Урок географии по теме "Электоэнергетика мира"

Разделы: География


Цели урока:

  1. Продолжить формирование ЗУН по предметам: читать карту, заполнять таблицу, работать с учебной литературой, строить диаграмму, делать выводы. Обеспечить в ходе урока ознакомление учащихся со структурой электроэнергетики, её проблемами и перспективами развития.
  2. Продолжить работу над развитием речи учащихся, их мышления, памяти и внимания.
  3. Воспитывать положительное отношение к предметам и знаниям. Продолжить формировать нравственные качества учащихся.

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Показать развитие электроэнергетики как одной из отраслей авангардной тройки.
  2. Дать характеристику различных типов электростанций.
  3. В целях экологического воспитания показать влияние электроэнергетики на окружающую среду.

Оборудование: Карта “Электроэнергетика мира”. Таблицы: “Ведущие производители электроэнергии”, “Десять крупнейших ГЭС мира”. Атласы, учебники В.П. Максаковский “География - 10” М. Просвещение, 2005.; карточки-задания, калькуляторы, компьютеры, интерактивная доска, слайдовая презентация.

Тип урока: комбинированный.

Формы урока: коллективная, индивидуальная.

Режимы урока: экстраактивный, интраактивный, интерактивный.

Методы урока: метод контроля, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

План урока:

  1. Организационный этап 4 мин.
  2. Повторение пройденного материала 8 мин.
  3. Изучение нового материала 33 мин.
  4. Практическая работа 38 мин.
  5. Заключительный этап 7 мин.

Ход урока

Учитель географии:

I. Организационный этап.

Сегодня у нас необычный урок – интегрированный урок географии и физики.

Тема урока: “Электроэнергетика мира”.

На уроках географии мы рассматриваем эту тему при изучении топливно-энергетического комплекса мира. На уроках физики при изучении тем: “Тепловые двигатели” и “Производство и передача электроэнергии”.

Готовясь к этому уроку, вы получили опережающее задание подготовить материал о различных видах электростанций мира.

Сегодня на уроке вы узнаете:

  • о состоянии мировой энергетики.
  • о различных типах электростанций.
  • о проблемах и перспективах отрасли.

На уроке научитесь:

  • анализировать диаграмму, выстроенную в заданном масштабе.
  • делать выводы о развитии отрасли.

Ваша работа будет успешной, если вы активно будете работать с учебником, дополнительным материалом и внимательно слушать выступления учащихся.

II. Повторение пройденного материала.

Индивидуальный опрос по темам:

1. Топливная промышленность.
2. Основные виды энергетических ресурсов.

Учитель физики:

3.Что вы узнали об энергии топлива на уроках физики?

III. Изучение нового материала.

Откройте тетради и запишите тему урока: “Электроэнергетика мира”

Изучать отрасль будем по плану:

1. Значение отрасли.
2. Объёмы выработки электроэнергии по странам мира.
3. Структура электроэнергетики (по видам электростанций).
4. Проблемы отрасли.
5. Перспективы развития - использование альтернативных источников энергии.

Учитель географии:

1. Значение отрасли.

В нашем цивилизованном обществе от энергии зависит всё, без неё не будет совершаться работа. Энергия может совершать иногда созидательную, а иногда разрушительную работу (например, атомная бомба).

Электроэнергетика-это ключевой элемент жизнеобеспечения стран. Без энергии хозяйство мертво, а жизнь страны невозможна. Даже изменение цен на отдельные энергоносители приводит к неожиданным последствиям в экономике. Так, энергетический кризис 1985г., когда нефтедобывающие страны (ОПЕК) подняли цены на нефть, привёл к потрясению всю мировую экономику.

Электроэнергетика – одна из отраслей авангардной тройки. Её роль заключается в обеспечении электроэнергией других отраслей хозяйства и населения. Её значение резко возросло в эпоху НТР в связи с развитием электронной промышленности и комплекса автоматизации производства. Производство и потребление электроэнергии растёт быстрыми темпами. Так в 1990 г. – 11,6 трлн. кВт? ч. в 2000г.- 16,4 трлн кВт? ч.

2. Объёмы выработки электроэнергии по странам мира.

По объёмам выработки электроэнергии развитые страны в значительной степени опережают развивающиеся страны.

- Среди регионов мира лидируют Северная Америка и западная Европа.
- Среди стран мира ведущими производителями электроэнергии являются (показать на карте):

“Ведущие производители электроэнергии” Таблица №1

Страна Выработка, млрд кВт*ч
1.США
2.Янония
3.Китай
4.Россия
5.Канада
6.ФРГ
7.Франция
8.Индия
9.Великобритания
10.Бразилия
3600
950
900
860
530
525
470
400
310
265

В составе “первой десятки” лидируют семь стран Севера и три страны Юга. По объёмам выработки электроэнергии на душу населения, безусловно, лидируют Норвегия, Канада, Швеция, США, Финляндия. Наименьший показатель - страны Африки, Китай, Индия.

Обратимся к учебнику за интересными фактами (ДТ [2] с. 165)

Учитель географии:

3. Структура электроэнергии.

Ребята, какие вы знаете традиционные типы электростанций?

- Ответ: ( ТЭС, ГЭС, АЭС)

Давайте обратимся к карте “Электроэнергетика мираПо круговой диаграмме видно, что:

а) В структуре выработки электроэнергии в мире первое место принадлежит ТЭС. Их доля составляет 63%
б) Второе место производства электроэнергии обеспечивает ГЭС. Их доля составляет 20%
в) Третье место принадлежит АЭС. Их доля составляет 17%

Сейчас мы будем заносить данные по традиционным видам электростанций в карточку №1. Приготовьтесь с ней работать. Внесите данные в графы тип электростанции и доля вырабатываемой ими электроэнергии.

К сегодняшнему уроку вы готовили рефераты о работе различных типов электростанций. Прослушаем учащихся, готовивших материал о ТЭС. По ходу выступлений докладчиков всем остальным надо будет заполнять карточку. Поэтому будьте предельно внимательны при заполнении колонки технико-экономические особенности.

Итак, слушаем материал о ТЭС, ГЭС и АЭС.

По ходу заполнения карточки идут дополнения учителей.

Учитель географии:

Десять крупнейших ГЭС мира.

Таблица №2

Название Страна Мощность, млн кВт*ч
Итайпу Бразилия-Парагвай 12,6
Гранд-Кули США 10,8
Гурии Венесуэла 10,3
Тукурун Бразилия 8,0
Саяно-Шушенская Россия 6.4
Корпус-Посадос Аргентина-Парагвай 6,0
Красноярская Россия 6,0
Ла-Гранд-2 Канада 5,2
Черчила-Фолз Канада 5,2
Кориндо Бразилия 5,0

Учитель физики:

Третье место принадлежит АЭС. В мире 450 атомных реакторов. Атомная энергетика обеспечена сырьём. К числу главных производителей уранового концентрата (U3 O8) относятся Канада, Австралия, Намибия, США и Россия.

Выступление учащихся об АЭС.

Карточка №1(ожидаемый результат)

Тип электростанции Доля вырабатываемой электроэнергии Технико-экономические особенности Крупнейшие электростанции
ТЭС 63% 1. Используют невозобновляемые ресурсы
2. Сильно загрязняют атмосферу
3. Воздействуют на водные ресурсы
4. Быстро строятся.
США, Китай, Россия, ФРГ, Польша, ЮАР, Нидерланды, Италия.
ГЭС 20% 1. Используют возобновляемые энергоресурсы
2. Производят самую дешёвую электроэнергию
3. Длительное время строительства
4. Меняют уровень грунтовых вод, что приводит к заболачиванию территории
Канада, США, Бразилия, Россия, Китай, Норвегия.
АЭС 17% 1. Создают опасность радиационного заражения
2. Производят дорогую электроэнергию
3. Неисчерпаемый запас топлива
США, Франция, Япония, ФРГ, Швеция, Россия, КНР, Канада, Великобритания, Украина.

Учитель географии:

4. Проблемы отрасли.

Итак, как вы поняли из выступлений, что основными проблемами электроэнергетики является:

1. Истощение запасов первичных энергоресурсов и их удорожание.
2. Загрязнение и разрушение природной среды.

Об этом более подробно расскажет наш эколог.

Эколог:

Проблема загрязнения и разрушения природной среды стоит очень остро. Тепловая электроэнергетика выбрасывает в атмосферу огромное количество вредных веществ (двуокись серы, окись азота, зола и т.д.), тем самым изменяется газовый состав атмосферы, повышается температура воды и воздуха.

Гидроэнергетика приводит к экологическим нарушениям при строительстве ГЭС: затоплению земель и нарушению водного баланса территории, гибели рыб, изменению режима рек и растительного покрова.

Возникновение атомной энергетики породило проблему захоронения отходов и аварий на АЭС.

Учитель физики:

5. Перспективы развития – использование альтернативных источников энергии.

Решение проблем, перечисленных нашим экологом и проблем истощения запасов минерального топлива, видится в переходе к энергосберегающей политике, к использованию альтернативных (нетрадиционных) источников энергии.

Какие вы знаете нетрадиционные типы электростанций?

Ответ: ПЭС, СЭС, ВЭС, ГеоТЭС

Давайте послушаем наших докладчиков и заполним карточку №2, внося в неё названия стран.

Карточка №2 (ожидаемый результат)

Приливные электростанции (ТЭС) Солнечные электростанции (СЭС) Ветровые электростанции (ВЭС) Геотермальные электростанции (ГеоТЭС)
Франция
Великобритания
Канада
Россия
Индия
Китай
Кислогубская
Работают в 30 странах мира
Франция
Испания
Япония
США
Крым
Западная Европа
Дания, ФРГ
Великобритания
Нидерланды
США, Индия
Китай
Север России
Страны Центральной Америки
Филиппины
Исландия
Камчатка (Паужетская ГТЭС)

Учитель географии:

Давайте обратимся к учебнику за справочным материалом о ВЭС стр. 166 и ГТЭС стр.166.

Международная транспортировка электроэнергии осуществляется с помощью магистральных ЛЭП.

Итак, вы узнали о состоянии мировой электроэнергетики, о различных типах электростанций и проблемах и перспективах отрасли.

А сейчас переходим ко второй части урока - практической работе.

IV. Практическая работа.

1. Постройте диаграмму, используя таблицу №1“Ведущие производители электроэнергии” в масштабе: в 0,5 см. 265 млрд кВт? ч Ответьте ,в каких странах электроэнергия развивается на собственном сырье, в каких на привозном?

2. Заполните карточку №3: “География промышленности”.

С помощью текста учебника (стр.130-131) заполните пропуски в предложениях.

(Ожидаемый результат).

1) Наиболее ярко ориентация на ТЭС выражена в таких “угольных ” странах, как Польша или ЮАР, и в таких “нефтяных” странах, как Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Алжир, где ТЭС дают всю электроэнергию.
2) Гидроэлектростанции вырабатывают более 90 % электроэнергии в Норвегии, Бразилии и Киргизии.
3) Более всего электроэнергии на АЭС вырабатывают Франция, Литва и Бельгия.
4) Геотермальные электростанции в Исландии используются не только для получения электроэнергии, но и для отопления.

Давайте проверим правильность заполнения карточки (один ученик читает ответы, другие проверяют).

3. Заполните карточку №4, (задание выполняется на компьютере).

“Электроэнергетика” Карточка № 4

1. На рисунке показаны доли электроэнергии, производимой различными типами электростанций. Подпишите их, отметьте их процентное содержание.

2. Укажите, к каким типам электростанций относятся следующие технико-экономические особенности:

  • Используют невозобновляемые ресурсы.
  • Сильно загрязняют атмосферу.
  • Воздействуют на водные ресурсы.
  • Используют возобновляемые энергоресурсы.
  • Длительное время строительства.
  • Дают самую дешёвую электроэнергию.
  • Создают опасность радиационного заражения.
  • Дают много твёрдых отходов.
  • Дают дорогую электроэнергию.

Учитель географии:

V. Заключительный этап.

1. Домашнее задание: на контурной карте разными цветами нанесите крупнейшие электростанции мира, используя карточку №1.

2. Пользуясь планом, скажите, пожалуйста, что вы узнали нового на уроке, чему научились? Сформулируйте вывод урока.

Вывод урока (ожидаемый результат):

Электроэнергетика – одна из отраслей “авангардной тройки”. Её роль заключается в обеспечении электроэнергией других отраслей хозяйства и населения.

Производство и потребление электроэнергии растёт высокими темпами. Отрасль продолжает изменяться и, прежде всего под воздействием НТР. В состав “первой десятки” стран по объёмам выработки электроэнергии лидируют семь стран Севера и три страны Юга. Но по размерам выработки электроэнергии на душу населения различия между ними остаются ещё большими.

Электроэнергия вырабатывается на различных видах электростанций ТЭС -63%, ГЭС-20%, АЭС-17%, которые имеют технико-экономические особенности.

Проблема отрасли состоит в истощении запасов первичных энергоресурсов и загрязнении природной среды.

Перспективы отрасли - в энергосберегающих технологиях и использовании нетрадиционных источниках энергии ПЭС, СЭС, ВЭС и т.д.

Оценки за работу на уроке.

Спасибо за урок.

Приложение 1;
Приложение 2;
Приложение 3.