Урок обучения грамоте: "Согласные, звонкие, твёрдые, глухие и мягкие звуки З"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся со звуками [Р], [Р’] ;
  • работа с моделями слов; чтение слов по слогам и орфоэпически;
  • воспитывать внимательность.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Ребята сегодня у нас гости, посмотрите на них. А это мои первоклассники, они занимаются всего два месяца по –  новому  УМК «Перспективная начальная школа». Мы постараемся вам показать, чему мы научились за это время.

II. Формирование ЗУН

– Ребята, нам много сегодня придется говорить, поэтому начнем урок со скороговорки: «Орел на горе, перо на орле». Какой звук вы слышите почти в каждом слове? (Р)
Мы продолжаем путешествие по стране Звуков и Букв.

Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.

(На доске)      А О Р У И Ы Э

– Все ли здесь в порядке? Почему?
– Какой звук лишний (Р – согласный)

Учитель: вот с этим звуком и новой буквой мы сегодня познакомимся. Как вы думаете, а какое имя у этого звука? (РЭ)

Ученик:

«Я не «рэ», не «рэ, не «рэ»
Рокочу я громким громом,
И реву звериным ревом –
Вот тигриным, например,
Мое имя буква «эр»!

Учитель: Повторите, ребята, буква «эр»!

Вывод: буква «эр», звук [Р]. (Плакат на доску)

На что похода буква Р?
Дрожу от страха до сих пор!
Воскликнуло полено,
Похожа буква на топор
Расколет  непременно.

На флаг похожа буква Р,
На знак дорожный, например.
Вот буква Р, гласит она:
Стоянка здесь запрещена.

– А сейчас, ребята, мы посмотрим фрагмент урока веселой азбуки тетушки Совы.

Задание: запомнить как можно больше слов на букву Р.

III. Игра «Аукцион слов на букву Р» (подарок – сова)

– А теперь назовем свои слова на букву Р. Это прежде всего главные слова. Какие? (Родина, Россия)
– Что такое Родина?
– Как называется наша Родина? (Плакаты)
– Какое предложение можно составить с этими словами? (Наша Родина – Россия.)

IV. Физминутка:

Ра-ра-ра – отдохнуть пришла пора,
Ши-ши-ши – ты руками помаши,
Ща-ща-ща – головою повращай,
Жи-жи-жи – лево, право покажи,
Ча-ча-ча – тянем руки до плеча,
Чу-чу-чу – ты присядь, я помолчу,
Щу-щу-щу – всех глазами поищу.

V. Работа по учебнику

Характеристика и сравнение звуков [Р – Р’]

Учитель: вспомним : [Р]  – звук какой? (Согласный). Почему?

Рисуем схему. 

– Как рычит собака?  (Р-р-р)
Хорошо слышно? Звонко? Значит, какой звук? (Звонкий)
Как назвала его тетушка Сова? (Рычащий)
– Что добавим к схеме, чтобы показать, что согласный звук звонкий (Точку в квадратик)
Что вы видите на первой картинке? (Хор)
– Где находится звук «Р» в слове? (В конце слова)
– Как он звучит твердо или мягко? (Твердо)
– Кого  видите на второй картинке? (Хорь)
– Где находится звук «Р»? (В конце слова)
– Как он звучит твердо или мягко? (Мягко)
– Какая будет схема у этого звука?

VI. Звуковой анализ слов и игра «Камень, вата»

– Кто еще нарисован на этой странице? (Рысь)
– Каким словом из игры мы охарактеризуем этот звук? (камень)
– Что находится в пакете? (Рис) (вата)
– Кто еще нарисован?  (Крот)  (камень)
– Что делал крот? (Рыл) (камень)

Работа со схемами на плакатах у доски. (Схемы взяты из Азбуки)

(По одному ученику выходят к доске, ставят гласный звук – читают слог).

VII. Чтение слогов и игра «Доскажи словечко»

– Проверим, как мы научились читать слоги и будем договаривать их до полного слова (учитель показывает слог, дети  читают его и договаривают до полного слова).
– Почитаем в учебнике слова (слог – слово по слогам – выделяем ударный слог: ру- – ру-лон – руло’?н)

VIII. Творческое задание

Составить из слогов слова (у каждого ребенка слоги).

IX. Работа в парах

– Придумайте предложение, где все слова начинаются на букву «Р».

(– Рома рисовал рисунок.
– Рыбак рыбачил на речке.
– Рысь рычит)

– Послушаем какие чистоговорки вы придумали дома.

X. Итог

– Чему научились?
– Что понравилось?

– Все молодцы!