Оптимизация обучения школьников иностранному языку с помощью современных информационных технологий

Разделы: Иностранные языки


В процессе учебной деятельности в школе учителя иностранного языка обычно сталкиваются с рядом трудностей и противоречий:

  1. Дети в школе изучают иностранный язык, но в большинстве своем затрудняются общаться на нем даже на самые простые темы. Трудность заключается в том, что для изучения иностранного языка отсутствует, во-первых, языковая среда, а во-вторых, мотивация. Дети не желают использовать иностранный язык в качестве средства общения, имея в своем распоряжении даже не один, а два-три языка (русский, ненецкий, коми).
  2. Противоречие традиционной школы – групповая форма организации обучения и индивидуальный характер усвоения знаний.
  3. Необходимость развивать творческий потенциал личности и нередко отсутствие необходимых условий для индивидуальной работы с каждым учеником.
  4. Начав работать в сельской школе Крайнего Севера, где половина детей – дети кочующих оленеводов, активно использующих два-три языка в своей практике, я также столкнулся с этими трудностями и противоречиями. Поэтому я поставил перед собой цель – создать благоприятные условия для успешного овладения учащимися иноязычной речью и соответствующие задачи:

  • выбрать технологии обучения, эффективные для учащихся данной школы, которые бы позволили практически разрешить эти противоречия и проблемы;
  • создать учебную мотивацию к изучению иностранного языка и условия для развития творческого потенциала учащихся;
  • создать учебное пособие для учащихся, учитывающее специфику национальной сельской школы Крайнего Севера.

За основу преподавания я принял идею интенсификации учебного процесса с помощью дидактических средств, технических средств обучения и новых информационных технологий.

Ответом, направленным на разрешение противоречия традиционной школы (групповая форма организации обучения и индивидуальный характер усвоения знаний), стал принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном (субъектном) уровне.

Другие принципы, которыми я руководствуюсь в своей педагогической деятельности:

  • Принцип сознательности обучения.
  • Принцип практического направления обучения.

Учащиеся знают, где и как они смогут применить свои знания на практике. Ситуации общения максимально приближены к реальной жизни.

  • Принцип интеграции с другими учебными дисциплинами (русский язык, география, информатика и т.д.).
  • Принцип перехода от простого к сложному.
  • Принцип создания успеха в обучении, развитии, воспитании. У. Глассер отмечает, “…что человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если не познает успеха в чем-то для него важном. Первого, по-настоящему реального успеха достаточно, чтобы все те неблагоприятные факторы, о которых резонно говорят социологи, могли быть нейтрализованы”. В первом же году моей работы в Белоярской школе мне удалось вызвать живой интерес к изучению английского языка у школьников благодаря тому, что они увидели положительные результаты своего труда, поверили в свои силы, т.е. их обучение было успешным. В этом же году ученица 11 класса Русакова Надежда решила попытаться поступить в Тюменский университет на факультет английского языка и поступила (до этого никто в этой школе не пытался поступать на факультет иностранных языков). Этот успех вызвал энтузиазм у многих учащихся, и уже более 10 моих выпускников поступили и обучаются на факультете иностранных языков разных образовательных учреждений страны. Некоторые уже закончили и работают в школах и в других организациях.
  • Принцип максимального участия учеников в учебном процессе. Обучение по принципу “все, что могут делать ученики, не должен делать педагог” позволяет развивать в учащихся черты победителя, лидера. Этот принцип позволяет также разгрузить педагога и родителей от рутинной работы. Его можно реализовать с помощью современных информационных технологий. Я использую компьютерную технологию как “проникающую” технологию, т.е. применяю компьютерное обучение для решения отдельных дидактических задач. Вместе с тем, эта технология занимает все больший удельный вес в моей педагогической деятельности.

Включение в арсенал действующих средств обучения видеоматериалов позволило мне по-новому строить и решать такие исконно трудные задачи, как повторение и обобщение изученного материала, контрольная проверка знаний, различные варианты творческих заданий. Система видеоинформации, хранящейся в видеотеке кабинета английского языка, создает возможность для проведения вариативных групповых и индивидуальных заданий, выполняя которые необходимо использовать и запись, и книгу.

