Инновационные технологии в работе с дошкольниками "Готовим руку к письму"

Разделы: Работа с дошкольниками


“Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”.
В.А. Сухомлинский

Актуальность: Ребёнку важно подготовить руку к письму.

В группе есть дети у которых слабо развиты мелкие мышцы рук, не совершенна координация движений рук. Поэтому тренировка должна проходить незаметно и интересно, будить у ребёнка воображение и творчество.

Проблема. У многих детей рука как будто не подчиняется. Поэтому в этом возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости. Если кисть ребёнка будет развита хорошо, писать он будет красиво, чётко и легко.

Объект исследования. Данный проект будет проводиться в подготовительной к школе группе с шестью детьми, у которых слабо развита мелкая моторика рук, координация движений кистей и пальцев.

Цель. Подготовить руку ребёнка к письму. Развивать мелкую моторику мышц пальцев.

Гипотеза. Нужно приложить немало усилий к тому, чтобы дети научились писать красиво, чётко. Для многих детей и родителей это большая проблема. Рука не подчиняется ребёнку, поэтому в работе над проектом необходимо сделать акцент на укрепление пальцев и кистей рук у детей. В работе использовать основной принцип дидактики: от простого - к сложному.

Состав участников проекта: 6 детей, 6 родителей, педагоги.

Основные методы и приёмы

Методы Приёмы Проводит
Практические Упражнения подражательно исполнительного характера Воспитатель: Генич И.Д.,

Учитель-логопед: Плут С. П.

  Упражнения конструктивного характера Воспитатель: Генич И. Д.

Учитель-логопед: Плут С.Н.

  Упражнения творческого характера Воспитатель: Генич И. Д.
Словесные Объяснение Пояснение Педагогическая оценка Воспитатель: Генич И.Д.
Наглядные Демонстрация макетов и картин Воспитатель: Генич И.Д.

Учитель-логопед: Плут С.Н.

Игровые Слуховые, зрительные диктанты.

Моделирование.

Пальчиковые игры.

Воспитатель: Генич И.Д.

Учитель-логопед: Плут С.Н.

Задачи:

О. Сформировать правильный захват орудия письма, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки, разработать и систематизировать для родителей комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребёнка, тренировать щепоть.

Р. Мышцы мелкой моторики, координацию движения руки, внимание, память, глазомер

В. Добрые взаимоотношения между взрослыми и детьми.

1. Подготовительный этап (с 1.09.08 по 14.09.08)

Мероприятия Сроки Ответственный
1 Диагностика: "Готовность руки ребёнка к письму" Первая неделя Воспитатель: Генич И.Д.
2 Анкетирование родителей: "Нужно ли готовить руку ребёнка к письму в дошкольном возрасте Вторая неделя Воспитатель: Генич И.Д.,
3 Консультация для родителей: "Гигиенические правила письма" С 1.09.08 по 5.09.08 Воспитатель: Генич И.Д.

На подготовительном этапе после проведения анкетирования и диагностики был создан клуб "Волшебные пальчики", где дети:

- повышали уровень подготовки к письму;

- развивали мелкую моторику пальцев рук, внимание и контроль за собственными движениями руки и глаза.

2. Основной этап (с 20.11.08 по 20.12.09)

Мероприятия Сроки Ответственные
1 Гимнастика для пальцев рук: "Отличные, пшеничные", "Снежок" "Паутинка" Ноябрь

1 неделя

2 неделя

Воспитатель: Генич И.Д.

Учитель-логопед: Плут С.Н.

2 Индивидуальная работа: "Штриховка":

- снеговик

- волшебные ладошки

- зимние забавы (виды спорта)

Две недели

Декабрь - 1 неделя

Воспитатель: Генич И.Д.

Учитель-логопед: Плут С.Н.

Воспитатель: Генич И.Д.

Воспитатель по физкультуре: Кареева С.А.

3 Работа с родителями. Совместное творчество родителей и детей дома "Семейная мастерская наших пальчиков" Декабрь - 1, 2 неделя Воспитатель: Генич И.Д., родители.
4 Папка-передвижка для родителей "Подготовка руки ребёнка-дошкольника к письму Ноябрь Воспитатель: Генич И.Д.

Учитель-логопед: Плут С.Н.

5 Индивидуальная работа "Шнуровка":

- оденем мальчика на прогулку

- эти волшебные узелки

- непослушный ботинок

Ноябрь-декабрь Воспитатель: Генич И.Д.

Учитель-логопед: Плут С.Н.

6 "Ниткопись"

- снеговик

- буквы

- ёлочки

- снежинки

Декабрь Воспитатель: Генич И.Д.
7 Домашнее задание. (Работа с родителями)

- выкладывание из спичек, макарон

- работа в тетрадях

Ноябрь-декабрь Воспитатель: Генич И.Д.

Учитель-логопед: Плут С.Н.

8 Сюжетно-ролевая игра "Сервировка стола" Декабрь Воспитатель: Генич И.Д.
9 Игры с мячом Ноябрь-декабрь Воспитатель: Генич И.Д.

Воспитатель по физкультуре: Кареева С.А.

10 Дидактическая игра "Плетение коврика" Декабрь Воспитатель: Генич И.Д.
11 Занятия по ИЗО:

- обрывная аппликация -лепка "Барельеф"

Ноябрь-декабрь Воспитатель: Генич И.Д.
12 Занятия по ИЗО:

- обрывная аппликация -лепка "Барельеф"

Ноябрь-декабрь Воспитатель: Генич И.Д.

3. Заключительный этап

Мероприятия Сроки Ответственные
1 Занятие "В гостях у снегурочки" 19.12.08 Воспитатель: Генич И.Д.

Методист: Трухонина Л.М.

Муз.руководитель: Лопарёв В.И.,

родители

2 Диагностика С 15.12.08 по 22.12.08 Воспитатель: Генич И.Д.
3 Анкетирование С 15.12.08 по 22.12.08 Воспитатель: Генич И.Д.

Рекламно-информационные мероприятия

Мероприятия Сроки Ответственные
1 Приглашение для родителей Ноябрь

1 неделя

воспитатель: Генич И.Д.
2 Объявление-выставка творческих работ детей "Очень умелые ручки" декабрь Воспитатель: Генич И.Д.
3 Фото-выставка для родителей: "Что умеют наши ручки" декабрь Воспитатель: Генич И.Д.

Предполагаемый результат: Создание клуба "Волшебные пальчики" способствовало повышению уровня развития мелкой моторики и координации движения рук, дети готовы к овладению письмом, они не испытывают страха перед пишущим предметом, держат уверенно и ручку и карандаш.

Я бы хотела поделиться своим опытом работы, системой разработанных упражнений, способствующих развитию мелкой моторики и координации движения рук ребёнка с воспитателями детского сада и на РМО.

Приложение 1