Повторно-обобщающий урок по истории Древнего Египта

Разделы: История и обществознание

Класс: 5

Ключевые слова: фараоны, иероглифы


Тип урока: повторно-обобщающий

Форма урока: соревнование по командам

Образовательные задачи:

  • закрепление навыков работы с исторической картой;
  • закрепление знаний важнейших географических и исторических объектов Древнего Египта;
  • проверка знания фактов из жизни египетской знати, ремесленников, фараона;
  • проверка знаний о культуре Древнего Египта;
  • закрепление навыков решения задач по хронологии.

Развивающие задачи:

  • продолжить формировать навыки составления рассказа;
  • продолжить формировать умение работать в малой группе;
  • продолжить формировать навыки заполнения контурной карты.

Воспитательная задача: заинтересовать учащихся нестандартной формой урока и пробудить интерес к истории, показать важность культурного наследия Древнего Египта.

Средства и оборудование:

  • бейджики с названиями команд (Северный Египет, Южный Египет, Объединенный Египет);
  • жетоны-скарабеи для награждения;
  • карточки с заданиями, ребусами;
  • распечатка контурной карты «Военные походы фараонов»;
  • настенная историческая карта «Древний Египет»;
  • вещи: статуэтка сфинкса, папирус, бюст фараона;
  • цветные карандаши.

Ход урока.

1. Вводное слово учителя

о важности истории Древнего Египта, объявление правил соревнований (какие конкурсы как будут оцениваться, назначение судей).

2. С помощью жребия команды выбирают названия.

3. Конкурсы.

1 конкурс: «А знаете ли Вы, где это находится?» (1 балл за правильный ответ у исторической карты).

  • Северный Египет – течение Нила, моря, омывающие Египет.
  • Южный Египет – первая столица Египта, районы земледелия в Египте.
  • Объединенный Египет – район великих пирамид, золотые рудники Египта.

2 конкурс: «Расскажите о том, как жили в Древнем Египте…» (от 3 до 5 баллов в зависимости от точности и информативности рассказа).

  • Карточка-задание для команды Северного Египта.
    «Расскажите о том, как жили в Древнем Египте ремесленники и земледельцы».
  • Карточка- задание для команды Южного Египта.
    «Расскажите о том, как жили в Древнем Египте вельможи».
  • Карточка задание для команды Объединенного Египта.
    «Расскажите о том, как жили в Древнем Египте фараоны».

3 конкурс: «Задачи по хронологии» (2 балла).

  • Задание для команды Южного Египта.
    «Что было раньше и на сколько веков, образование единого государства в Египте или строительство пирамиды Хеопса? Если известно, что единое государство в Египте образовалось ок. 3000 г. до н.э., а постройка пирамиды относится к ок. 2600 г. до н.э.».
  • Задание для команды Северного Египта.
    «Сколько лет назад началось строительство пирамиды Хеопса? Сколько это веков? Если известно, что пирамида была построена ок. 2600 г. до н.э., а сегодня 2009 г. н.э.».
  • Задание для команды Объединенного Египта.
    «Что происходило позже и на сколько веков, строительство пирамиды Хеопса или завоевания Тутмоса III? Если известно, что пирамида была построена ок. 2600 г. до н.э., а походы Тутмоса III начались в 1500 г. до н.э.».

4 конкурс: «Рассказ о вещи» (от 3 до 6 баллов).

5 конкурс: «Конкурс капитанов – Снежный ком» (3,4,5 баллов).

Капитанам предлагается продолжить фразу: «Египетские пирамиды знамениты тем, что…». Побеждает тот, кто придумает наибольшее количество предложений.

6 конкурс: «Головоломка» (2 балла).

7 конкурс: «Контурная карта» (2 балла).

4. Подведение итогов. Награждение победителей.

Литература:

  1. Игры и занимательные задания по истории. М., Дрофа, 2003