Индивидуализация обучения при работе с видеозаписью сводится к дифференциации подготовительных заданий: повторение отдельными учащимися необходимого лексического материала, предварительный просмотр наиболее сложных мест видеозаписи и просмотр несколько раз самой видеозаписи. Так, после первого контроля понимания увиденного становится понятно, кто из учащихся не смог выполнить задание. Эти учащиеся отрабатывают видеозапись еще раз. Кроме того, наиболее слабых учащихся перед началом просмотра я обычно знакомлю с общим содержанием материала; это помогает им направить внимание в нужном направлении. Организация контроля понимания увиденного зависит от уровня подготовки учащихся. Сначала выясняется общее содержание, для чего я вызываю менее подготовленных учащихся. Постепенно усложняя задание, я перехожу к опросу “сильных” учеников.

На начальном этапе обучения ученики осваивают алфавит, числительные, цвета, времена года, месяцы, дни недели и т. п. с помощью увлекательного и красочного учебного мультфильма “Muzzy in Gondoland”. В видеозаписи “Видо-временные формы глагола” в занимательной и доступной форме излагается трудный для усвоения учащимися материал, предлагаются тренировочные упражнения. Видеозапись “Happy English-2” дополняет и активизирует учебный материал авторов Т. Б. Клементьевой, Д. А. Шэннон. Видеосюжеты направлены на активизацию грамматического и страноведческого материала, а также используются для самостоятельных занятий учащимися английским языком. В фильмах снимаются носители языка. Я совместно с детьми изготовил печатную основу фильмов, поэтому менее подготовленные учащиеся имеют возможность предварительно знакомиться с содержанием фильмов, отрабатывать чтение и разучивать диалоги в ролях. Целесообразно дозируется материал видеофильмов “Откройте для себя Лондон”, “Виды и звуки славной Англии”, “Рекорды Гинесса”. Некоторые видеосюжеты я изготавливаю сам с помощью учащихся. Так был снят видеофильм “Москва. Осмотр достопримечательностей” во время туристической поездки школьников – воспитанников интерната в Москву. Вместе с 7-в классом мы сняли фильм о Белоярске на английском языке, где учащиеся выступали в качестве гидов и дикторов – комментаторов. Это был коллективный творческий проект.

Использование новых информационных технологий позволило мне эффективнее использовать учебное время, повысить интерес учащихся к предмету “Английский язык”, организовать самостоятельную работу учащихся и управлять ею, особенно процесс тренировочной работы с языковым и речевым материалом. Это определило характер используемых упражнений и методических приемов.

Имеющиеся в продаже компьютерные учебные программы по английскому языку не могут в полной мере удовлетворить учителя средней школы по ряду причин:

  • несоответствие предлагаемого материала общеобразовательной учебной программе по английскому языку;
  • избыток учебного материала и, как следствие, трудности в поиске нужного для конкретного урока материала и нехватка учебного времени для изучения предлагаемых курсов и т. д.

Поэтому я разработал компьютерную версию – электронное учебное пособие (ЭУП) (Приложение 1) “Краткий курс английского языка”, предназначенную для учащихся средней школы. Она также может быть использована лицами, самостоятельно изучающими английский язык. Электронное пособие составлено с использованием Microsoft PowerPoint и Microsoft Excel и просто в применении. При составлении этого пособия мной были учтены требования программы по английскому языку для средней школы, психолого-возрастные особенности обучаемых и национально-региональный компонент. Это электронное пособие успешно используется мной при обучении различных видов речевой деятельности и помогает мне разрешить те противоречия, с которыми я столкнулся в начале своей работы в школе Крайнего Севера. Применение технологии гипертекста при создании данного ЭУП имеет ряд преимуществ перед другими технологиями (например, традиционным учебником на бумажном носителе или электронным учебником, построенным линейно):

– Использование мультимедийных возможностей: музыкального или дикторского оформления, анимации, графических вставок, видеоклипов, слайд-шоу и т.п.
– Наличие разветвленной структуры гиперссылок (на определения, термины, пояснения). Гиперссылки позволяют получить пояснение, определение, дополнительную информацию по ходу прочтения учебного материала, при этом быстро вернуться к основному тексту.
– Наличие системы управления структурой – преподаватель может задать наиболее приемлемую, по его мнению, форму и последовательность представления материала, что позволяет использовать один и тот же учебный материал для разной аудитории, для разных видов учебной деятельности или просто как справочную систему.
– Наличие системы контроля знаний, интегрированной в ЭУП, которая позволяет осуществить контроль с мгновенным результатом в виде готовой оценки за выполненное упражнение.

Основное достоинство ЭУП состоит в том, что восприятие нового учебного материала идет через активизацию не только зрения (текст, цвет, статичные изображения, видео, анимация), но и слуха (голос диктора или актера, музыкальное или шумовое оформление), что позволяет создать определенный, можно сказать даже заданный, эмоциональный фон, который повышает эффективность усвоения предъявляемого материала.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции.

  • Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом.
  • Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.
  • Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный “человеческий” контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
  • Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и

системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЮ

Овладение иноязычной интонацией предполагает формирование аудитивных навыков восприятия интонационного рисунка и его адекватное воспроизведение в процессе говорения и чтения.

На начальном этапе обучения (2-4 классы) я, кроме входящих в учебно-методический комплект аудиокассет, использую рифмовки, стихи, песенки. Рифмовки помогают детям усвоить интонацию и темп английской речи. Дети поют и двигаются под песни “Lou”, “Sally”, “Circle to the left”, “Hockie-Pockie” и т.д., что, кроме прочего, успешно заменяет физкультминутку на уроке и прививает детям чувство ритма.

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИКЕ

При работе над лексикой я использую некоторые разделы учебной компьютерной программы “Smart Start Deluxe” – “Одежда”, “Внешность человека”, “Дом и квартира”, “Путешествие”, “Числительные”. После введения лексики учащимся предлагается учебная игра нескольких уровней на закрепление полученных знаний и контроль изученного материала. В работе участвует весь класс. Результат – намного выше уровень владения учащимися лексическим материалом, чем при традиционном обучении лексики.

РазделЛексика созданного мной ЭУП включает в себя лексику по 18 темам: “Fruit”, “Vegetables”, “Shopping”, “Toys”, “Clothes”, “Holidays”, “My friend”, “Biography”, “Books”, “Hobbies”, “Free time and leisure”, “Sports and health”, “Travelling” , “In the country”, “The United Kingdom”, “The Russian Federation”, “ Yamal”, “Moscow”. Здесь также имеются необходимые аудио-визуальные опоры и возможность самоконтроля. Наряду с традиционными формами отработки лексики, учащиеся отрабатывают ее с помощью компьютера, учитель может, работая в компьютерном классе, индивидуально проверять степень владения лексикой каждым учащимся, не отвлекая при этом других учащихся, и переходить к следующей стадии – практике употребления новой лексики в ситуациях. Эта работа является важным этапом в подготовке учащихся к следующему уровню – фразовому и, наконец, монологическому высказыванию по теме и диалогу.

ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ

Формирование речевых грамматических навыков я провожу поэтапно с учетом условий функционирования грамматических структур в речи. Я- выделяю три основных этапа формирования грамматического навыка в продуктивной речи:

1) ознакомление и первичное закрепление;
2) тренировка;
3) применение.

Раздел “Грамматика” ЭУП состоит из следующих тем: “Артикль”, “Имя существительное”, “Имя прилагательное”, “Глагол”, “Предлоги”. Первые три темы включают в себя теоретическую и практическую части (трансформационные и подстановочные упражнения), тема “Предлоги” носит ознакомительный характер. В теме “Глагол” имеются подтемы: “Глагол to be”, “Видо-временные формы глагола”, “Правильные и неправильные глаголы”, “Вопросительные предложения”, “Условные придаточные предложения”, “Страдательный залог”. Здесь также имеется теоретическая и практическая часть, а также тренажер (темы “Глагол to be”, “Вопросительные предложения”), схемы определения видо-временных форм глагола и построения вопросительных предложений. Данную работу предваряет, помимо традиционных способов (объяснение, закрепление, практическая отработка в речи), также изучение и отработка материала с помощью грамматических таблиц и видеозаписи. Как показала практика, такая последовательность изучения материала значительно повышает скорость и качество его овладения. При изучении темы “Глагол” я использую, как и при словарной работе, метод беспереводной семантизации.

ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ

При обучении аудированию я преимущественно применяю индивидуальный подход к обучению. Учащимся со слаборазвитыми навыками аудирования и недостаточно развитой аудитивной памятью предлагаю письменный вариант программы, записанной на кассете. Самые “слабые” учащиеся получают ключи к части упражнений, которые отрабатываются ими (ключи даются на отдельных карточках); первую половину упражнения учащиеся выполняют, сравнивая свои ответы с ключами, а вторую половину этого же упражнения выполняют самостоятельно. Исходя из этого, я организую и контроль работы учащихся: сначала сосредотачиваю свое внимание на работе “сильных” и “средних” учеников, а затем перехожу к “слабым” (к этому времени они начинают самостоятельно выполнять упражнение).

ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Обучение монологической речи осуществляется в процессе работы с печатным текстом, на ситуативной основе и с использованием аутентичного образца устного монологического высказывания.

Раздел электронного пособия Устные темы для беседы” охватывают большинство тем средней школы. После тщательной отработки лексики, используемых в теме грамматических структур я перехожу к изучению темы на основе имеющегося в этом разделе образца высказывания. Учащиеся, используя зрительно-звуковую опору на компьютере, изучают материал темы, затем готовят собственное аналогичное устное сообщение по теме, высказываются по теме.

ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Обучение диалогической речи осуществляется тремя способами: с использованием диалога-образца, на основе пошагового составления диалога и посредством создания ситуаций общения.

Работа с диалогом-образцом ориентирована на овладение обучаемыми образцовыми высказываниями на иностранном языке, тренировку коммуникативного взаимодействия общающихся, оперирование языковым материалом в диалогической речи, выполнение различных трансформаций с текстом диалога, а также на формирование навыков и умений составления диалога по образцу.

Пошаговое обучение составлению диалога предполагает овладение обучаемыми тактикой построения диалога в соответствии с речевыми намерениями общающихся и с учетом складывающегося и развивающегося между ними взаимодействия, – взаимосвязи и характера реплик побуждения и реплик реагирования. Пошаговое обучение ориентировано также на формирование навыков и умений конструирования диалога и разных ситуациях с учетом характера коммуникативных партнеров и их межролевого взаимодействия.

Обучение диалогической речи с помощью серии упражнений предполагает овладение навыками и умениями, нужными для реализации ситуации общения в соответствии с коммуникативными задачами общающихся, с учетом конкретных условий общения, а также с опорой на разные типы межличностного и межролевого взаимодействия общающихся.

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения.

Комплекс упражнений для обучения технике чтения на иностранном языке включает упражнения на усвоение звуко-буквенных соответствий, упражнения на формирование механизмов узнавания целых слов, упражнения на чтение отдельных предложений, упражнения на чтение предложений (диалогических текстов, сверхфразовых единств) и упражнения для обучения выразительному чтению текста.

Раздел “Учись читать” моего электронного пособия предназначен для обучения основным правилам чтения, развития навыков чтения вслух.

ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

“Поле чудес” в ЭУП не только игра, но и проверка полученных знаний, мотив получения дополнительных сведений по изучаемому материалу. Играющий должен отгадывать буквы по порядку следования их в слове. Неправильно отгаданная буква возвращает его в начало игры, что способствует непроизвольному запоминанию орфографии всего слова. Я составил эту игру по темам: “Столица англоязычной страны”, “Штат США”, “Эмблема страны, входящей в состав Соединенного Королевства”, “Цвета”, “Животные”, “Растения”.

Раздел “Кроссворды и ребусы” ЭУП составлен в Excel по изучаемым темам и имеют ключи для самостоятельной проверки правильности их решения. Обычно кроссворды и ребусы выполняются по завершении изучения лексики или устной темы.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ

При тестировании можно использовать любые обучающие или контролирующие упражнения. Чтобы подобрать соответствующее упражнение, я тщательно соотношу цели и объекты тестирования, его критерии и показатели (наличие и характер ошибки, темп речи и время выполнения теста и т. п.).

В разделе “Тесты и контрольные задания” все тестовые задания построены по принципу “Выбери правильный вариант ответа” и оцениваются по 5-балльной системе. В тесте № 1 имеются озвученные комментарии действий учеников во время выполнения теста, а в тесте №№ 2 и 3 также практические рекомендации после выполнения заданий. Тесты №№ 1 – 3 имеют по 5 заданий, 5 вариантов ответов каждый, остальные тесты – по 10 заданий, а после выполнения теста указываются номера правильных и неправильных ответов и оценка. Использование программы “Тестмейкер” позволило значительно расширить содержание тестов и сократить время на их подготовку.

Если проанализировать результаты контрольных работ, предметных олимпиад, результаты поступления выпускников в высшие и средние специальные учебные заведения по специальности “Английский язык” моих учащихся за последние годы, то видно стабильно высокий уровень их подготовки. Наличие в школе Интернета позволило разнообразить формы учебной работы, повысить мотивацию учебной деятельности. Учащиеся имеют возможность пользоваться англоязычными сайтами, что значительно расширяет их кругозор, языковую и культурологическую компетенцию.

Презентация