озера. Много экспедиций до сих пор изучают Байкал, но настолько он таинственен и загадочен. (Приложение 1. Слайд 1)
Озеру 25 млн. лет и образовалось оно в результате землетрясения. Озеро содержит 20% мировых запасов пресной воды. Чистоту Байкала поддерживает микроскопическое животное длиной 1 мм – эпишура.
Экспедиция состоит из ученых ихтиологов – они занимаются изучением жизни подводного животного мира. Просим ученых рассказать о задачах экспедиции.

Ихтиолог. Перед нами стоит задача ознакомиться с животным миром Байкала. Мы подготовили необходимое для экспедиции снаряжение: воздушный шар, батискаф, продовольствие, одежду. На воздушном шаре мы облетим озеро, составим о нем впечатление. Затем, опустимся, в батискафе вглубь озера и будем изучать подводный мир. А теперь нам необходимо подготовиться к полету.

(Приложение 1. Слайд 2)

Учитель. Ребята, нужно помочь ученым поднять в воздух воздушный шар.

Вопрос: «Какими газами наполняют воздушные шары?»

Наша помощь заключается в расчете необходимой массы газа для накачивания шара, который смог бы поднять в воздух груз, массой 3960 кг.

Задание 1 для первой команды

Определить массу газа гелия, необходимую для накачивания шара, который смог бы поднять в воздух груз массой 3960 кг.

(При решении задач плотности газов округлить до десятых)

Задание 1 для второй команды

Определить массу газа водорода, необходимую для накачивания шара, который смог бы поднять в воздух груз массой 3960 кг.

(При решении задач плотности газов округлить до десятых)

Задание 1 для третьей команды

Определить массу газа теплого воздуха, необходимую для накачивания шара, который смог бы поднять в воздух груз массой 3960 кг.

(При решении задач плотности газов округлить до десятых)

Ребята рассчитывают массы гелия, водорода и теплого воздуха.

Ответы:

m (гелия) = 720 кг
m (водорода) = 330 кг
m (теплого воздуха) = 47520 кг

Вопрос: «Какой газ более безопасен?» Ответ: Гелий

Учитель. Мы оказали помощь в расчете массы газа. А сейчас посмотрим, как осуществляется запуск воздушных шаров.

(Приложение 1. Слайд 3)

Наши путешественники поднялись на воздушном шаре. Пожелаем им успешного полета. Будем поддерживать с ними радиосвязь.
Мы получили первую радиограмму:
«Шар поднимается. Высота 1000 м, температура воздуха 15 градусов. Давление 526 мм.рт.ст. Самочувствие нормальное. Держите связь»

Вопрос: «Что означает число 526 мм.рт.ст.?»

Задание. Представить давление 526 мм. рт. ст. в основной единице измерения ( 70115,8 Па)

Вторая радиограмма: «Находимся вблизи о. Ольхон. Что-то произошло с оболочкой шара. Быстро падает высота. Помогите нам!»

Учитель. Что вы можете посоветовать ребята? (Выбросить балласт)

Новая радиограмма. «Ваш совет помог ненадолго. Снова резко падает высота. Приняли решение опуститься на дно озера в батискафе»

(Приложение 1. Слайд 4)

Ученые ихтиологи изучают животный мир Байкала.

(Приложение 1. Слайд 5)

Звучат сигналы SOS.

Учитель. Ученые просят о помощи. Нам известно, что запаса кислорода у них хватит на 18 часов.
Все суда находятся в порту п. Листвянка на расстоянии 505 км от места катастрофы.

1 команда – экипаж пассажирского судна, которое развивает скорость 22км/ч
2 команда – экипаж катера, который движется со скоростью 25км/ч
3 команда – экипаж маленького буксира, который движется со скоростью 30км/ч.

Задание 2 для первой команды

Может ли экипаж вашего судна оказать помощь?

Задание 2 для второй команды

Может ли экипаж катера оказать помощь?

Задание 2 для третьей команды

Может ли экипаж вашего буксира оказать помощь?

Учащиеся рассчитывают время движения судов.

Учитель. Какое решение приняли?

Ответы:

1 команда – Не можем выйти на помощь. (Время в пути – 22,95 ч)
2 команда – Не можем выйти на помощь. (Время в пути – 20,2 ч)
3 команда – Плывем на помощь. (Время в пути – 16,8 ч)

Учитель. Спасатели во время прибыли на место катастрофы. Сейчас не теряя ни минуты нужно поднять батискаф со дна.
Задача сложная. На борту буксира имеется три понтона разных объемов. Масса батискафа 2000 кг, каким понтоном можно его поднять.

Задание 3 для первой команды

1. Рассчитайте объем понтона, если

a = 0,2м
в = 0,2м
с = 2м

2. Можно ли вашим понтоном поднять батисферу на поверхность воды?

Задание 3 для второй команды

1. Рассчитайте объем понтона, если

a = 0,5м
в = 0,5м
с = 4м

2. Можно ли вашим понтоном поднять батисферу на поверхность воды?

Задание 3 для третьей команды

1. Рассчитайте объем понтона, если

a = 0,8 м
в = 0,9 м
с = 3 м

2. Можно ли вашим понтоном поднять батисферу на поверхность воды?

Ребята рассчитывают силу тяжести, силу Архимеда, сравнивают их и делают вывод

Ответы:

1 команда. F тяж. = 20000 н; F А = 800 н (Сила тяжести больше силы Архимеда, поэтому этот понтон нельзя использовать для подъема батискафа)
2 команда. F тяж. = 20000 н; F А = 10000 н (Сила тяжести больше силы Архимеда, поэтому этот понтон нельзя использовать для подъема батискафа)
3 команда. F тяж. = 20000н; F А = 21600 н (Сила Архимеда больше силы тяжести, этот понтон используем для подъема батискафа)

Выбираем третий понтон.

Учитель. Расчеты произведены, верно, наши путешественники спасены.

(Приложение 1.Слайд 6.)

После короткого отдыха ученые ихтиологи провели пресс-конференцию.

(Приложение 1.Слайд 7.)

Журналисты задают вопросы ученым:

1. Есть ли в Байкале млекопитающие?
2. Сколько нерпы в Байкале?
3. Какой возраст нерпы?
4. Сколько детенышей приносит нерпа в течение года?
5. Чем детеныши отличаются от взрослых осыбей?
6. Что такое хобунок?
7. Каких размеров достигает нерпа?
8. С какой скоростью плавает нерпа?
9. До какой глубины ныряет нерпа?
10. Какие самые крупные и самые мелкие рыбы живут в Байкале?
11. Какие самые плодовитые рыбы в Байкале?
12. Какая самая многочисленная рыба в Байкале?
13. Есть ли красная рыба в Байкале?
14. Издают ли рыбы звук?
15. Хороший ли у рыб слух?
16. На каких глубинах встречается омуль?
17. Какой самый крупный размер и вес омуля?
18. Сколько лет живет осетр?
19. Почему голомянку не ловят рыбаки?
20. На какой глубине в Байкале живут водоросли?

Ихтиолог. Пролетая над Байкалом, мы увидели красоту озера и запечатлели ее.

Просмотр видеофильма о Байкале.

Итог урока

Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе.