Урок химии по теме " Обобщение знаний о металлах"

Разделы: Химия


Цели:

  • повторение и систематизация знаний о металлах,
  • развитие воображения,
  • уверенное применение знаний на практике.

Время урока: 40 минут.

Тип урока: урок-игра «Счастливый случай».

ХОД УРОКА

I. Вступительная часть: знакомство учащихся с темой и целью урока

II. Деление группы на три команды

III. Основная часть урока

Конкурс 1. «Разминка»

(За каждый правильный ответ – 1 балл.)

1) Самый легкоплавкий металл. (Hg).
2) Самый пластичный металл. (Au, Pt).
3) Самый тяжёлый металл. (Os).
4) Какие ионы образуют металлы? (Катионы).
5) По какому свойству мы можем отличить металл от других веществ, только взглянув на него? (Металлический блеск).
6) Самый мягкий металл. (K, Na).
7) Какую степень окисления металлы проявляют в соединениях? (Положительную).
8) Самый тугоплавкий металл.(W).
9) Самый лучший проводник тепла и электрического тока.(Ag).
10) Как изменяется восстановительная способность металлов в ряду электрохимических напряжений? (Возрастает от Au к K).
11) Самый худший проводник тепла и электрического тока. (Hg),
12) Самый лёгкий металл. (Li).
13) Самый твёрдый металл. (Cr).
14) Какой металл при обычной температуре и при нагревании свыше 2000C – очень хрупкий? (Zn).
15) Что такое алюминотермия? (Это способ получения чистого металла из его оксида с помощью алюминия).
16) Какой металл может растаять на руке? (Cs).
17) Самое тугоплавкое вещество? (TaC – карбид тантала).
18) Перечислите с какими сложными веществами взаимодействуют металлы? (Кислоты, соли, вода).
19) Перечислите с какими простыми веществами взаимодействуют металлы? (О2, S, Н2, С. галогены).
20) Какой металл используют для транспортировки азотной кислоты? (Al).

Конкурс 2. «Составьте…»

На доске для каждой команды записано задание. Составьте уравнение реакции взаимодействия:

  1. Al c C,HCl,Cl2 , Н2О , MgO.
  2. Са с О2, S,Br2 , Н2, Н2О.
  3. К с Н2О, НСl,H2,S,F2.

За каждое правильно написанное уравнение даётся 1 балл. Задание выполняет представитель от команды. Пока представители заняты – с остальными проводится конкурс 3.

Конкурс 3. «Назови металл»

Ведущий показывает карточки с химическими знаками металлов: Al,K,Na,Li,Rb,Cs,Fr,Ca,Ba,Sr,Ra,Mg,Be,Cu,Zn,Ti,Cr,Fe,Ni,Pt,Au,W,Os,Hg,Ag,Ni.
За каждый правильный ответ даётся 1 балл.

Конкурс 4. «Тёмный ящик»

На столе стоят 2 коробочки, в которых лежит по одному предмету – их необходимо отгадать по свойствам.

Коробочка №1

  • Этой вещью мы пользуемся каждый день. Металл, из которого сделана эта вещь, входит в состав сапфира и рубина. (7 баллов).
  • Сырьём для получения этого металла служит боксид. (6 баллов).
  • Силикатные соли этого металла содержатся в белой глине, из которой изготавливают фарфор и фаянс. (5 баллов).
  • Этот металл используют для получения металлов из их оксидов.(4 балла).
  • Сплавы этого металла используются в самолётостроении. (3 балла).
  • Из этого металла делают фольгу. (2 балла).
  • Из этого металла делают посуду. (1 балл).

В коробочке №1 – алюминиевая ложка.

Коробочка №2

  • Это вещество входит в состав крови и лимфы, выделяется потовыми железами. (6 баллов).
  • Его добавляют в пищу человека и животных. (5 баллов).
  • Это вещество необходимо для получения соды, щёлочи, щелочного металла, галогена. (4Балла).
  • Это вещество служит консервирующим средством. (3 баллов).

В коробочке №2 – поваренная соль.

Конкурс 5. «Без металлов жизнь была бы сложной»

– Чтобы успешно ответить на вопросы конкурса необходимо помнить использование различных металлов. За правильный ответ – 1 балл.

  • Соли каких металлов используют в пиротехнике для устройства фейерверков и салютов? (Ca,Ba,Sr,Mg).
  • Какой металл опасен для организма, а его растворимые соли поражают нервную систему и вызывают размягчение костей? (Ba).
  • Соединения какого металла используют как огнеупорные материалы? (Mg).
  • Как одним словом назвать: мрамор, известняк, мел, гипс, исландский шпат? (Кальцит).
  • Какой металл входит в состав драгоценных камней – берилла, изумруда, аквамарина, александрита? (Be).
  • Соединения этого металла используют для производства мыла, стекла, для очистки нефтепродуктов, для стирки белья и мытья посуды, в медицине. (Na).
  • Какой металл входит в состав селитры и поташа? (К).
  • Какой металл используется в аккумуляторах с большой ёмкостью и с высокой разностью потенциалов? (Li).
  • Из этих металлов изготавливают фотоэлементы, используют для ионной плазмы в ракетных двигателях. (Rb,Cs).
  • Этот металл в чистом виде используется в электротехнике для изготовления электропроводов, кабелей, в теплообменных аппаратах, входит в состав различных сплавов. (Cu).
  • Этот металл используют для антикоррозийных покрытий, для изготовления различных сплавов и гальванических элементов. (Zn).
  • Этот металл не действует на живые ткани, поэтому его используют в хирургии для скрепления костей. (Ti).
  • Этот металл добавляют в высококачественные стали, он служит для изготовления металлорежущих и хирургических инструментов. (Сr).
  • Этот металл мы встречаем дома на кухне, в машине, на заводах в основном в виде сплавов чугуна и стали. (Fе).
  • Этот металл используется в качестве катализатора во многих химических реакциях, для производства различных сплавов, для покрытия поверхности других металлов. (Ni).
  • Этот металл используется для изготовления высокотемпературных датчиков, термоизмерительных приборов, для химически устойчивой лабораторной посуды, в ювелирных изделиях. (Рt).

IV. Итог урока

Производится окончательный подсчёт баллов и определяется команда-победитель.
Преподаватель определяет наиболее активных учащихся и поощряет их хорошими оценками. Если осталось время – неактивным учащимся даётся возможность получить оценку.