Наша Родина – Россия

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • дать первоначальное представление о родном крае, о Родине;
  • познакомить с понятиями “государственные символы”;
  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважительного отношения к государственной символике.

Ход урока

1. Орг. Момент

Добрый день и добрый час.
Мы начнём урок сейчас.
Тихо дети сели,
Тишине открыли двери.
На уроке пусть сидит,
Будет шумно – улетит

2. Актуализация.

(Звучит песня В.Баснера – М.Матусовского "С чего начинается Родина?" (слайд 1-5)

– Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить, какая будет тема сегодняшнего урока?

– Правильно, сегодня мы с вами поговорим о Родине. У вас было задание нарисовать, как вы понимаете слово родина. Как вы понимаете это слово?

(показ детских работ).

А какие стихи о родине вы знаете? (дети читают стихи, которые учили на уроках литературного чтения)

Если скажешь слово “ Родина”,
Сразу в памяти встаёт:
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки – берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики.
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

3. Открытие детьми нового знания

– Откуда произошло слово “родина”?

Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово “род” обозначает древнейшего бога славян Рода.

– Какие слова, близкие по значению слову “родина”, вы можете привести?

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её. Родина – это и Отечество, страна, и месторождение человека.

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна.

– Мы должны любить свою Родину, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же, хорошо знать историю своей страны.

– А как называется наша Родина?

– Наше государство называется Россия, Российская Федерация. (слайд 6)

– Как называется столица нашего государства? (слайд 7).

– Какие ещё города России вы знаете?

– Оказывается, как много в нашей стране городов и как много в ней народностей проживает. У каждого народа – своя культура и свои традиции:

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех – одна.

– А за что ещё мы любим нашу Родину? (за её природные богатства, леса, реки, богатый животный мир) (слайд 8)

– Чем же отличается одно государство от другого? (Они отличаются языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением)

Символы власти Др. Руси были скипетр и держава

– У каждого государства есть 3 обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь, поэтому вы их должны хорошо отличать.
– Какие государственные символы вы знаете? (Флаг, герб, гимн)

Государственный гимн

Скажите, что такое гимн? (Это торжественная песня).
В каких случаях он исполняется? (В особых, торжественных случаях: во время подъема государственного флага, в дни торжественных праздников, в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях).
Сегодня такой торжественный случай наступил. Когда исполняют гимн, люди встают, тем самым, выражая уважение к своей стране.

В России долго не было своего гимна. Вплоть до ХVII века во время государственных церемоний и событий общегосударственного значения исполнялись православные церковные песнопения. В эпоху Петра Великого во время всевозможных торжеств стали исполняться – патриотические песнопения, перемежавшиеся пением "Многие лета". Они исполнялись вплоть до 1780-х годов.

В течение всего ХVIII века функции гимна выполнял средневековый общеевропейский гимн "Тебя, Бога, хвалим". Его исполняли после побед русских войск, в конце торжественных молебствий и в "царские" дни императорской семьи. К хвалебным кантам, ораториям примыкал старейший русский "Преображенский марш Петра Великого", созданный ближе к концу царствования Петра.

К концу ХIХ века Преображенский марш стал главным в России. С 1917 года этот марш некоторое время выполнял функции государственного гимна.

Первым официальным государственным гимном России была "Молитва русских" на слова А.В. Жуковского – "Боже, Царя храни!". 19 сентября 1816 года "Молитву" пели при праздновании годовщины Царскосельского лицея с двумя дополнительными куплетами, сочиненными А.С. Пушкиным. Тогда же Александр I издал указ исполнять "Молитву русских" полковым оркестром всегда при встречах императора.

– Наш современный гимн величествен. В его словах прославляется наша Родина – Россия. Музыке гимна уже более 50 лет, а слова современного гимна были написаны Михалковым С.В. в 2000 году.

Исполняется гимн Российской Федерации. (поют дети под фонограмму)

Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена.

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой.

Герб (слайд 9)

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он – России дух свободный.

В прошлом у каждого российского города был свой герб. Он рассказывал о самом главном в судьбе города, о его внешнем облике, об обычаях его жителей. Рассказ велся на языке символов — сказочных и настоящих фигур и предметов, расположенных на гербе с особым смыслом.
Сообщение (делает подготовленный ученик): Расположение и цвет символов на гербах объясняет специальная наука — геральдика.
Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. – Двуглавый орел символизирует единство народов, живущих на необъятных просторах нашей Родины. Он, как бы, смотрит одновременно на Запад и на Восток. Крылья орла подняты, он показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна. Над головами 3 короны – это символ союза народов, из которых состоит Россия. В правой лапе орла скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой, золотом и драгоценными камнями. На груди орла помещен герб Москвы, он тоже имеет форму щита. Это означает, что Москва — столица могучего Российского государства.
Правой лапой орел сжимает скипетр, в левой лапе — держава, над головой орла мы видим корону. Скипетр — это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он “указывает”, “показывает”, что нужно делать, чтобы государство было сильным .Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, “держать” его. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица — на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке — серебряное копье, которое помогло ему победить змея. . А от слова “копье” произошло слово “копейка”, так как изображение Георгия с копьем издавна чеканили на мелких монетах. Черный змей — это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет змея-дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Наш современный герб был утвержден в 2000 году. Однако, он очень древний, ему уже более пятисот лет, т.к. он является наследником герба, который страна имела 500 лет назад.
– Где мы можем увидеть изображение герба? (На паспортах, печатях, монетах, на зданиях правительства, суда).

Государственный флаг России

– Послушайте стихотворение

Белый цвет – березка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.

– О каком символе это стихотворение? (О флаге) (слайд10)

– Как вы думаете, зачем людям нужен флаг?

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать “стянуть к себе” воинов для защиты своей земли, села или города. Потом стяги стали делать из ткани обычно красного цвета. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам (то есть воинам, защитникам).Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали изображения святых – “знамения” (“священные знаки”). Так появилось слово “знамя”.

Из каких частей состоит флаг? Из древка и полотнища. Руководители всех государств договорились о размерах своих флагов. Флаги разных стран отличаются: на одних полотнищах изображены разноцветные полосы (вертикальные, горизонтальные), на других – звезды, различные орнаменты, на третьих – и то, и другое, но обязательно особым образом.
– Все вы знаете, как выглядит современный российский флаг.
– Какие цвета вы видите на нем? (Белый, синий, красный).
– Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.
– Кто знает, что они означают?

– Кто сможет ответить, что означают цвета? (Белый – мир, чистота, правда . Синий – верность. Красный – мужество, отвага ).

– А что символизируют белый, синий красный цвета российского флага? Есть разные версии. По одной, это единство моря, земли и неба. По другой – цвета флага символизировали: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость .

– В каких случаях поднимают государственный флаг? (Во время торжественных праздников, на спортивных соревнованиях).

5. Закрепление

– Перед вами лежит “сетка”. Надо заполнить её так, что бы получилась карта Россия, т.е– заполнить пазлы.

– Решить кроссворд

1. Государственный символ в виде щита
2. Название нашей страны.
3. Что орёл держит в левой лапе
4. Что у орла в правой лапе
5. Торжественная песня
6. Современный стяг

6. Рефлексия

Прикрепить свой флажок к мачте корабля “Россия”.

Презентация